Проверка состояния колец
Работа поршневых колец происходит в интенсивном режиме, от чего происходит их износ. Стандартный комплект изнашивается уже через 150-200 тысяч километров пробега, но есть и случаи, когда нового комплекта колец хватает более чем на 500 тысяч. Все зависит от правильности эксплуатации двигателя, в противном случае к его ремонту приступить нужно будет немного раньше положенного срока. Качество масла или пренебрежение его заменой также может негативно сказаться на техническом состоянии колец, приводя к их залеганию. Если вы часто ездите по запыленным дорогам, то состояние топливного и воздушного фильтра должно быть всегда идеальным (регулярно проводите осмотр фильтрующих элементов).
Во время проверки обратите внимание на дым из выхлопной трубы
Существует много признаков, по которым вы сможете определить необходимость ремонта или замены колец. Вот некоторые из них:
- расход масла резко увеличился;
- после остановки или во время начала движения наблюдается сизый дым;
- сальники и (или) прокладки почернели от масла, даже если вы его совсем недавно поменяли;
- свечи зажигания стали грязными. Если это так, то замена колец неизбежна.
При обнаружении любого из признаков износа, в первую очередь проверьте состояние маслосъемных колец. Проведение диагностики колпачков – довольно простая процедура. Для этого от вас потребуется лишь отсоединить патрубок вентиляции двигателя. Повышенное давление картерных газов будет говорить об износе колпачков и необходимости в их замене.
Выбор средства очистки
В автомобильных магазинах и на рынках встречается множество разнообразных химических средств, декларируемых производителями как эффективные очистители деталей силовых агрегатов от кокса. Какие из них применяются наиболее часто и заслужили положительную репутацию:
Несколько слов о том, чем лучше делать очистку двигателя. Безусловным лидером считается средство Mitsubishi Shumma, проверенное на практике многими мастерами – мотористами. Недостаток один – слишком высокая цена препарата (порядка 30 у. е. за баллончик). Альтернатива – аэрозоль GZox, показывающий аналогичные результаты за вдвое меньшую стоимость. Жидкости BJ-211 и Lavr замыкают перечень лучших очистителей, присутствующих на рынке автомобильной химии.
Дедовский способ раскоксовки
Долгое время применяется старый действенный метод, о секретах которого мы здесь поделимся. Для этого готовится простое средство, состоящее из двух компонентов: керосина и ацетона. Их соотношения могут изменяться в зависимости от желания, но чаще всего применяют три части ацетона и одну часть керосина. Некоторые домашние мастера говорят, что нужно добавлять еще масло, но в этом случае никакой пользы от него не будет. Количество полученного средства берут 300 граммов на весь двигатель.
После приготовления специального средства, можно начинать раскоксовку. Сначала выкручивают свечи зажигания. При этом двигатель должен быть теплым. Заливают в цилиндры эту приготовленную смесь. На горячем двигателе такую процедуру делать запрещается, так как ацетон может закипеть при повышенной температуре, что приведет к его выплескиванию, и попаданию на лакокрасочное покрытие кузова и чувствительные к химикатам места.
Далее свечи устанавливают на место и ждут около 12 часов. Затем снова выкручивают свечи, и крутят стартером 15-20 секунд, чтобы выгнать лишнюю жидкость из цилиндров. Если свечи не выкрутить, то свечи сильно загрязнятся.
Перед началом прокрутки двигателя стартером со снятыми свечами, нужно отключить подачу искры на высоковольтные провода, сняв центральный провод с трамблера, или от катушки зажигания.
При проведении продувки цилиндров следует закрыть мотор каким-либо материалом, чтобы защитить лакокрасочное покрытие от попадания на них едкой жидкости.
По окончании всего процесса необходимо запустить двигатель и немного поездить на разных скоростных режимах. При этом не рекомендуется проезжать возле постов ДПС, так как им может показаться подозрительным дымный выхлоп. Эту процедуру проводят для закрепления эффекта: залить новое масло, лучше дешевое, затем сразу слить его. Заменить масляный фильтр. После этого можно наслаждаться катанием на вашем автомобиле.
Раскоксовка двигателя – инструкция с фото, обзор препаратов, видео
Всем доброго времени суток! В данной статье мы расскажем Вам, как делается раскоксовка двигателя своими руками и что для этого нужно. Если Вы сталкиваетесь с понятием раскоксовки поршневых колец впервые, то именно наша статья поможет Вам с этим.
Как правило, большая часть водителей не знают про раскоксовывание двигателя до тех пор, пока их автомобиль служит им верой и правдой. Но в определенный момент, а это случается абсолютно с каждым автомобилем, мотор начинает подъедать масло. Вместе с этим уменьшается тяговые характеристики, наблюдаются проблемы с запуском и увеличивается расход топлива. Автовладелец чаще всего обращается за помощью на СТО, где выносят вердикт: “требуется капремонт двигателя”. Абсолютно для любого это звучит как приговор. Во-первых, капитальный ремонт мотора является дорогой процедурой, которая не всегда дешевле контрактного мотора. Во-вторых, процедура требует не только денежных затрат, но и времени. Однако, в таком случае есть вероятность того, что поршневые кольца попросту “залегли”, снизив компрессию. Масло стало попадать в цилиндры, где оно просто сгорает и вылетает в глушитель. Если все действительно так, то требуется произвести раскоксовку двигателя своими руками и продолжить ездить. Конечно, мнения расходятся, но как показывает статистика, раскоксовываение колец помогает где-то 50 на 50. Поэтому рискнуть стоит. Благо процедура эта совсем недорогая и может быть выполнена даже самостоятельно в гараже.
Инструкция по раскоксовке
Прогревая силовой агрегат перед очисткой, стоит залить в картер промывочный состав – «пятиминутку», чтобы максимально удалить грязь из масляных каналов. Также следует заранее измерить компрессию на горячем двигателе, это поможет увидеть результат до и после раскоксовки.
Дальнейшие действия выполняйте в таком порядке:
- Внимательно прочитайте инструкцию на упаковке чистящего средства и выясните, сколько жидкости необходимо залить в каждый цилиндр вашего мотора.
- Выверните свечи зажигания и хорошенько вычистите их щеткой по металлу, промойте бензином и продуйте.
- Поворачивая ведущее колесо вручную при включенной 5-й передаче, установите все поршни в среднее положение, измеряя глубину длинной отверткой.
- Опуская трубку поочередно в свечные отверстия, наполните цилиндры аэрозолем из баллончика. Раскоксовка двигателя «Лавром» производится с помощью шприца (идет в комплекте с препаратом).
- Вкрутите свечи обратно, не затягивая до упора.
- Выдержите 8–15 часов, периодически двигая коленчатый вал поворотом колеса. Цель – помочь жидкости проникнуть между поршневых колец.
По истечении указанного в инструкции времени снова выкрутите свечи и постарайтесь откачать из цилиндров растворенную грязь шприцем, а затем хорошенько продуйте компрессором. Чем лучше удастся вычистить остатки кокса, тем быстрее двигатель заведется.
Новые свечи вкручивайте в самую последнюю очередь, когда очистите силовой агрегат и поменяете масло. Перед установкой свечей повторно измерьте компрессию и убедитесь в положительном эффекте мероприятия. Если результат отрицательный, начинайте подготовку к разборке и капитальному ремонту мотора.
Раскоксовка дизельного двигателя отличается способом заполнения цилиндров химическим средством. Поскольку свечи зажигания отсутствуют, жидкость заливается через отверстия форсунок. Последние придется демонтировать, предварительно сбросив давление топлива в системе и отключив насос.
Препараты для раскоксовки двигателя своими руками – краткий обзор.
Благо сейчас не советские времена и препаратов для роскоксовки мотора в магазина предостаточно. Это раньше наши деды делали раскоксовку из подручных средств – смешивали масло с ацетоном и керосином. Но такое средство не очень хорошо вело себя при первом запуске мотора, так как смывалась масляная пленка на стенках цилиндров. Современные средства решают эту проблему, образуя специальную смазку, защищая тем самым цилиндры от задиров и царапин.
В нашем магазине можно купить несколько видов раскоксовки для двигателя. На данный момент это LAVR, Spectrol и РиМЕТ. В будущем мы обязательно расширим линейку химии данного назначения. Товары ищите тут – Средства для раскоксовки мотора.
LAVR ML202 – это отечественное средство для раскоксовки поршневых колец. В последние годы очень хорошо зарекомендовало себя на рынке. Является одним из самых эффективных препаратов. Имеет удобный объем, шприц, трубку. Есть также комплектация с промывкой мотора. Очень удобно и экономно.
Spectrol Антикокс – еще один российский препарат. Основное преимущество – большой объем (450 мл) и низкая цена (100-150 рублей). Судя по отзывам, препарат помогает не всегда. Однако, часть случаев указывает именно на улучшение работы мотора после использования.
Раскоксователь двигателя РиМЕТ – эффективное средство для быстрой очистки поршневой группы и камеры сгорания всех типов бензиновых и дизельных двигателей автомобилей. Произведен также в России. Раскоксователь представляет собой комплекс различных растворителей и поверхностно-активных веществ.
Основные причины закоксовки
При работе двигателя топливная смесь сгорает не полностью и это способствует скоплению продуктов горения в цилиндрах. Используя некачественное топливо, закоксовка поршневых колец происходит гораздо быстрее. Так же происходит и с маслом, которое попадает в камеру сгорания.
- Поломка маслоотражательных колпачков может повлечь за собой попадание смазочных материалов в камеру сгорания. Проведите в таких случаях замену колпачков. Это поможет улучшить показатели компрессии двигателя, и, как результат, увеличить его мощность.
- Закоксовка маслосъемных поршневых колец (именно этот случай мы и будем рассматривать в сегодняшней статье) также приводит к образованию масла на стенках цилиндров. При сгорании масла появляется нагар, что приводит к падению компрессии.
Для решения проблемы закоксовки двигателя существуют специальные средства, купить которые вы сможете в любом автомагазине. Их называют раскоксовывателями.
Технология раскоксовки поршневых колец двигателя автомобиля без разборки агрегата
Произвести декарбонизацию можно двумя способами: механическим и химическим. Первый вариант весьма трудоемок и выполняется исключительно на разобранном моторе. Если и проводится, то совмещается с капитальным ремонтом. Второй путь основан на применении различных химических средств.
Как производится
Быстрые результаты дает раскоксовка двигателя химсредствами. Принцип ее осуществления одинаков вне зависимости от разновидности применяемого состава. Подробная инструкция включает следующие переходы:
- Разогреть мотор.
- Выкрутить свечи зажигания.
- Сместить поршни в среднее положение.
- Залить раскоксовочную смесь в цилиндры.
- Подождать некоторое время (длительность процесса зависит от вида применяемой автохимии).
- Выкачать остатки жидкости из «горшков».
Раскоксовочный состав фирменного производства
Ассортимент крупной автомагазинной сети предлагает к выбору достаточно большое количество моющих средств для удаления нагара. Они предлагают снять и растворить кокс в камере сгорания за разный промежуток времени. Счет за оплату также различный – есть бюджетные, существуют и дорогие препараты.
Квалифицированный продавец обязательно спросит о желаемой степени агрессивности продукта. Все зависит от пробега и степени запущенности состояния замкнутой камеры. Встречаются мягкие и грубые составы. При выборе состава стоит ориентироваться на топовых представителей ниши:
- Misubishi SHUMMA – грубая (1 500 рублей).
- XADO Verylube – жесткая (800 рублей).
- Гринол REANIMATOR – грубая (900 рублей).
- GZox – мягкая (500 рублей).
- Kangaroo ICC 300 – мягкая (400 рублей).
Самодельные раскоксовочные препараты
Альтернативную функциональность за доступные деньги могут предоставить бытовые или аптечные средства. По поводу их применения разработана экспериментальная народная база. Фотоотчеты показывают, что грамотно выбранные пропорции позволяют достичь превосходного результата очистки.
Раскоксовка двигателя сольвентом
Растворитель является легким углеводородом. Получается как из угля и газа, так и из нефти. Наиболее агрессивными свойствами обладает нефрас на угольной основе, имеющий желтоватый оттенок. Впрочем, прозрачные жидкости, полученные из нефтепродуктов, тоже чистят неплохо.
Практика показывает, что 20 кубиков сольвента на цилиндр достаточно в случаях, когда компрессия в норме, но масло мотор уже начинает подъедать. Порция заливается на 0,5 часа. После заливки сразу же необходимо провернуть коленвал на 20-40 градусов в одну, затем в другую стороны, чтобы препарат быстрее попал на кольца.
Проблемы с компрессией более серьезны и устраняются продолжительной обработкой. Достаточно ввести 100 мл на цилиндр и оставить смесь на 4-5 часов. Наличие жидкости в «горшках» необходимо контролировать и доливать, поскольку она со временем уходит в картер.
Декарбонизация мотора керосином
Керосиновая жидкость бесцветна и получается путем прямой перегонки из нефти. В одиночку очищает кокс неэффективно. Более агрессивными свойствами обладает смесь из керосина и ацетона в соотношении 1:1. В один цилиндр льется 50 мл состава. Время нахождения – 12 часов.
Желаемого эффекта на запущенных двигателях раскоксовка керосином не дает ввиду невысоких растворительных свойств. Отзывы сравнивают данный метод с мягкими фирменными продуктами и прописывают на начальной стадии масложора и потери компрессии.
Растворение нагара димексидом
Диметилсульфоксид является аптечным противовоспалительным средством. Реализуется в тюбиках по 100 мл. Цена – около 50 рублей. На деле оказался сильным растворителем различных отложений. Лекарственное средство выписывается к применению на моторах с внушительным количеством кокса в поршневых канавках.
Применять данное средство следует осторожно. Согласно отзывам препарат:
- Кристаллизуется при температуре менее 18,5°C.
- Отслаивает краску.
- Разрушает пластики.
как правильно промыть двигатель димексидом
Защита автомобиля от нагара
Лучше предотвратить появление нагара, чем позже бороться с ним. Дешевле обойдется, да и нервная система целее останется. Для того чтобы уберечь свой автомобиль от нагара, нужно придерживаться следующих правил:
не используйте слишком низкие обороты для езды;
старайтесь не давать своему авто долго простаивать;
уделяйте особое внимание прогреву, особенно в зимнее время;
проводите своевременную замену масла;
используйте специальные присадки.
Но если автомобиль берет бензина и масла больше нормы и раскоксовка неизбежна – воспользуйтесь одним из приведенных методов и вылечите вашего «железного коня»!
Видео – Делаем раскоксовку поршневых колец
Всем привет. Тема сегодняшней статьи – правильная раскоксовка двигателя. В статье рассмотрены популярные способы раскоксовки и анализируется эффективность каждого из них.
Немного теории.
В двигателях внутреннего сгорания на поршне устанавливаются 3 кольца – 2 компрессионных (именно они обеспечивают сжатие смеси в цилиндре) и одно маслосъемное. При работе двигателя в процессе сгорания топлива на поверхностях поршня и камеры сгорания откладывается нагар. Особенно интенсивно это происходит зимой и при городском цикле движения.
Часть этого нагара неизбежно попадает на поверхность колец и забивает их. Соответственно кольца становятся менее подвижными и лучше пропускают смесь в картер. Как итог мощность двигателя падает, расход топлива растет, а масло быстрее темнеет, все это следствие снижения компрессии….
Раскоксовка – удаление нагара с поверхностей компрессионных и маслосъемных колец….
Как избавиться от нагара водой
Многие умелые водители научились применять воду для удаления нагара. Этот способ не уступает по эффективности обычным стандартным методам с химическими реагентами. Рассмотрим этот оригинальный способ подробнее.
Необходимые материалы
Для выполнения этого дешевого способа нужно приготовить следующие материалы:
- Капельница медицинская.
- Тонкий пластиковый или резиновый шланг.
- Два литра дистиллированной воды.
- Тройник для подсоединения омывателя.
Дистиллированную воду необходимо приготовить в бутылке из пластика.
Порядок действий
- Подсоединить шланг от бутылки с дистиллированной водой к подсосу. Для этого удобно использовать капельницу. Если не получилось достать дистиллированную воду, то можно применить обычную воду, капельница отфильтрует ее.
- Когда двигатель достигнет скорости вращения 2000 оборотов, то нужно начать подавать воду.
- В секунду примерно должно подаваться две капли. Они попадают на холостом ходу в цилиндр, и способны очистить нагар.
В результате нагар будет очищаться, а двигатель станет работать динамичнее и экономичнее.
Как раскоксовать двигатель керосином (водой, ацетоном)
Следующий вариант, о котором будет сейчас идти речь это раскоксовка с помощью воды, ацетона или же керосина. Использование именно данного способа очень распространено среди автолюбителей. Например, если хотите выполнить процедуру с помощью воды, то в нее следует добавить специальное средство, которое способствует удалению возникшего нагара. В случае, если Вы выбрали как средство для очистки ацетон или же керосин, то тогда следует мотор прогреть до температуры, которая является рабочей. Далее необходимо снять форсунки, а также повыкручивать свечи. Поршни должны стоять в положении, которое будет приближено к среднему.
Жидкость для чистки стоит залить именно в камеру внутреннего сгорания и дать возможность ей там находиться некоторое время, по истечении которого необходимо удалить ее . Делать это нужно так. С использованием стартера постепенно прокрутите коленчатый вал. После того, как это сделали верните свечи на штатное место и дайте возможность немного поработать мотору на разных оборотах. Далее стоит произвести замену масла.
Также необходимо отметить наличие средства, предназначенного для выполнения данной процедуры в процессе движения транспортного средства. Жидкость следует залить вместе с топливом в бак, после чего она вместе с ним же и будет поступать в камеру внутреннего сгорания. Из этого следует, что с помощью данного способа будет происходить полное выгорание всех накопившихся отложений. То, что остается выйдет через систему выхлопов.
Подготовка к удалению нагара
Перед тем как сделать раскоксовку цилиндропоршневой группы двигателя, необходимо основательно подготовиться. В первую очередь, выделить время – на всю процедуру отводится 8–15 часов. Точное время выдержки указано на упаковке жидкости – очистителя. Операцию желательно подгадать к моменту замены масла, поскольку часть растворенного кокса стечет в картер и смазку придется менять в любом случае.
Чтобы самому раскоксовать изношенный мотор, следует приготовить такие материалы и запчасти:
- средство очистки;
- моторное масло и фильтр;
- новые свечи зажигания;
- болты – заглушки, подходящие по резьбе вместо лямбда-зондов.
Особых условий для ведения работ создавать не нужно, достаточно располагать ровной площадкой возле дома или гаражом. Из оборудования желательно иметь компрессор, но можно обойтись и без него.
Подготовительный этап включает следующие операции:
- Прогрейте силовой агрегат до температуры 60–70 °С, необходимой для активизации большинства очистителей.
- Выкрутите из выхлопного тракта кислородные датчики и поставьте заглушки из болтов. Цель – предохранить дорогие электронные элементы от засорения и сажи.
- Подоприте автомобиль противооткатными башмаками и поднимите любое ведущее колесо.
Как раскоксовать двигатель
Если говорить о процессе раскоксовки с помощью мягкого способа, то в данном случае это происходит за счет добавления в масло средства, которое помогает выполнить процедуру. Добавлять его следует приблизительно за 200 киллометров до того момента, когда запланирована замена. После добавления средства необходимо немного поберечь свое транспортное средство и не давать двигателю слишком больших нагрузок. Обязательно потом следует произвести замену масла. Значительным недостатком в данном способе является то, что чистятся только поршневые кольца. Все остальное так и остается со слоем нагара. Поэтому, можно отметить, что раскоксовка, которая сделана только частично не даст Вам достичь желаемого результата и данный способ можно применять только как вариант временной помощи.
Симптомы проблемы
Определить необходимость раскоксовки мотора каждый водитель сможет самостоятельно без разбора двигателя
Необходимо только наблюдать за поведением машины, обращая внимание на некоторые признаки:
- ощутимое падение мощности;
- проблемы с запуском мотора (в особенности при минусовых температурах);
- ускоренный расход моторного масла и топлива;
- появление из выхлопной густого синего или сизого дыма.
Эти симптомы могут свидетельствовать и о других проблемах, но рекомендуется проверить цилиндропоршневую группу. Обильный нагар на кольцах снизит их подвижность, а это приведет дополнительно к потере компрессии, чрезмерным нагрузкам, детонации и, естественно, поломке агрегата. Теперь вы прекрасно понимаете, для чего нужна раскоксовка двигателя.
Признаки закоксованности мотора
Как определить, что двигатель загрязнился настолько, что нуждается в проведении очистительных мероприятий? Перечислим симптомы, указывающие на наличие солидного слоя нагара на стенках цилиндрах, поршнях, клапанах, маслосъёмных кольцах:
- при существенном увеличении расхода моторного масла (300 и более грамм на 1000 км.);
- заметное снижение компрессии, наблюдаемое в одном или сразу нескольких цилиндрах;
- когда цвет выхлопа из прозрачного меняется на белый, синий или сизый.
Если присутствует хотя бы один из перечисленных признаков, можно предположить, что проблема загрязнения ЦПГ становится все более острой. Если не предпринять срочных мер, все подверженные воздействию экстремальных температур узлы цилиндропоршневой группы могут деформироваться, растрескаться, что приведёт к необходимости выполнения дорогостоящего капремонта силового агрегата.
Нагар в двигателе автомобиля
Вот для чего нужна своевременная раскоксовка двигателя. Чем в более сложных условиях эксплуатируется автомобиль, тем быстрее появляются вышеописанные симптомы. Частая езда в условиях городских пробок, дополненная использованием не самого качественного топлива, как раз и является очевидным примером тяжёлых условий работы мотора.
Отметим, что раскоксовка двигателя не является абсолютной панацеей. Если мотор имеет весьма солидный пробег, а его детали сильно изношены, самостоятельная очистка поршневых колец, скорее всего, окажется мало эффективной.
Без капремонта здесь не обойтись, но в большинстве случаев автовладельцы ограничиваются только заменой колец. Этого зачастую тоже оказывается недостаточно, так что следует приготовиться к солидным денежным тратам.
Тем не менее, если до этого раскоксовка никогда не производилось, она вполне может помочь временно решить проблему падения мощности силового агрегата и увеличения расхода горючего.
Краткие выводы
Следить за состоянием двигателя – обязанность каждого автовладельца, но процедура раскоксовки полезна далеко не всегда. Наибольшего эффекта можно добиться на старых двигателях, характеризующихся повышенным расходом масла, для силовых агрегатов, у которых поверхность цилиндров покрыта алюсиловым составом, а также для форсированных (турбированных) моторов.
Если машина обладает повышенным аппетитом к моторному маслу, это свидетельствует о настолько сильном загрязнении камеры сгорания, что степень сжатия повышается почти на единицу, при этом клапаны становятся малоподвижными. Раскоксовка в таких случаях, как правило, позволяет на какое-то время отодвинуть капитальный ремонт (в большинстве случаев не более чем на 10 тысяч километров).
Что касается алюсиловых двигателей, то они весьма чувствительны к любым загрязнениям, даже частичкам сажи – слишком тонкое у них покрытие. Очистку с применением специальных растворителей на таких моторах требуется проводить в качестве профилактического мероприятия, предотвращающего появления крупных по размерам отложений. Залёгшие кольца также часто становятся причиной повреждения алюсилового покрытия, так что риск здесь вполне оправдан – слишком дорого обойдётся вам ремонт таких силовых агрегатов.
Наконец, в случае турбированных моторов следует понимать, что они функционируют на предел форсирования независимо от текущей величины оборотов коленвала и режима использования мотора. Так что даже незначительное улучшение свойств камеры сгорания после раскоксовки оказывается весьма полезным, не говоря уже об очистке по крайней мере верхней пары колец.
Как решить, стоит ли проводить такую операцию на своем автомобиле? Если возраст машины превышает 5-6 лет, или мотор работал преимущественно в сложных и тяжёлых режимах, периодически проводимая раскоксовка лишней не будет. Но если вы стали слишком часто и много доливать масло, целесообразность выполнения данной процедуры выглядит уже не столь очевидно.
А вот на двигателях старой формации, с сильно изношенной поршневой группой, результат очистки зачастую бывает положительным, поскольку из-за увеличенных зазоров проблем с проникновением жидкости по всему объёму камеры сгорания не возникает. А вот на относительно свежих двигателях эффект, скорее всего, будет нулевым.
В целом раскоксовку следует воспринимать исключительно как временную меру – в любом случае уже через несколько тысяч километров всё вернётся на круги своя, а вам следует готовиться к проведению серьёзных ремонтных работ.
Итого
Цель проведения раскоксовочных мероприятий – очистить камеру сгорания от нагара. Актуальны при пониженной компрессии, повышенном потреблении масла и увеличенном расходе топлива. Суть процедур – залить состав в цилиндры и дать ему время на растворение отложений.
Химический способ чистки предпочтителен, поскольку не требует разборки двигателя. Можно воспользоваться как фирменными раскоксовками, так и самодельными. В числе народных методов числится декарбонизация сольвентом, керосином и ацетоном и димексидом. Наиболее агрессивными свойствами обладает диметилсульфоксид.