Как выбрать усилитель для колонок домой и авто по мощности

Чем отличаются автомобильные усилители от домашних?

На самом деле, сама усилительная часть — особо ничем. Разве что блок питания здесь работает не от бытовых 220 Вольт, а от бортовой 12-вольтовой сети. Принципиальных же отличий, на мой взгляд, два.

Импульсный блок питания занимает немалую долю внутреннего пространства усилителя

Во-первых, большинство автомобильных усилителей универсальны в плане подключения: они предусматривают как обычное подключение нагрузки, так и мостом к паре каналов. Эта возможность позволяет использовать обычные широкополосные усилители не только для подключения акустики, но и для подключения сабвуферов. Последние всё же более «прожорливы» в плане мощности. Простейший вариант, который по праву можно назвать классическим — это 4-канальный усилитель, два канала которого работают на фронтальную акустику, а два оставшихся включаются мостом на сабвуфер.

Схема с 4-канальным усилителем, работающим на фронтальную акустику и сабвуфер, по праву считается классикой автомобильных аудиосистем

Второе принципиальное отличие автомобильных усилителей от домашних — это оснащение. Домашние в большинстве своём — чистые «оконечники». В автомобиле же, как минимум, приходится использовать фильтры.

Например, всё та же простейшая схема с четырёхканальником, к которому подключена фронтальная акустика и сабвуфер. В большинстве случаев акустическое оформление для фронтальных НЧ/СЧ-динамиков реализовано в дверях. Скажем прямо, оно не самое лучшее, а значит, нижний бас желательно ослабить, и в этих каналах нужен ФВЧ. Сабвуфер, напротив, не должен петь голосом, а значит, в этих каналах нужен ФНЧ. Оптимальная частота стыка акустических систем и сабвуфера обычно находится в промежутке между 50 Гц и 100 Гц — чуть ниже, чем принято делить в домашних системах. Пассивное деление тут не прокатит, мотать катушки размером с запасное колесо — нет уж, увольте. А вот активное деление — самое то. Поэтому исторически так и сложилось, что минимальное оснащение усилителя — это активные фильтры НЧ и ВЧ. В основном регулируемые, но встречаются и с фиксированной частотой настройки.

Регулируемые фильтры НЧ и ВЧ есть в подавляющем большинстве автомобильных усилителей

Ну а дальше — больше. К примеру, если предполагается поканальное включение акустики с активным делением, то усилитель должен иметь фильтры с более широкими пределами регулировки. Некоторые олдскульные модели имеют даже переключатели крутизны среза фильтров. Скажем, JL Audio в своё время промышлял подобным. И так по нарастающей, вплоть до оснащения усилителя встроенным процессором и превращения его в настоящий «звуковой комбайн».

Выбираем усилитель для вашей аудио системы

Целью усилителя для аудиосистемы является принятие сигнала низкого уровня из блока источника и изменение его в сигнал высокого уровня для приведения в действие динамика. Мощность усилителей может составлять от 20 до более 1 тыс. Вт на канал. Их стоимость может вирироваться от 20 до 1000(и больше) долларов, что зависит от особенностей, выходной мощности и качества.

Усилитель может иметь от одного до восьми каналов. Наибольшим спросом среди автолюбителей пользуются двух и четырехканальные усилители

Перед тем как выбрать усилитель в машину, давайте разберёмся, на что стоит обратить внимание при выборе автомобильного усилителя

Обзор топа автомобильных усилителей звуковых каналов

Штатные автомагнитолы работают в паре со стандартными усилителями, у которых точно нет ни внушительной мощности, ни чистого звучания. Другое дело – полноценная акустическая система, дополненная мощным качественным автоусилителем, обеспечивающим музыке чёткий звук. Такой девайс может усиливать входной сигнал практически до любого нужного вам уровня. Купив его, вы можете сэкономить на магнитоле, при этом ничуть не потеряв на качестве звука. Главное –выбрать хорошую модель, которая порадует вас не только своей мощностью, но и чувствительностью. Благо, сегодня их выбор очень велик, поэтому для удачной покупки вам придётся перебрать множество разнообразных вариантов. А чтобы вам было проще выбрать, мы отобрали несколько самых популярных и крутых девайсов, получивших наибольшее количество положительных отзывов. Знакомьтесь, – топ-12 лучших автомобильных усилителей 2020 года.

Категория Место Наименование Рейтинг Характеристика Ссылка
Одноканальные модели 1 9.9 / 10 Заслуженный лидер среди моноблоков
2 9.5 / 10 Фантастическая мощность в компактном корпусе
3 8.9 / 10 Малогабаритный моноблок с потрясающей мощностью
Двухканальные модели 1 9.8 / 10 Находка для настоящих меломанов
2 9.4 / 10 Бюджетный автоусилитель для качественного многогранного звучания
3 9.1 / 10 Надёжный усилитель с несколькими уровнями защиты
Четырёхканальные модели 1 9.9 / 10 Победитель в номинации «Лучшее соотношение цены и качества»
2 9.7 / 10 Первоклассный усилитель отечественного производства
3 9.5 / 10 Недорогой девайс с большим количеством предохранителей
Модели с прочим количеством каналов 1 10 / 10 Отличный усилитель от всемирно известного производителя
2 9.8 / 10 Крутой пятиканальный усилитель в стильном компактном корпусе
3 9.3 / 10 Самый популярный пятиканальный усилитель для авто

А что из этого предпочтете Вы?

Для чего необходим автомобильный усилитель, важные характеристики автомобильных усилителей

Большинство радиоприемников в автомобилях оснащены внутренними усилителями. Поэтому есть возможность подключить к ним динамики. Но вряд ли с таким решением удастся получить слишком много мощности. Кроме того, и качество звука может оставить желать лучшего, поэтому обязательным элементом любой автомобильной аудиосистемы является внешний автомобильный усилитель. Он расположен между радиоприемником и комплектом динамиков.

Главной его задачей является преображение сигнала низкого уровня, полученного от приемника, в сигнал высокой мощности, который впоследствии передается на автомобильные динамики. Усилитель позволит создать солидный набор эффектов, которые придадут приятные ощущения при прослушивании любой музыки

При принятии решения приобрести такого рода товар следует принять во внимание тот факт, что и у усилителя, и у радиоприемника схожие параметры. Слабое радио не сможет улучшить его качество при подключении к хорошему автомобильному усилителю

Так, в целом, звук будет на неприемлемом уровне.

Для того, чтобы понять, какой усилитель лучше всего подойдет в машину, следует ясно понимать указанные производителем характеристики и особенности изделия. К наиболее важным параметрам относятся следующие:

Мощность. Многие ошибочно полагают, что чем больше мощность усилителя, тем более качественную работу он покажет. Но это не совсем так. Устройство в обязательном порядке должно быть настроено на параметры динамиков, дабы не повредить их. В идеале мощность усилителя должна быть в 1,5-2 раза меньше мощности динамиков

Важно, чтобы это относилось к одному каналу. Нередко цифры в характеристиках – это просто маркетинговые уловки, используемые продавцами, поэтому важно все тщательно проверять и уточнять, ведь иногда показатели просто несовместимы с реальностью
Рекомендуется обращать внимание лишь на номинальную непрерывную мощность, которая обозначается как RMS

Таким образом, самое высокое значение достигает отметки в 10 00 Вт.
Число каналов
Это показатель каналов, которые доступны в автомобильном усилителе. Таким образом, можно понять, какое количество устройств допускается к подключению. По этой причине есть смысл тщательно обдумать, как будет построен весь набор. Это минимизирует вероятность ошибиться, чтобы впоследствии не пришлось заменять усилитель или приобретать второй. Если планируется в будущем добавить что-то в автомобильную аудиосистему, то следует обратить внимание на оборудование с большим количеством каналом. Лучше, если будет предусмотрено мостовое соединение.
Соотношение сигнал/шум. На этот параметр нужно обратить внимание в случае, если салон авто хорошо звукоизолирован и располагает высококлассным звуковым оборудованием. Чем выше параметр S / N, тем лучше. Его минимальное значение достигает 85 дБ.

Класс усиления

Несмотря на многообразие производимых в мире усилителей, их условно разделяют на несколько принципиально разных групп, взяв за точку отсчёта класс усиления. Каждый из них имеет свои преимущества, сильные, проблемные стороны. В зависимости от того, что необходимо, с учётом всех «за» и «против» выбирается прибор, который лучше всего будет подходить для машины. Основные нюансы здесь таковы:

  1. Класс А отличается, как правило, низкой эффективностью, однако чистым звуковым сигналом, их КПД — от 20 до 30 процентов. Если перевести эти сухие цифры в практическую плоскость, это значит, что при потреблении от аккумулятора, например, в 100 Ват мощность получаемого с помощью усилителя сигнала будет небольшой – примерно от 20 до 30 Ват, в результате чего такие модели применяют в машинах редко;
  2. Класс В имеет, по сравнению с классом А, уже в 2 раза большую мощность, однако искажения на выходе сигнала гораздо больше, что делает их практическое применение маломасштабным;
  3. Класс С обладают КПД величиной около 75 процентов, однако при их использовании значительно повышается уровень искажения акустики, из-за чего в аудиосистеме типа HI-FI их не применяют;
  4. Класс АВ совмещает два ценных качества: чистый звук от усилителей класса А и высокую эффективность от устройств класса В, поэтому они стали нынче самыми востребованными автомобильными HI-FI-устройствами;
  5. Класс D является наиболее современным, компактным, с применением цифрового формата обработки сигнала. Однако в настоящее время они всё ещё не могут по-настоящему соревноваться в популярности с усилителями класса АВ.


Автомобильный усилитель

Чем руководствоваться при выборе усилителя?

Зная виды автомобильных усилителей, вы уже сами сможете определить для себя, какое именно устройство применимо к вашей аудиосистеме. Ваш выбор теперь касается только производителя усилителя

Чтобы не прогадать и сделать правильный выбор, рекомендуем обратить внимание на подобных производителей: Infinity, Alpine, DLS, JL Audio, Audison и др

Помимо вышеперечисленного, очень приветствуется наличие специальных встроенных вентиляторов и различных регуляторов громкости. Не забывайте, что весомым аргументом всегда является качество звука, а не его мощность.

Вполне достойная функция для любого усилителя – это эквалайзер, с помощью которого вы можете легко настроить звучание под ваш вкус. Однако стоит помнить, что возрастание количества функций устройства, будет также влиять на его цену – прямопропорционально.

Вот и все, что необходимо учитывать при выборе автомобильного усилителя. Как видите, разобраться в этом совсем не сложно, главное точно знать свои предпочтения и пожелания.

Как подобрать усилитель к колонкам

Сегодня на рынке массовой компьютерной акустики (да и не только) преобладают активные колонки. Усилитель уже встроен в их корпус, а это значит, что их достаточно подключить к источнику звука (кабелем или по Bluetooth) и к источнику питания.

Однако старые добрые пассивные колонки тоже не сдаются. Как правило, они применяются в профессиональной сфере и в сегменте Hi-Fi и Hi-End. Высококачественные акустические системы часто не имеют встроенного усилителя: владельцу предлагается докупить подходящий отдельно.

Как выбрать усилитель для колонок правильно? Задача не такая простая: неверный подбор усилителя в худшем случае может привести к их перегрузке и порче. А в самом невинном случае колонки просто не раскроют свой потенциал и не обеспечат вам качественный звук. Поэтому перед тем, как подобрать усилитель к колонкам, надо узнать параметры своих колонок.

Рассмотрим самый простой случай: вы решили купить полный усилитель, а не набор из предварительного и оконечного. Сегодня выпускается достаточно много.

Рейтинг качественных четырехканальных моделей для машины

Такие аппараты подойдут для авто, в каждой двери у которых установлена акустика. Они подключаются непосредственно к штатным мультимедийным системам транспортного средства. Обработка каждого работающего канала осуществляется индивидуально. Современные модели таких приборов поддерживают опцию установочной надстройки.

Урал МОЛОТ МТ 4.60

Качественный, по мнению покупателей, недорогой бюджетный прибор, который прекрасно подойдет для людей, предпочитающих аналоговый звук. Относится к классу АВ, и прекрасно обеспечивает работу колонок и сабвуфера. Подходит для подключения низкочувствительных, а также высокочувствительных акустических систем. Отличается хорошей проработкой резких скачков громкости.

Показатель мощности на канал 4 Ом – 60 Вт, 2 Ом – 100 Вт. Коэффициент гармоник составляет 0,05%. Величина отношения сигнал/шум – 100 дБ. Поддерживает мостовой режим, оснащается фильтрами ВЧ, НЧ. Диапазон воспроизводимых частот при мостовом подключении варьируется в пределах 10 – 40000 Гц.

Урал МОЛОТ МТ 4.60

Достоинства:

  • Мощность;
  • Качество сборки;
  • Качество воспроизводимого звука (звучание);
  • Цена (3403 рубля).

Недостатки:

  • Энергопотребление;
  • Нагревается при длительной работе.

Vibe PowerBox65.4M-V7

Является надежным прибором для усиления электрического сигнала и воспроизведения звука авто акустики. Оснащается прочным, качественным корпусом, который отличается небольшими габаритами. Благодаря своим небольшим размерам Vibe PowerBox65.4M-V7 прекрасно подойдет для салона любого автомобиля.

Отличается хорошим запасом производительности. Способен поддерживать усиление по 4 каналам (подключение 4 динамиков либо 2 динамика + 1 сабвуфер). Показатель воспроизводимых частот варьируется в пределах 20 – 20000 Гц. Относится к классу D. Дополнительно оснащается индикатором защиты, фильтром ВЧ. Мощность на канал при 4 Ом – 65 Вт.

Vibe PowerBox65.4M-V7

Достоинства:

  • Качество комплектующих;
  • Хорошее звучание;
  • Приемлемая стоимость (5395 рублей);
  • Габариты;
  • Производительность.

Недостатки:

  • Для штатной проводки нужно приобретать переходники;
  • Некоторые пользователи указывают на то, что этот прибор подходит для магнитол с разъемами типа ISO.

Pioneer GM-D8704

Производительный 4 канальный аппарат для акустических автомобильных систем. Оснащен компактным корпусом, однако, не смотря на это обладает хорошими показателями мощности. Для предотвращения отключений цепи, этот прибор может самостоятельно снимать показания внутренней температуры и в случае необходимости снижать уровень входных сигналов. Благодаря такой особенности и долговечной, хорошо продуманной электрической схеме, к этому прибору можно одновременно подключить несколько сабвуферов.

Оснащается сенсором входного сигнала, благодаря чему Pioneer GM-D8704 можно подключать к штатному головному устройству без применения кабелей Remote Control. Благодаря наличию фильтра низких частот (ФНЧ) обеспечивается приемлемый уровень гибкости настроек выдаваемого звука. Этот прибор относится к классу D, отличается нулевой потерей КПД.

Коэффициент гармоник – 0,5%. Отношение сигнал/шум – 95 дБ. Поддерживает мостовой режим, оснащен индикатором защиты, режимом усиления баса, фильтрами НЧ, ВЧ.

Pioneer GM-D8704

Достоинства:

  • Возможность управления благодаря применению пульта ДУ;
  • Производительность;
  • КПД;
  • Практически не нагревается во время работы;
  • Компактные размеры;
  • Качество звука.

Недостатки:

ТОП качественных двухканальных моделей

Двухканальные усилители звука, как правило, используются в тех случаях, когда возникает необходимость подключения классических стерео акустических систем. Кроме того они прекрасно подходят для подключения четырех динамиков либо сабвуфера с применением так называемой мостовой схемы. Стоит отметить, что устройства этого типа являются универсальными, они способны сохранять ранее заданные регулировочные комбинации, благодаря чему обеспечивается качественная, бесперебойная работа сабвуферов.

AurA AMP – A255

Недорогой, бюджетный 2 канальный аппарат (класс АВ). Модель этого класса предпочтительнее использовать в аудиосистемах, состоящих из 2 динамиков или 1 сабвуфера с мостовым подключением. Благодаря встроенному кроссоверу, AurA AMP – A255 способна срезать с используемых каналов ненужные, лишние частоты. Благодаря ее применению с сабвуфера можно убрать ультранизкую частоту либо средние басы. В случае подключения к акустическим системам устройство срезает неиспользуемые динамиками, низкие частоты. Кроме того, эта модель способна усиливать уровень басов на заранее выбранных частотах и оснащается сумматором каналов.

Коэффициент гармонических искажений составляет менее 0,15%. Показатель мощности на канал при 2 Ом – 75 Вт, при 4 Ом – 55 Вт. Уровень отношения сигнал/шум – 88 дБ. Диапазон воспроизводимой частоты составляет 20 – 20000 Гц.

AurA AMP – A255

Достоинства:

  • Мостовой режим;
  • Наличие специальной защиты от перегрузок, перегревов и коротких замыканий;
  • Наличие индикатора защиты;
  • Режим Bass Boost;
  • Оснащен фильтрами ВЧ, НЧ;
  • Приемлемая цена (2990 рублей).

Недостатки:

JBL Stage A6002

Недорогой бюджетный цифровой прибор для автомобильных колонок, который способен обеспечить высокое качество звучания, воспроизведения аудио файлов. Обладает компактными размерами, благодаря чему является универсальным аппаратом в плане установки. Не занимает много места в авто.

Дополнительно оснащается встроенной защитой, которая предохраняет его от коротких замыканий, температурной нагрузки. Кроме того, эта модель оснащена надежной защитой от повышенного либо наоборот – пониженного напряжения. Оснащается специальным светодиодным индикатором, который сигнализирует пользователю на наличие разнообразных неполадок, возникающих во время работы этой модели. Осуществляет свою работу практически без возникновения помех по цепи питания.

Показатель мощности на канал в 2 Ом – 70 Вт, на 4 Ом – 60 Вт. Уровень коэффициента гармоник – 1%. Отношение характеристики сигнал/шум – 75 дБ. Поддерживает подключение по мостовому режиму, оснащается высокоуровневым входом.

JBL Stage A6002

Достоинства:

  • Габариты (можно осуществить скрытую установку);
  • Под нагрузками сильно не нагревается;
  • Оснащается надежной системой электронной защиты;
  • Наличие фильтров ВЧ, НЧ;
  • Наличие режима усиления воспроизводимых басов;
  • Приемлемая стоимость (4480 рублей).

Недостатки:

  • Отсутствует точная настройка;
  • Невысокий уровень низких частот для полноценной работы сабвуфера.

Sony XM-N502

Эта модель обладает немарким, черным корпусом, в котором хорошо продумана система вентиляции. Этот прибор относится к классификации АВ, отличается высоким КПД, а также низким уровнем искажений. Одновременно поддерживает работу двух каналов.

Модель Sony XM-N502 — это чувствительный аппарат, который способен воспроизводить звуковые дорожки с минимальной частотой в 5 Гц. Максимально возможная, допустимая частота для воспроизведения достигает 50 кГц. Частота работы фильтра низких частот – 80 Гц. Показатель пиковой мощности усилителя равен 500 Вт. Этот агрегат дополнительно оснащен терморегулятором, который обеспечивает надежное функционирование системы охлаждения.

Уровень мощности на канал при 4 Ом – 65 Вт, при 2 Ом – 85 Вт. Коэффициент гармоник равен 0,05%. Показатель отношения сигнал/шум – 100 дБ. Поддерживает мостовой режим.

Sony XM-N502

Достоинства:

  • Мощность;
  • Универсальный корпус;
  • Надежная, хорошо продуманная система охлаждения;
  • Габариты (возможность скрытой установки);
  • Высокий КПД;
  • Цена (5890 рублей);
  • Невысокий уровень искажений.

Недостатки:

Размер имеет значение: даже D-класс бывает разным

Но мы отвлеклись, вернёмся снова к усилителям. Если каких-то пять-семь лет назад АВ-класс имел непререкаемый авторитет, то сегодня автомобильные усилители D-класса во многих случаях выглядят уже предпочтительнее.

Во-первых, компактность. Дома усилитель размером с тумбочку хоть и выглядит громоздким, но всё равно не вызывает настолько серьёзных проблем. В машине разница в длине корпуса всего в 5 см может оказаться решающей. Далеко не каждый сегодня хочет выставлять компоненты аудиосистемы напоказ и тратить много денег на инсталляцию. А компактный D-класс позволяет сделать инсталляцию скрытой. Возможность уместить усилитель, скажем, под сиденьем или под панелью кажется весьма привлекательной.

При всей своей компактности некоторые автомобильные усилители на современных чипах D-класса имеют вполне взрослые показатели выходной мощности и весьма приличное звучание

Во-вторых, — энергоэффективность. Опять же, по сравнению с домашней техникой, в автомобиле этот вопрос стоит особо остро. Особенно с увеличением числа электромобилей и гибридов. Пускать больше половины потребляемой энергии в тепло, согласитесь, не самый рациональный способ её расходования. Впрочем, совсем под обивку прятать такие усилители всё равно не стоит, тепловыделение хоть и не такое, как у АВ-класса, но всё-таки не нулевое. Хотя бы какой-то воздухообмен обеспечиваться должен.

Новое поколение усилителей вовсю использует чипы D-класса с эффективностью выше 95%

Ну и третий довод в сторону D-класса — это, как ни странно покажется многим, качество звучания. Я не беру сейчас в расчёт дорогие усилители высокого класса, там другой расклад. Но в умеренной ценовой категории при сопоставимых ценах АВ-класс чаще всего действительно проигрывает современному D-классу. Лет пять назад это было бы спорным утверждением, но с появлением новых чипов, работающих на несущих частотах под полмегагерца, это уже факт.

Как подобрать для автомобиля?

Добиться качественного звучания аудиофайлов в машине не способен ни один, даже очень дорогостоящий ресивер, ни одна акустика высочайшего качества. Причина тому – низкая мощность, колебания температуры и слабая вентиляция внутри транспортного средства. Именно поэтому при выборе аппаратуры для машины отталкиваться следует от тех же самых требований, что и при покупке акустических систем для бытового домашнего использования, но обязательно с учётом отдельных нюансов. Так, если ваша машина имеет усложненную конструкцию, то предпочтение лучше отдавать многоканальной аудиосистеме, поскольку на все узлы потребуется свой отдельный усилитель.

Какой усилитель нужен для сабвуфера

Автомобильные низкочастотные усилители могут быть следующих типов:

  • Одноканальные
  • Двухканальные
  • Четырёхканальные

Низкочастотные конструкции для усиления звука с другим числом каналов используются крайне редко. Подбор усилителя к сабвуферу зависит от нескольких факторов. Прежде всего, это мощность низкочастотного динамика.

Устройства с одним каналом (моноблоки) предназначены для подключения только одной акустической системы. Чаще всего это именно сабвуфер. Выбор моноблока для сабвуфера оправдан в том случае, когда фронтальные и тыловые колонки автомобильной системы обеспечивают качественный и комфортный звук в салоне и не хватает только хороших басовых частот. Моноблок собран по схеме класса «D», допускает работу на низкоомную нагрузку порядка 1-2 Ом и обеспечивает большую выходную мощность. В блок встроен эффективный кроссовер низких частот и предусмотрена возможность подключения выносного регулятора усиления.Как подобрать усилитель к сабу.

Двухканальный модуль предназначен для подключения двух акустических систем. Чаще всего они используются для подключения мощного сабвуфера по мостовой схеме или для работы на громкоговоритель с двумя звуковыми катушками. УНЧ с четырьмя каналами может использоваться в разной конфигурации. Это могут быть 4 колонки или два фронтальных динамика и низкочастотный канал, включенный «мостом». Блок с четырьмя каналами усиления часто применяется для подключения двух сабвуферов. Пятиканальный блок может быть использован в случае полного отказа от штатной автомобильной системы воспроизведения звука.Это позволяет заменить фронтальные и тыловые колонки на боле качественные и добавить к звуковой системе низкочастотный канал.

Какой выбрать?

Усилитель по своим характеристикам обязательно должен соответствовать подключаемым к нему динамикам. Несоответствие мощностей и сопротивления динамиков возможностям усилителя могут привести к выходу из строя усилителя или заметному снижению качества звучания. Входное сопротивление динамиков ни в коем случае не должно быть ниже поддерживаемого усилителем.

Прежде чем перейти к подбору усилителя по характеристикам, следует подготовиться к тому, что покупка выйдет дорогостоящей: усилители относятся к тем видам техники, в которых дорогая модель может быть плохой, но дешевая модель хорошей быть не может. Даже суммарная стоимость одних комплектующих (качественные разъемы, тяжелый алюминиевый радиатор, силовые полупроводниковые приборы) уже тянет на немаленькую сумму

И, чтобы не потратить зря деньги, настоятельно рекомендуется обратить внимание на проверенных производителей аудиотехники, таких как Alpine и Hertz. Либо на более бюджетные, но пока еще качественные модели от Swat, JBL, Pioner, Kenwood, Sony и т.д

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FAQ по авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: