Овалы или сабвуфер: что лучше
Часто владельцы, которые установили акустику спереди (фронтальная акустика), задумываются о том, как оформить тыл (заднюю часть) или же поставить сабвуфер. Так или иначе, чтобы звучание стало более объемным и басовитым, еще дополнительно нужна или тыловая акустика 6Х9, или же сабвуфер.
На деле, чтобы воспроизводить низкие частоты, требуются динамики с большой площадью диффузора. Чтобы получить средний бас, спереди обычно ставят динамики 16 см (мидбас). Хотя они звучат заметно мощнее и глубже 13, но и такого размера для плотного и низкого звучания недостаточно.
Как правило, зачастую проблема нехватки низких частот решается установкой сабвуфера. На практике, двухполосная компонентная акустика + пассивный сабвуфер является классическим решением. Трехполосная система с сабом еще больше порадует меломанов.
Единственный минус- необходимость приобретать сабвуфер, а еще устанавливать усилитель под саб и т.д. При этом качественный активный сабвуфер (со встроенным усилителем) также дешевым не назовешь. В результате вся система с сабом значительно прибавляет в стоимости.
По этой причине дешевой заменой сабвуфера могут быть динамики 6х9 дюймов. Такие динамики можно купить как новыми, так и б/у (например, в разделе автозвук такие колонки на Авито, OLX и других площадках представлены достаточно широко), что позволяет сэкономить. В случае с сабом или усилителями звука б/у технику покупать сложнее, так как есть риски приобрести проблемное устройство.
Так вот, колонки просто ставятся в заднюю полку вместо штатных. Перед установкой мощных динамиков имеющуюся полку усиливают или ставят другую (под овалы выбирают готовую акустическую полку из толстой фанеры или МДФ). Это позволяет избавиться от вибраций на высокой громкости.
При этом не следует ожидать, что овалы будут играть так же мощно, громко и низко, так как они не заменяют сабвуфер
Важно понимать, что это обычные многополосные динамики, которые отыгрывают как басовые «низы», так и другой диапазон
Как правило, такие колонки имеют от 2 до 6 полос звучания. Зачастую, двухполосной или трехполосной акустики для тыла для непритязательного автолюбителя вполне достаточно. При этом плюсом является то, что овалы по сравнению с сабом обычно имеют чувствительность 89-92 Дб/Вт, тогда как сабвуфер с чувствительностью выше 89 Дб найти достаточно сложно.
В результате овалы (тыловые динамики) могут нормально работать от магнитолы без усилителя. В то же время для саба нужен отдельный усилитель мощности, питание под него и т.д. Получается, решение поставить назад «блины» в полку вместо саба выходит проще и дешевле. Главное, подготовить саму полку и надежно закрепить овалы.
Коаксиальная звуковая система.
Данный вид акустики включает в себя несколько динамиков различных частот, заключённых в совокупность. Такая звуковая совокупность отличается более простой конструкцией и сравнительно доступной ценой. Коаксиальная совокупность имеет достаточно простую технология монтажа, при этом характеризуется высокими звуковыми характеристиками. Если компонентная система рассчитана на профессионала, то с установкой коаксиальной звуковой совокупности справиться каждый автолюбитель. Невысокая цена объясняется достаточно простой конструкцией и простыми разделительными фильтрами. Соотношение цены и качества данного вида звуковой системы делают её, весьма распространённой среди современных автолюбителей. За относительно невысокую цену владелец транспортного средства получает весьма качественный звук и простой монтаж.
Коаксиальная акустика
Немаловажной частью любой акустической системы является головное устройство. От магнитолы так же во многом зависит качество звука в салоне транспортного средства
При этом нет необходимости в покупке качественного головного устройства при динамиках низкого качества. Но, для того чтобы оправдать качество дорогостоящих колонок, установленных в салон, необходимо подключить их к мощной магнитоле. При использовании профессиональной компонентной звуковой совокупности, большинство автолюбителей подключают внешний усилитель. Данное устройство позволяет соединить несколько звуковых совокупностей воедино и добиться максимальной мощности звука.
При выборе головного устройства или внешнего усилителя, необходимо обратить свое внимание на технические характеристики звуковой аппаратуры. Для полноценного ответа на вопрос — какую акустику лучше поставить в машину, стоит иметь в виду два наиболее важных фактора
Первое что необходимо понимать при выборе звуковой системы — ее роль в составе транспортного средства. Если музыка в салоне авто играет постоянно, но не слишком громко — не стоит переплачивать за дорогостоящую звуковую систему. В таком случае вашим запросам вполне ответит коаксиальная система. К тому же данный вид звуковой аппаратуры можно легко установить своими руками. Второй фактор при выборе звукового оборудования — бюджет, выделенный на акустику. В случае если бюджет достаточно ограниченный и не позволяет приобрести полную совокупность качественного оборудования, лучше так же поставить в машину коаксиальную акустику
Для полноценного ответа на вопрос — какую акустику лучше поставить в машину, стоит иметь в виду два наиболее важных фактора. Первое что необходимо понимать при выборе звуковой системы — ее роль в составе транспортного средства. Если музыка в салоне авто играет постоянно, но не слишком громко — не стоит переплачивать за дорогостоящую звуковую систему. В таком случае вашим запросам вполне ответит коаксиальная система. К тому же данный вид звуковой аппаратуры можно легко установить своими руками. Второй фактор при выборе звукового оборудования — бюджет, выделенный на акустику. В случае если бюджет достаточно ограниченный и не позволяет приобрести полную совокупность качественного оборудования, лучше так же поставить в машину коаксиальную акустику.
Акустическая система
Покупка хорошей магнитолы не оправдает себя при наличии только заводских колонок. Однозначно сказать какую аппаратуру поставить в машину достаточно сложно. В данном случае, выбор определяется предпочтениями конкретного автолюбителя.
Для получения полной звуковой картины, важно чтобы характеристики всех составляющих соответствовали друг другу.
Важно отметить, что при выборе звукового оборудования любого класса важно отдавать свое предпочтение проверенным и заслуженным производителям. Практика показывает, что лучше приобрести оборудование с меньшей функциональностью, но от мировых производителей автомобильного оборудования, чем купить доступное устройство с широкими возможностями, сомнительного производства
https://youtube.com/watch?v=G4MKc3oCZAg%3F
Уделив должное внимание основным этапам подбора звуковой аппаратуры для машины и грамотно установив динамики, вы обязательно добьетесь желаемых результатов. Для более качественного звучания, лучше выполнить шумоизоляцию наиболее уязвимых частей салона
Удачного выбора!
Определяем место под колонки и их размер
В большинстве случаев, производители автомобиля уже все решили за среднестатистического владельца. В конструкции корпуса уже предусмотрены места для установки акустик. Если это сделано, рекомендуется воспользоваться предложениями авто производителя.
В штатных местах под акустику предусмотрены все меры нейтрализации вибраций и создана конструкционная прочность. Установленный динамик не будет излишне дребезжать, ему будет достаточно объема для выдачи качественного звука и работы на номинальной мощности.
Все, что остается владельцу современного автомобиля – заглянуть в документацию или визуально определить, какие динамики могут быть установлены в штатные отделения. Машина достаточно просто позволяет к ним добраться, в том числе – во время прокладки проводки.
Если в авто не предусмотрены места под акустику – рекомендуется не сразу браться за электроинструмент для разборки салона и прорезания отверстий, а воспользоваться опытом других мастеров. В интернете, на специализированных форумах достаточно данных, включая видео, о том, как правильно установить колонки в машину. При решении данной задачи нужно не только получить хороший звук и удобную прокладку проводки, но и не нарушить конструкционную прочность элементов кузова.
Сегодня существуют следующие штатные места для установки динамиков:
- в дверях, здесь размещаются среднечастотные громкоговорители;
- в передних стойках крыши, в зоне переднего стекла, для размещения высокочастотных сателлитов;
- в задней полке, где устанавливаются динамики высокой мощности с близким к басам диапазонами.
Отдельно рассматривается размещение саба. Он может иметь конструкционное решение, прямо указывающее его позицию внутри кузова автомобиля. Например, это может быть акустический блок для монтажа в багажнике, на полу с плоской формой, в виде изделия для размещения под задними сидениями.
В случае, если один или несколько элементов акустической системы требуют для своей работы собственный усилитель – нужно тщательно продумать его размещение. При этом стоит опитаться на рекомендации производителя и здравый смысл. Устройству потребуется отдавать много тепла, поэтому устанавливать его в замкнутом, ограниченном пространстве нельзя.
Динамики 6 х 9 или сабвуфер?
Многие автовладельцы задаются вопросом, какие колонки лучше поставить в машину или, может, стоит выбрать сабвуфер? Для этого нужно знать несколько характеристик. Так, динамики 16 см лучше воспроизводят басы, чем 13 см аналоги. Но даже в этом случае низких частот недостаточно. Дополнить эту область воспроизведения поможет установка сабвуфера, который обеспечит одновременно громкое и низкое звучание звука.
Альтернативой сабвуфера являются колонки 6 х 9 дюймов. Они имеют хорошую чувствительность (до 92 дБ/Вт), а вот сабвуферы максимум до 89 дБ, и то найти такие параметры у техники проблематично. К тому же «овалы» или «блины», как называются динамики 6 х 9, работают от уже встроенного усилителя магнитолы, а для сабвуфера нужен отдельный внешний усилитель мощности, что скажется также на стоимости системы.
Топ автоколонок 16 см на 2018 год
Главное достоинство широкополосных динамиков — их простота: единственный диффузор отыгрывает все частоты. Но это же и их недостаток, поскольку для приемлемого звучания верхнего диапазона потребуется облегчить диффузор и выполнить его из более мягкого материала. Однако в автомобиле он быстро подвергнется деформации и будет хрипеть при незначительном уровне баса.
Коаксиальная акустика решает эту проблему: прочный основной диффузор предназначен для отыгрывания низких и средних частот, а «верхи» подаются на лёгкий и мягкий центральный диффузор. Однако и эта система не лишена недостатков: звук направляется в одну сторону — в ноги, звуча из двери, и в сторону заднего стекла, звуча из тыловых и/или фронтальных динамиков.
Компонентная аудиосистема представлена несколькими динамиками в отдельных корпусах — по количеству полос спектра. Звук можно направить комфортным для слуха образом, а само распределение частот через кроссовер приводит к разделению спектра по тем динамикам, которые предназначены именно для их обработки.
Итак, уяснив эти существенные отличия между типами автомобильных акустических систем, можно ознакомиться с рейтингом колонок 16 см:
Двухполосная коаксиальная автоколонка JBL GT5–652
-
JBL GT5–652 — двухполосная коаксиальная автоколонка с номинальной мощностью 45 Вт при максимальной величине в 135 Вт и чувствительностью в 93 дБ. Относительно недорогой вариант для замены стандартного широкополосника с качественным воспроизводством звука, низким уровнем искажений и широким динамическим диапазоном.
-
Eton POW 172 Compression — компонентная аудиосистема с номинальной мощностью 70 Вт при максимальной величине в 100 Вт и чувствительностью в 89 дБ. Типичная сэндвичная конструкция с мощным звучанием обеспечивает динамику и давление, которое ценят любители автомобильной акустики.
-
Alpine SPG-17CS — компонентная акустика с номинальной мощностью 70 Вт при максимальной величине в 280 Вт и чувствительностью в 89 дБ. Полипропиленовый диффузор мидбаса и обычный ферритовый для магнита вполне приемлемы для установки в дверях с минимальным уровнем «шумки». Шелковые диффузоры твитеров — выигрышное решение в случае установки в передней части автомобиля. Для гармонизации низа и середины нелишни будет добавление сабвуфера.
-
Kicker CS674 — двухполосная коаксиальная автоколонка с номинальной мощностью 100 Вт при максимальной величине в 300 Вт и чувствительностью в 90 дБ. Эргономичный и функциональный дизайн в купе с большим и производительным магнитом — отличительная черта моделей этого производителя.
-
Audison Prima APK 165 — компонентная аудиосистема с номинальной мощностью 100 Вт при максимальной величине в 300 Вт и полным сопротивлением в 4 Ом. Материал динамика — шёлк со специальной пропиткой. Укомплектована необходимыми для установки материалами. Для высоких частот потребуется индивидуальная корректировка.
-
Challenger PWR 16.2 — компонентная акустика с номинальной мощностью 100 Вт при максимальной величине в 200 Вт и чувствительностью в 92 дБ. Оптимальный вариант для любителей классической музыки. В паре с сабвуфером удастся избежать характерных завалов при определенном диапазоне частот.
-
Polk Audio db651 — двухполосная коаксиальная аудиосистема с номинальной мощностью 60 Вт при максимальной величине в 180 Вт и чувствительностью в 92 дБ. Неплохая чувствительность «заваливается» на частотах ниже 100 Гц. Двойной твитер качественно отыгрывает верхние частоты. Смещение акцентов звучания под свои вкусы потребует дополнительных настроек эквалайзера.
-
Hertz ESK 165L.5 — компонентная автоколонка с номинальной мощностью 100 Вт при максимальной величине в 300 Вт и чувствительностью в 92 дБ. Диффузор изготовлен из пропитанной целлюлозы, а по своей конструкции интуитивно напоминает профессиональные модели этого бренда. Звук лучше послушать перед покупкой, поскольку его характер подходит не под всю музыку. Резкое звучание новых колонок впоследствии становится более мягким, разыгранным.
-
Helix E 62C Esprit — компонентная акустика с номинальной мощностью 60 Вт при максимальной величине в 180 Вт и чувствительностью в 91 дБ. Ферритовый магнит с отличной резиновой защитой, полимерный диффузор и шелковый твитер.
- Pioneer TS-G1731i — широкополосная аудиосистема с номинальной мощностью 40 Вт и чувствительностью в 89 дБ. Способна выдержать пиковую нагрузку в 230 Вт. Воспроизводимый диапазон частот по качеству удовлетворит обычного любителя музыки, тогда как меломаны вряд ли останутся довольны. Стильный дизайн и невысокая стоимость с чистым звучанием без искажения на высоких мощностях — главные преимущества этой модели.
Как определить мощность магнитолы
Сначала немного теории. Мощность любого устройства для воспроизведения, к которому подключаются колонки для автомагнитолы, не может превышать параметрику бортовой электросети. В случае звуковой системы – это граница напряжения в 12 В. С позиции чистой физики, головное устройство или магнитола не могут иметь мощность на канал выше 4.5 Вт.
Правильность такого утверждения подтверждают крайне дешевые варианты электроники. Если купить, например, магнитофон за 400-500 рублей – он будет выдавать именно такую маленькую мощность и колонки к автомагнитоле должны выбираться соответственно.
Современная электроника среднего класса работает с мостовой схемой включения. Ее усилитель может выдавать до 18-20 Вт чистой мощности. Если в магазине найдется модель с такой параметрикой – ее можно смело покупать, потому что именно она не подкинет никаких неожиданностей. Изделие данного типа работает физически правильно, по классической схеме, подобранные колонки к автомагнитоле гарантированно не смогут испытать неожиданной перегрузки и выйти из строя.
Но что же означают магические цифры в 45, 50, 80 Вт на выходе усилителя авто магнитолы, гордо продублированные надписями, наклейками на передней панели? Это одновременно маркетинговая ложь и технический прием. В контуре усиления подобных моделей установлен промежуточный накопитель мощности. Это конденсатор, который заряжается в тот промежуток времени, когда звуковая картина позволяет работать на мощности сигнала ниже 20 Вт.
В период возрастания амплитуды, например, при резком ударе барабана или мощном нарастании громкости трека – конденсатор отдает энергию, усилитель превышает физически правильный уровень сигнала. Такой подход использует особенности человеческого слуха. Когда заряд конденсатора иссякнет, общая громкость падает, однако человек этого не замечает из-за эффекта инерции восприятия.
На основании понимания базовой физики – проще осознать, что именно означают указанные в паспорте на магнитолу данные.
- Мощность в Ваттах – пик значения сигнала, кратковременный. Если в документации к устройству приводится значение PMPO, оно не требует преобразования и может использоваться как ориентир, когда выбираются динамики к магнитоле. В случае, когда приводится мощность RMS – показатель нужно разделить на 1.41 для получения нужного параметра.
- Звуковая схема. Сегодня стандартная стерео система достаточно редко встречается в предложениях рынка. Обычная магнитола имеет 4, 5 выходных каналов, может снабжаться отдельным портом подключения сабвуфера.
Все данные можно найти в документации к звуковоспроизводящему устройству или посмотреть на бирке, помещенной на корпус. Полученная информация будет использоваться, когда придется время выбирать динамики к автомагнитоле по мощности.
Определяем необходимое сопротивление, чувствительность и другие параметры
Электротехнические характеристики акустики играют большую роль в формировании качественного звука и общей функциональной пригодности отдельного громкоговорителя. Каждый динамик или колонка выбираются по следующим критериям:
- Сопротивление. Желательно, чтобы данная характеристика соответствовала значению, указанному в паспорте магнитолы. В этом случае акустика будет работать в штатном режиме, одновременно не вызывая искажений сигнала со стороны усилителя.
- Чувствительность. С одной стороны, этот параметр описывает, насколько быстро динамик реагирует на изменение сигнала. С другой – описывает звуковое давление. Когда приходит время выбирать акустику, стоит помнить об одной особенности автомобильной энергосети. В ней есть достаточно сильные помехи. Поэтому будет неправильно подобрать динамики с высокой чувствительностью. Разумным выходом будет купить акустику с значением параметра в пределах 90-95.
- Добротность. Данный параметр описывает, как сильно инертность диффузора оказывает влияние на правильность воспроизведения. Для колонок, устанавливаемых в авто, желательно выбирать динамики с показателем Qts не менее 0.6.
Последнее и самое главное – выбор мощности акустики. На основании физики работы усилителя и механики подачи сигнала в разные отрезки времени, стоит опираться на следующие постулаты.
- Номинальная мощность акустики должна быть минимум в полтора-два раза выше указанного в паспорте на магнитолу значения. Это главное требование к автомобильным динамикам.
- Максимальная мощность не должна быть меньше трехкратного показателя усилителя. Это желательное, но не обязательное требование соответствия.
- В отдельных случаях, когда производитель акустики указывает пиковую, а не максимальную мощность – стоит выбирать изделие, у которого есть точный трехкратный запас (или выше).
Некоторые принципы выбора стоит пояснить. Указанная номинальная мощность динамика – это полученные данные в результате тестирования. На акустику подают сигнал в широком спектре частот. Испытание проводится по схеме минута работы – две минуты простоя.
Поэтому номинальная мощность означает некий технический максимум, который достигается при воспроизведении среднестатистического аудиосигнала с непостоянным уровнем громкости.
Совсем не гарантируется, что колонка не сгорит, если усилитель будет часами подавать на нее номинальную мощность с близкими к пику показателями. Поэтому рекомендуется принимать полуторный или двойной запас при выборе динамиков. Этим достигается гарантия работоспособности акустики при воспроизведении музыки на протяжении часов и даже суток.
Максимальная мощность показывает параметрику входного сигнала, который колонка может выдержать в течение минуты (у некоторых производителей до 5 минут). Данный параметр не измеряется тестированием. Он вычисляется по характеристикам обмотки и другим инженерным параметрам.
В реальных условиях магнитола может сжечь динамик при резком броске мощности, близкой к его максимуму. Поэтому для этого параметра также рекомендуется иметь трехкратный запас, главным образом, для недопущения перегрева обмотки.
Пиковая мощность характеризует шансы динамика выжить при кратковременном интенсивном импульсе сигнала. Эти данные получаются производителем в результате тестирования партии изделий. Поэтому, если в паспорте акустики указан именно допустимый пик мощности – выбор с трехкратным запасом делается обязательно.
Тип
Широкополосная – для воспроизведения всех частотных диапазонов используется один универсальный динамик (от 40-50 Гц до 18 000-20 000 Гц). В результате подобная АС самая дешевая и простая в монтаже, но оборотной стороной этих преимуществ является низкое качество звука.
Компонентная (разнесенная) – в такой АС каждой полосе частот соответствует отдельный динамик. Благодаря такому решению достигается самое высокое качество звучания («эффект присутствия»). В то же время компонентная АС из-за значительного числа динамиков дорого стоит и сложна в монтаже.
Коаксиальная (совмещенная) – золотая середина между предыдущими вариантами: низко-средне- и высокочастотные динамики объединены в одном корпусе. Таким образом, достигается простота установки и более высокое качество звука, чем у широкополосной. Характеристики звука коаксиальной АС ниже по сравнению с компонентной акустикой. К тому же, повышается сложность настройки колонок.
Среднечастотная – «отсекает» самые высокие и низкие частоты и воспроизводит средний диапазон (обычно 50-6000 Гц). Чаще всего используется вместе с твиттером.
Корпусная – динамики этой АС вмонтированы в корпус, что облегчает установку. Минус – корпусная акустика требует больше места в салоне.
Как выбрать колонки в автомобиль
Чтобы правильно выбрать колонки для автомобиля, требуется понимать, на что обращать внимание. Есть несколько ключевых параметров, которые позволят сделать пользователю правильный выбор в пользу конкретно взятой модели
Количество полос влияет на объем звука. Чем их больше, тем лучше. Однако для автомобильных магнитол обычно выделяют не более трех полос. Есть продвинутые четырехполосные системы, но они очень дорогие.
Качество сборки. Сложно оценить сразу, учитывая, что покупки часто осуществляются онлайн
В этом случае можно обращать внимание на производителя. Если компания известная, то качество должно быть хорошим
Также можно изучить отзывы.
Показатель мощности. Первое значение – это стандартное. Второе отвечает за басы. Чем выше мощность, тем более качественными будут басы. Допустимая разница между нижним и верхним показателем не должна быть более, чем в три раза.
Форма и размер
Важно, чтобы модель смогла быть установлена в то место, которое предусмотрено для нее. Основными параметрами являются ширина и глубина посадки.
Стоимость
Сегодня цены могут сильно варьироваться. Минимальная составляет около 700 рублей, максимальная 40 000 рублей. Но неплохое устройство можно приобрести в пределах 9 000 рублей, когда речь идет о колонках на 13 см.
Это основные факторы, на которые стоит обращать внимание. Рекомендуется заранее определить, какой бюджет можно потратить, чтобы выбирать в том ценовом сегменте
Чем дороже устройство, тем качественнее басы.
Меньше всего басы будут прослеживаться при мощности 50 – 150 Вт, так как это стандартные показатели для большинства акустических систем
Данный рейтинг составлен с учетом технических характеристик, предложений на рынке и отзывов пользователей. Он актуален на момент создания. Но производители постоянно предоставляют все новые устройства. Поэтому рекомендуется изучить, что еще появилось на рынке, перед покупкой. Хотя, эти акустические системы тоже будут еще продаваться, скорее всего, поэтому их тоже можно приобрести. Они полностью отвечают своим характеристикам и отличаются чистым звучанием.
Видео — Как выбрать акустику в автомобиль?
Народное голосование
А какие автомобильные колонки бы вы выбрали или посоветовали?
АС Pioneer TS-1301I
Сохраните результаты голосования, чтобы не забыть!
Чтобы увидеть результаты, вам необходимо проголосовать
Focal Performance PS 165
Focal Performance PS 165 является отличным образцом акустики сделанной в Европе. Она сочетает в себе доступную цену, солидный внешний вид и отличный звук. Выдающиеся достоинства данной акустической системы были отмечены ассоциацией EISA. Она предоставляет своему владельцу максимально динамичный, выразительный и насыщенный звук, в котором присутствует сбалансированность разных оттенков и хорошая чувствительность. Кроме того, эта модель обладает и весьма приличным запасом мощности.
Её достоинства:
- Диффузор высокочастотного динамика сделан из алюминия;
- В конструкции твитера предусмотрена возможность поворота;
- Использование мощных магнитов;
- Хромированная тыльная часть;
- Литые корзины для динамиков;
- Внешний кроссовер в комплектации;
- Возможность гибкой настройки;
- Прочные защитные решетки;
- Удобные монтажные отверстия;
- Умеренная стоимость.
Недостатки:
Недостаточно длинные провода твитеров в заводской комплектации.