Как отличить радиальные шины от диагональных

Радиальные и диагональные шины строение, плюсы и минусы видео АвтоНоватор

Радиальные и диагональные шины для легковых автомобилей уже давно не конкуренты на рынке, и после прочтения нашего небольшого обзора вы поймете, почему это так. Выпускаются для наших автомобилей только радиальные разновидности покрышек, а диагональные заняли место в линейке для грузовых машин. Исходя из этого, можно считать, что говорить о различиях нет смысла, но для любопытных мы проведем данный ликбез.

Структура автомобильной шины в двух словах

Для начала следует освежить в памяти или даже открыть для себя примитивную модель строения шины, не углубляясь в тонкости производства. Этот компонент колеса создается из нескольких слоев резины, каждый их которых несет свою функцию. Если двигаться изнутри, первые слои называются каркасом. Эта часть отвечает за жесткость и форму будущего изделия, содержит в себе текстильную нить, чаще всего синтетическую. Особый способ переплетения нитей и их направление в различных слоях и отличает рассматриваемые виды шин.

Следующие слои резины называются брекером, здесь непосредственно прикрепляется протектор, а значит, эта часть конструкции будет ближе к дороге, и в ее обязанности входит терпеть силовые нагрузки. Чтобы придать ей повышенную прочность, в слои вживляют металлокорд (трос из стальной латунированной проволоки). Он укладывается в определенном порядке (диагональ с большим углом), который практически не отличается в диагональных и радиальных автомобильных шинах. То есть главным отличием будет внутренние слои, каркас и расположение в них нитей.

Отличие диагональных шин от радиальных – особенности эксплуатации

У диагональных шин можно отыскать больше минусов, чем у радиальных, разберемся в них подробнее. Хитросплетение волокон каркаса создает напряженность, обязывает к увеличению и четности слоев резины, и мы приходим к тому, что это нагромождение создает трудности для отвода тепла при движении по дорожному покрытию. И если двигаться долго и быстро, да еще при жаре, то вероятность «взрыва» таких шин высока.

Диагональность и многослойность также создают жесткость конструкции, отчего радиальная эластичность таких шин падает, площадь контакта с поверхностью уменьшается, а значит, сцепление с дорогой будет хуже, здесь страдает безопасность движения, особенно при мокрой погоде. Радиальные же автомобильные шины позволяют автомобилю быть более управляемым, потому что пятно сцепления с дорогой больше, это же делает износ протектора равномернее.

Шины с диагональным расположением волокна из-за сложности структуры будут тяжелее сами по себе, а вот несущей способностью обладают меньшей по сравнению с радиальными. Также снижается допустимая безопасная максимальная скорость автомобиля. Но нет худа без добра, диагональная шина устойчивей к боковым повреждениям, в то время как порез или прокол сбоку радиальной шины ведет к ее полному списанию. Но этот нюанс не стал судьбоносным, и диагональное переплетение уже практически не встречается в легковых автомобилях.

Радиальные и диагональные шины – секрет плетения волокон

Отличие диагональных шин от радиальных практически напрашивается из их названий. Диагональное расположение нитей в каркасе заключается в том, что от одного обода к другому они проходят по диагонали, то есть под углом к колее движения. Для того чтобы натяжение слоев каркаса между собой было равномерным, и шина не имела перекоса, нужно нити каждого нового слоя направлять вперехлест к предыдущему, на такой же угол, только в другую сторону. Отсюда напрашивается вывод, что слоев должно быть четное количество, чаще всего их 4, иногда встречается и больше.

В радиальных шинах таких сложностей нет, все нити слоев резины в каркасе направлены между ободами строго перпендикулярно направлению движения. Отсюда и независимость слоев друг от друга, потому что они все одинаковые, их нечетность никак не повлияет на баланс. Поэтому количество их варьируется довольно широко. Принципиальное отличие структур мы рассмотрели, остается разобраться, какие же плюсы и минусы несут эти особенности конструкций, и почему легковой автопарк отказался от диагональных шин.

Маркировка радиальных и диагональной шины или как их отличить

Как говорилось в статье про значение цифр и букв на бортах покрышки, радиальный тип покрышки отмечается эмблемой «Radial». Второстепенным признаком служит указатель направления движения, но существуют всенаправленные. В них рисунок протектора симметричный и нет разницы во внутренней стороне или наружной. Об этом подробно рассказывалось в материале, ссылка указана выше.

То есть, в указании размера отсутствует процентное соотношение высоты боковины к ширине и буква «R».

Например: 155-13 или 6,15-13

1. 155 или 6,15 – ширина профиля в миллиметрах и дюймах соответственно2. 13 – посадочный диаметр диска

Для грузовых автомобилей, троллейбусов и спецтехники может применяться такая маркировка: 1300х530-533. Все значения указываются в миллиметрах:

1300 – наружный диаметр шины530 – ширина профиля533 – внутренний диаметр под диск

Почему люди покупают диагональные шины

Следует отметить достоинства диагональных покрышек:

  • простая конструкция таких шин серьёзно снижает стоимость;
  • боковая часть имеет высокую прочность;
  • диагональная шина активно поглощает нагрузки, что возникают при попадании колеса в яму;
  • хорошая ремонтоспособность.

Недостатки шин этого типа

Все достоинства шин этого типа не могут перекрыть их минусов:

  • большой вес покрышки негативно сказывается на узлах трансмиссии, увеличивается расход горючего;
  • при возникновении значительных нагрузок наблюдается деформация протектора. Это значит, что такая шина гораздо раньше будет направлена на утилизацию;
  • небольшое пятно контакта протектора с дорожным полотном станет большой проблемой при езде в плохую погоду или при работах с нагрузками;
  • при движении со скоростью выше 40 км/ч, смещение боковин шины вызывает трение, что повышает температуру покрышки;
  • по данным статистики, пробег диагональных шин в 2 раза меньше, чем у радиальных.

Чем отличается радиальная шина от диагональной

Водительские права категория М что это значит и на какой транспорт Изобретенная в середине 19 века, первая в мире шина, прежде чем стать очевидным предметом автомобиля сегодня, прошла несколько ступеней своей эволюции, которые выводили ее на новый уровень технического прогресса. Идея облегчить нагрузку на деревянные колеса и уменьшить силу трения, пришла в голову молодому изобретателю Роберту Уильяму Томпсону. Конструкция этой шины была очень проста. Она состояла из внутренней камеры и кожи, которая ее защищала снаружи. Эта конструкция явно относится к первому виду шин нашего времени — камерному. На данный момент их существует четыре:

  • Камерные.
  • Бескамерные.
  • Радиальные.
  • Диагональные.

Следующая гениальная мысль принадлежит Чальду Кингстону Уэлтчу, который решил использовать стальную проволоку для более прочного соединения камеры и покрышки. Эта конструкция шин применяется уже больше века и только отдельные ее части подверглись совершенствованию.

Конструкция автомобильных шин

Автомобильная шина наших дней состоит из нескольких простых частей:

  • Каркаса.
  • Корда.
  • Протектора.
  • Нескольких слоев резины внутри каркаса.

Каркас имеет внутреннюю и боковую части, которые изготавливаются из резины. Каучук считается самым высококачественным продуктом для ее изготовления. Материалы, используемые для корда могут различаться. В зависимости от предполагаемых нагрузок, корд может быть изготовлен из металла, различных сплавов полимеров или текстильных материалов. Задача протектора обеспечить хорошее сцепление с дорожным покрытием при определенных погодных условиях, поэтому, появилось два новых определения шин:

  • Летние.
  • Зимние.

Зимняя комплектация может быть оборудована дополнительными шипами, незначительно выступающими из протектора. Это помогает удержать автомобиль на ледяных участах дорог. Большее предпочтение отдают комбинированным комплектам, которые имеют высокие показатели как на льду, так и плотной поверхности снега.

Камерные и бескамерные шины

Роберт Томпсон создав камерную шину просто не имел технической возможности разработать безкамерную. Его камера, состоящая из клееной парусины, была надежно защищена обтянутой кожей, но технологический прогресс просто вытеснил его произведение искусства.

Главное отличительная способность безкамерного варианта в том, что в случае пробития каркаса, давление воздуха падает значительно медленнее относительно первого варианта, давая возможность добраться до ближайшего шиномонтажного обслуживания не вызывая эвакуатор. Несмотря на то, что камеру можно отремонтировать самому и на этом сэкономить, большинство придерживается нового бескамерного типа.

Радиальное и диагональное расположение корда

Эти два вида различают по конструктивному расположению проволоки относительно каркаса. Они существенно различаются друг от друга и требуют рассмотрения по отдельности.

Диагональные

Зачастую оборудованы камерой и имеют два слоя корда, который пересекается друг с другом на середине протектора. Захватывая всю площадь каркаса, они имеют высокие показатели прочности. Порезы и проколы боковых частей подлежат ремонту, а боковой порез на радиальном виде, говорит водителю о неизбежной покупке новой резины.Цена диагональных значительно ниже радиальных и это, наверное, вторая главная причина присутствия их на рынке. Они больше подходят для грузовых автомобилей, которые работают на загрязненной местности в условиях строительной промышленности или других похожих сферах.

Радиальные

Корд, расположенный по радиусу между слоями резины каркаса, обеспечивает лучший контакт с трассой благодаря большей соприкосаемости. В основном, они не используют камеру и обладают мягкими боковыми частями, которые смягчают удары на неровной поверхности. Высокая теплопроводность обеспечивает хорошее сцепление с дорогой, что позволяет автомобилю иметь хорошую маневренность на высоких скоростях.

Благодаря равномерной нагрузке по всей поверхности протектора, срок его службы значительно увеличивается. Именно эти показатели, которые больше подходят для легковых машин, сделали их такими популярными. Практически, все новые легковые автомобили оборудованы ними.

Выделять определенный вид нельзя из-за отличительных сфер применения. В зависимости от типа авто и будущих условий работы, а также времени года, выбирают соответствующие шины. Износостойкость зависит только от производителей. Цены могут иметь колоссальное различие, в зависимости от используемых материалов, но конструктивную идею Томпсона не могут превзойти до сих пор.

Где находится

Практически только в московском метро можно услышать слово «радиальная», если речь идет о конкретной станции. Дело в том, что в столичной подземке существует Кольцевая линия. На схемах метро прошлых лет она отмечена как геометрическая окружность коричневого цвета. Но ведь помимо нее существуют и другие линии, которые пересекают ее.

Стоит ненадолго углубиться в историю, чтобы понять, откуда появились данные ветки (радиальные), какие это станции. Первым делом в 1935 году построили («Парк Культуры» — «Сокольники»), затем началось строительство Замоскворецкой линии, далее со временем появились остальные ветки. Кстати, даже в настоящее время на карте метро, а также в современных поездах с электронным табло над дверями можно увидеть цифры, обозначающие номер линии (ветки). Нумерация выбрана не случайно. Она как раз и означает хронологическую последовательность строительства.

Кольцевая линия — пятая по счету. Она стала, по сути, пересадочной. И у каждой станции на этой линии есть пересадочный узел (соседние станции, относящиеся к другим линиям). Именно они и являются радиальными. Какая ветка метро пересекается с Кольцевой, будет рассказано чуть ниже.

Как ставить радиальную шину – несколько особенностей, что вас ждут

Узнав более подробно, что значит радиальная шина, следует разобраться и со следующими вопросами, как их ставить, и в каком уходе они нуждаются. Устанавливая такие покрышки на своего «железного коня», придерживайтесь следующих правил. Если вы приобрели направленную шину, то на ней обязательно должна быть стрелка, которая указывает направление движения вперед, и устанавливать ее надо соответственно.

Если же типы рисунков протектора радиальных шин относятся к несимметричным, то с одной стороны вы увидите надпись «Inside» что в переводе означает «наружу», и устанавливать их следует так, чтобы данная надпись находилась с внешней стороны. Что же насчет симметричных радиальных вариантов, то обязательно при снятии отметьте направление движения, дабы потом установить их правильно. Ну, и в завершении, даже когда прикатываете радиальную шину к месту монтажа, обязательно соблюдайте направление вращения.

Ухаживать же за ними нужно так же, как за любыми шинами

Регулярно следует осматривать, причем особое внимание уделять протектору и боковинам, в случае же обнаружения дефектов, обратитесь за помощью к специалистам. Если же во время движения авто уводит в сторону, или появились вибрации, то, скорей всего, это также из-за повреждений покрышек

Нужно произвести демонтаж и восстановить шину.

Главная →

Устройство → Ходовая часть → Шины →

Основное различие при эксплуатации шин, отличающихся строением кордового слоя

Диагональная авторезина

На автомобильном рынке есть два типа автопокрышек:

  1. Радиального типа. Такая автошина состоит из одного кордового слоя (допускается и несколько слоев). Нити корда расположены перпендикулярно ободу покрышки и не пересекаются между собой. В большинстве случаев радиальные шины являются бескамерными и имеют одно бортовое кольцо. Маркируются указанные автопокрышки буквой «R» либо обозначениями «Radial» или «Belted», расположенными на боковой поверхности автошины.
  2. Диагонального типа. Такая авторезина состоит из нескольких слоев корда (в основном их количество четное). Нити корда пересекаются между собой под определенным углом. В большинстве случаев радиальные автопокрышки, имеют два бортовых кольца и являются камерными.

Отличие в строении каркаса оказывает влияние на основные характеристики покрышек. Радиальные автошины имеют следующие преимущества:

  1. Есть возможность использования минимального количества кордовых слоев — это позволяет:
  • увеличить жесткость авторезины;
  • снизить общий вес изделия благодаря уменьшению толщины каркаса, что позитивно сказывается на ресурсе подвески машины и скоростных характеристиках авто, плюс снижается быстрота нагревания авторезины, увеличивается ее эксплуатационный период;
  • увеличить глубину протекторного слоя для лучшей проходимости машины.
  1. Выдерживают большие нагрузки.
  2. Могут использоваться без камер.
  3. Обеспечивают равномерность износа протекторного слоя.
  4. Устанавливаются, в основном, на легковые машины.

Из недостатков следует выделить:

  • боковая часть автошин поддается механическим воздействиям;
  • относительно высокая стоимость.

Преимущества диагональной авторезины:

  • боковины устойчивы к механическим воздействиям;
  • меньшая стоимость, чем у радиальных изделий;
  • возможность установки на специальные виды транспорта — тракторы, экскаваторы и так далее.

Недостатки указанного типа автошин:

  1. Из-за переплетения нитей кордового слоя увеличивается напряжение — это приводит к увеличению количества слоев авторезины, замедленному отводу тепла. Если вы любите ездить на больших скоростях, то будьте готовы к разрыву диагональных автошин из-за перегрева.
  2. Высокая жесткость покрышек сказывается на их эластичности, следовательно, снижается контакт колес с дорожным покрытием.
  3. Низкий комфорт во время вождения.
  4. Высокая шумность.
  5. Неравномерный износ протекторного слоя.
  6. Отличаются увеличенной массой — это оказывает воздействие на снижение скоростных характеристик машины, а также возрастанию нагрузки на подвеску.

Разница в эксплуатационных характеристиках радиальных и диагональных шин значительна. Поэтому большинство заводов-изготовителей отказалось от выпуска второго типа авторезины.

Что такое диагональная шина

Прежде чем рассматривать отличия двух типов, давайте рассмотрим, что такое диагональная покрышка. Начнем с ее конструкции – это основная особенность.

Диагональная шина состоит из несколько слоев корда, переплетенных между собой в диагональном направлении, относительно её краев. Количество таких слоев колеблется от 6 до 8, обязательно их число должно быть четным. Таким образом, достигается высокая надежность боковин каркаса и всего изделия в целом.

Нити корта перехлестываются между собой под углом в 30 градусов. То есть, они расположены относительно боковых краев в диагональном направлении. Поэтому они получили такое название. Материал нитей – нейлон, капрон. Так получается «многослойный» пирог, составляющий каркас – надежный, рассчитанный на большие нагрузки.

Такой тип шин применяется для сельскохозяйственной и промышленной техники. Где большую роль играет не устойчивость на дороге или скоростные характеристики, а надежность, способность «принять» большую массу. Как говорилось выше, ее боковой корт устойчив к порезам в большей степени, чем у радиального типа – это тоже неоспоримое достоинство для тяжелых машин.

Достоинства

  1. Прочные, способные выдержать тяжелые дорожные условия
  2. Боковины легко противостоят порезам. Эта особенность позволяет спецтехнике преодолевать бездорожье, грязь и т.д.
  3. Они «глушат» удары от дороги, на них машина едет «мягче»
  4. Низкая стоимость производства и простота ремонта

Недостатки

  1. Имея нейлоновые нити в своей конструкции, такая покрышка менее теплопроводная, а значит, сильнее нагревается при езде по дорогам
  2. Небольшой срок службы. Все также в этом виноваты нити корта из искусственного материала
  3. Из-за большого числа слоев в корте, диагональные шины весят гораздо больше, чем их радиальные собратья
  4. Не предназначены для большой скорости передвижения. Их главная цель – выдержать большие нагрузки и вес автомобиля
  5. Про управляемость на дороге можно забыть. Из-за своей конструкции, корт деформируется при езде по дороге, уменьшается сцепление с поверхностью, а значит, устойчивость автомобиля в целом

Диагональные шины при прохождении поворотов могут «ложится на бок». Не имея жесткого брекера, протектор сминается в сторону поворота или скольжения. Тем самым, часть его «отлипает» от дорожного полотна, уменьшая пятно контакта с дорогой.

Также, при изменении нагрузок на колесо или колебательных движениях автомобиля при езде в прямом направлении у них менее устойчивое пятно контакта. По выше описанной причине, у такой покрышки выступы, ламели протектора сминаются, «играют», уменьшая поверхность контакта с асфальтом.

Отличие радиальной авторезины от диагональной

Что значит радиальная шина, и какое у нее различие с диагональной? Разница между шинами проявляется в разном типе корда. В радиальных шинах нити корда расположены под прямым углом к радиусу колес, они между собой не пересекаются. Радиальные автошины выпускают с металлокордом, или с кордом из текстильных волокон в брекере. Конструкция таких шин позволяет снижать внутреннее напряжение корда, что положительно влияет на ходовые качества и безопасность при движении, повышается управляемость транспорта за счёт большего сцепление с дорогой, изнашивается шина более равномерно.

Дополнительная информация!

Радиальные автопокрышки выпускаются бескамерные, оснащены одним бортовым кольцом, диагональные – в основном с камерой.

Радиальные автопокрышки для легковых машин всё больше вытесняют диагональные, так как имеют больше преимуществ над ними. За все время своей эксплуатации они показали лучшие результаты, чем диагональные:

  • отличная износостойкость;
  • длительный период эксплуатации;
  • низкое сопротивление качению;
  • уменьшенный расход топлива;
  • оптимальная управляемость;
  • надежное сцепление;
  • легкость шины;
  • выносливость к нагрузкам;
  • теплопроводность.

Вам это будет интересно Летние автошины Континенталь

У данного типа резины есть и недостатки, к которым относятся высокая стоимость и уязвимость боковой части шины к механическому воздействию. В устройстве диагональных шин чаще всего встречаются несколько слоев корда, нити которых направлены по диагонали. Количество слоёв может быть (от 2 до

Расположение волокна в несколько слоёв делает шину гораздо тяжелее. При этом снижаются несущие способности, безопасность скорости движения автотранспорта.

Все проведенные тесты показали, что радиальные шины лучше, чем диагональные. Тот факт, что в продаже практически отсутствует диагональная легковая авторезина, доказывает её худшие качества:

  • отличаются более высоким сопротивлением качению;
  • они имеют гораздо меньший срок службы;
  • выдерживают меньшую нагрузку;
  • менее устойчивы к износу;
  • имеют синтетический каркас с меньшей теплопроводностью;
  • больший вес.

Положительные качества также присутствуют в этой конструкции. Перекрещивающиеся слои корда придают изделию равномерную прочность по всему профилю. Боковые стенки автопокрышки очень прочные, их сложно повредить, они уменьшают ударные нагрузки на транспорт.

Обратите внимание!

Диагональные автопокрышки в основном используются для многих грузовых машин, в том числе и с высокой проходимостью, и спецтранспорта.


Шины для спецтранспорта

Главное отличие – направление армирующих элементов

В диагональных шинах корд уложен под углом к направлению качения колеса. Несущий каркас состоит из полимерных или текстильных нитей, укладывается четное количество слоев во взаимно перекрещивающихся направлениях. Подобная технология обеспечивает одинаковую жесткость всех частей покрышки: протектора, боковин, плечевых зон.

В радиальных шинах корд изготавливают из стальных и нейлоновых нитей. Кордовые нити расположены перпендикулярно к направлению движения транспортного средства. Нити идут от борта к борту покрышки под прямым углом, армирование укладывается в один слой. Часть покрышки, контактирующая с дорожным полотном, обязательно усиливается дополнительным кордовым поясом – брекером.

На картинке: Диагональная и радиальная шина в разрезе.

Практические преимущества каждого типа шин для сельхозтехники

  • Меньший вес радиальных покрышек позволяет снизить расход горючего, что в условиях постоянно дорожающих ГСМ – весомое преимущество. Более легкие шины оказывают меньшую нагрузку на ходовую часть, что положительно сказывается на ресурсе техники. Также следует учесть большую грузоподъемность: для одной и той же работы потребуется более легкая радиальная покрышка.
  • Радиальные шины отличаются большей мягкостью, увеличенное пятно контакта с поверхностью дороги улучшает управляемость. При движении по бездорожью большее количество грунтозацепов протектора контактирует с грязью, колеса не буксуют, это повышает проходимость техники, снижает потребление горючего. Более мягкие радиальные шины меньше уплотняют структуру почвы, не повреждают корни растений.
  • В диагональных покрышках при движении на больших скоростях слои корда, особенно на боковинах, взаимно смещаются, возникает трение, что повышает температуру. Поэтому на такой резине разрешено разгоняться не быстрее 40 км/ч. В более тонких и монолитных радиальных шинах подобной проблемы нет: боковая часть работает как одно целое. Благодаря такому преимуществу радиальные покрышки разрешено эксплуатировать на скорости до 65 км/ч.
  • С нагрузкой такая же ситуация – радиальная резина способна выдерживать больший на 15-20% вес, чем аналогичная по размеру шина с диагональным кордом. К Примеру: на Вашем погрузчике с телескопической стрелой установлен ковш для сыпучих материалов. Если техника оснащена радиальными покрышками, можно каждый раз захватывать на 20% больший объем груза, что существенно ускоряет работу.

На картинке: Пятно контакта для диагональной и радиальной шин.

Всё, бежим за радиальными шинами для сельхозтехники и тракторов? Не все так просто!

У диагональных покрышек есть свои преимущества. Эти изделия имеют меньшую стоимость, чем аналоги с радиальной структурой корда, так как проще в изготовлении. Также данные шины более устойчивы к повреждениям боковой части.

Корд из нескольких перекрещивающихся слоев придает изделию равномерную прочность по всему профилю. Диагональные шины имеют более крепкие боковины. Если вам приходится часто ездить в местах, где можно наткнуться на битый кирпич, металлолом, коряги и другие острые предметы, лучше остановите свой выбор на диагональных покрышках. Эти шины меньше страдают от порезов, задиров и прочих механических повреждений боковой части.На видео: Разница между радиальной и диагональной покрышками (0:54сек).Статья подготовлена по заказу сайт Автор статьи: Абдрахманов А. Н.

Почитайте, получилось интересно. Кстати там еще и таблицы есть. Сегодня я хочу поговорить о диагональных и радиальных покрышках. Понятно, что тема избитая и очень много информации в интернете по этому вопросу. Однако очень много заумных статей написанных техническим языком, не совсем понятным для обычного обывателя. Сегодня я постараюсь рассказать о их строении, простым человеческим языком. НЕ буду тянуть, начнем…

Первый тип (расположение нитей в конструкции по диагонали) сейчас очень редко можно встретить на дорогах. «Почему?» – зададите вы вопрос. Да все просто, преимуществ у радиальных типов гораздо больше, поэтому многие, да практически все производители отказываются от производства диагональных шин. Поговорим о названии.

Откуда пошло такое название диагональные и радиальные покрышки? Это идет от строения самой резины. Основа любого колеса — это каркас, который делается из слоев, в котором есть тканевые нити. Именно тканевые нити дают необходимую прочность и устойчивость конструкции. Это основа колеса. Далее идет так называемый верхний слой, на котором построен сам протектор, так называемый БРЕКЕР, в который вживлен металлический силовой корд, это и есть силовая часть любого колеса. Различия кроются именно в нижнем первом слое. А точнее в его направлении в конструкции.

Строение шины

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FAQ по авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: