Способы определить экологический класс автомобиля
Таких способов, относящихся к наиболее доступным, три:
- проверка ПТС машины — в нем может быть указан экологический класс;
- использование таблицы соответствия Росстандарта;
- введение VIN в онлайновую базу данных одобрений автомобилей Росстандарта.
Изучим их специфику подробнее.
Экологический класс в ПТС
Первый способ узнать экологический класс машины — заглянуть в ее ПТС. В соответствующем документе нового образца необходимые сведения фиксируются в строке 13, причем словами — «первый», «второй, «третий» и т. д.
В некоторых случаях, например, если ПТС не содержит соответствующей строки, экологический класс машины может быть указан в разделе «Особые отметки», который располагается в левой верхней части ПТС.
Если в отмеченном документе нет сведений об экологическом классе – можно попробовать «вычислить» его, исходя из данных, представленных в таблице Росстандарта.
Экологический класс в таблице Росстандарта
Основное государственное ведомство, ответственное за сертификацию автомобилей в области соответствия природоохранным стандартам РФ, выпустило табличку, с помощью которой владелец машины может приблизительно определить ее принадлежность к тому или иному экологическому классу. Данный документ можно скачать здесь.
Основные критерии отнесения автомобилей к экологическим классам, которые использует Росстандарт, — год выпуска и страна происхождения. При этом в перечень стран-производителей машин ведомство включает также государства, расположенные за пределами Европы, — США, Канаду, Японию, Корею, Малайзию, Китай. Соответственно, можно говорить о том, что Росстандарт, вырабатывая соответствующие критерии, рассмотрел не только требования ЕЭК ООН, но также и стандарты, принятые в указанных государствах.
Отметим, что РФ в перечне стран, которые включены в таблицу Росстандарта, нет. Причину мы обозначили выше — в России критерии ЕЭК ООН были законодательно закреплены сравнительно недавно, и потому не вполне корректно сопоставлять российские машины, выпущенные, к примеру, в 90-е годы или в начале 2000-х годов, с европейскими по уровню соответствия экологическим требованиям.
Если по итогам сопоставления данных об автомобиле с критериями, которые содержатся в табличке Росстандарта, остались сомнения – то можно попробовать узнать экологический класс машины по VIN.
Соответствующий идентификатор, как правило, располагается на специальных шильдиках, либо в отштампованном виде в области двигателя, под капотом, иногда – внутри салона на панели под лобовым стеклом, либо непосредственно на нем.
Узнать экологический класс с помощью VIN
Как определить экологический класс автомобиля по VIN? Решить данную задачу нам вновь поможет сайт Росстандарта. На этот раз необходимо воспользоваться онлайновым сервисом ведомства, с помощью которого можно делать запросы в базу данных одобрений, выданных Росстандартом. Он расположен здесь — http://www.gost.ru/wps/portal/pages.OTTS. Нужно дождаться загрузки данной страницы, а затем — кликнуть на ссылке «Поиск». После этого откроется онлайн-форма, в которую надо будет ввести VIN.
Преимущество отмеченного способа нахождения сведений об экологическом классе машины — в точности результата. Система Росстандарта, распознав VIN, выдает о соответствующем автомобиле такие сведения, как:
- марка;
- тип;
- номер одобрения;
- дата выдачи и срок действия документа;
- экологический класс.
Однако только при одном условии — если указанный VIN имеется в базе данных Росстандарта. Есть вероятность, что данные о нужном автомобиле будут отсутствовать у ведомства. В этом случае владельцу машины придется задействовать альтернативные варианты. Например — лично обратиться в Росстандарт по телефону, указанному на сайте ведомства, либо через онлайн-форму http://www.gost.ru/wps/portal/pages/questions/putquestion.
Как определить экологический класс грузового автомобиля? Нормативные акты, устанавливающие требования к уровню выхлопов в РФ (соответственно, и в Европе), относятся к транспортным средствам любого типа. Разве что в некоторых случаях могут различаться отдельные положения законов по срокам вступления в силу — для легковых машин и грузовиков. Но экологические классы, установленные законодательством РФ и европейскими правовыми актами, для легковых и грузовых машин одинаковы. Поэтому способы получения информации о соответствии вторых требованиям экологических законов будут теми же, что мы рассмотрели выше.
Возможно ли увеличение или уменьшение класса экологичности
В Москве уже запрещено движение грузовых автомашин, не соответствующих нормативным требованиям:
- Евро-2 – на МКАДе;
- Евро-3 – в пределах ТТК;
- Евро-4 – в пределах Садового Кольца.
Постепенно ограничения будут вводиться и в других субъектах РФ. Уже можно увидеть дорожные знаки, которые запрещают выполнять какие-либо действия для ТС с экологической категорией ниже, чем указанная на знаке, например:
- 5.35;
- 5.36;
8.25.
Мнение эксперта
Миронова Анна Сергеевна
Юрист и адвокат по автомобильному праву. Специализируется на административном и гражданском праве, страховании.
Чтобы избежать данных ограничений, требуется повысить экологический класс. Делается это путем переоборудования автомобиля. Представленная процедура должна осуществляться в аккредитованных организациях, управомоченных на выдачу свидетельств о соответствии конструкции транспортного средства. Примерная стоимость услуги – 30000 рублей, срок выполнения – 3 рабочих дня.
Понижение практически не осуществляется специально (кроме случаев замены узлов и агрегатов на ТС, вследствие чего непреднамеренно увеличивается показатель выбросов вредных веществ).
Действующие стандарты и их характеристики
Первым, реально ограничивающим нормы выброса стандартом, был Евро-1. Как и Евро-0, он распространялся только на автотехнику с бензиновыми моторами, но подразумевал не просто констатацию существующего состояния, а требовал более высоких показателей. Затем, каждые несколько лет эти стандарты ужесточались.
Был введен на территории Евросоюза в 1992 году и предписывал следующие максимальные значения по выбросу вредных веществ:
- СО – до 272 грамм на 100 км пробега;
- СН – менее 72 г/км;
NO – до 27 грамм на каждые 100 километров работы мотора.
Третьим в европейских странах появился в 1995 году данный экологический класс, который только спустя 10 лет стал первым протоколом, официально оформленным на территории Российской Федерации. В 2013 году в России запретили к обороту топливо, которое по характеристикам было бы ниже данного класса.
В Евросоюзе начал действовать с 1999 года, в РФ с 2008-го. Стал первым экологическим классом, который распространялся не только на бензиновые, но и на дизельные моторы. Осенью 2020 года правительство Москвы запретило въезд грузовиков класса ниже Евро-3 внутрь пределов Третьего Транспортного кольца.
В Западной Европе этот экологический класс начал действовать в 2005 году, а на территории России — с 2010 года. Если сравнивать с Евро-3, то появление четвертого класса характеризуется самым резким скачком требований – нормы выросли сразу более, чем на треть от предыдущих значений. Это позволило многим странам пролонгировать введение очередного стандарта, но существенно усложнило возможности по переоборудованию автомобилей более низкого класса.
В ЕС эта норма была введена для грузовиков с 2008 года, а для легковых авто с 2009-го. В Российской Федерации существует с 2016 года и является официально действующим стандартом на 2020 год. Все автомобили, которые впервые продаются в стране, должны отвечать нормам, предусмотренным данным протоколом.
Популярные автомобили класса Евро-5 и особенности американских стандартов
Среди автомобилей, которые без проблем можно ввозить в Россию, то есть, относящихся к классу Евро-5, можно выделить следующие марки-модели:
- Peugeot206 1.4,
- Opel Corsa 1.3 CDTI,
- Ford Fusion 1.4,
- Ford Fiesta,
- Volkswagen Polo 1.4,
- Volkswagen Caddy,
- Volkswagen Golf 2.0 TDI,
- Volkswagen Passat 2.0,
- Volkswagen T5 2.0 TDI,
- Renault Kangoo 1.5 DCI,
- BMW 320 2.0,
- Merscedes-benz Vito 2.0 грузовой (дизель),
- Audi A6 2.0 TDI.
Отдельно необходимо вспомнить об американских авто. Чтобы не попасть в неприятную ситуацию при растаможке и оформлении, эти машины должны иметь в ПТС или на шильдике отметки ULEV, SULEV или TIER – стандарты, принятые в США, которые будут значить то же, что и европейская «пятерка». Если же вместо положенного знака стоит N\A или класс не указан вообще, это грозит существенными сложностями при ввозе и сертификации.
Способы определения экологического класса автомобиля
Россия присоединилась к Женевской конвенции только в 2010 году, и многие требования экологических стандартов вводятся в стране с некоторым опозданием. Кроме того, существует проблема очень старых авто: например, в документах автомобилей, которые старше 2010 года, указаний на экологический класс не содержится, что создает определенные трудности.
В этих случаях остается пользоваться маркировкой самого авто или информацией из VIN-номера (также не всегда присутствует) либо уточнять ЭК другими способами:
- по таблицам Росстандарта;
- по VIN-номеру на сайте Росстандарта;
- по ПТС и СТС.
Эти способы самые простые и доступные. Разберемся, что и как нужно делать, чтобы получить информацию об экологическом классе вашего автомобиля.
Таблицы Росстандарта
Экологический класс автомобиля можно определить по специальной таблице, которую разработали для автолюбителей специалисты Росстандарта который занимается в РФ сертификацией ТС и контролем над соблюдением требований Женевской конвенции.
При создании таблицы ЭК, учитывались эко-стандарты США и ЕЭК ООН. Данные в таблице действительны для зарубежных авто. С Россией сложнее: она запаздывает с введением экологических ограничений на своей территории, и для старых росссийских авто стандарты не всегда применимы.
Чтобы пользоваться таблицей, необходимо точно знать место и время выпуска машины.
Страна-производитель ТС |
Год выпуска ТС, включительно |
|||
Не соответствуют требованиям стандартов на момент ввоза РФ (Евро 1 и ниже) |
Соответствуют требованиям стандартов по экологическим классам |
|||
Евро 2 |
Евро 3 |
Евро 4 |
||
Бензин, входит в ЕС |
До 1996 |
1997-2000 |
2001-2004 |
2005+ |
Дизель, входит в ЕС |
До 1996 |
1997-2000 |
2001-2004 |
2005+ |
США |
До 1995 |
1997-2001 |
2001-2003 |
2004+ |
Япония |
До 1997 |
1998-2004 |
2005-2010 |
2011+ |
Китай |
До 2003 |
2004-2007 |
С 2008 |
— |
Корея |
До 2000 |
2011-2002 |
2003-2005 |
2006+ |
Канада |
До 2000 |
2001-2003 |
2004+ |
— |
Индия |
До 2004 |
2005-2009 |
2010 |
— |
Малайзия |
До 2002 |
2003+ |
— |
— |
Россия |
— |
2006 |
2008 |
2010+ |
Украина |
2005-2006 |
2006-2007 |
— |
— |
ПТС
Паспорт транспортного средства обычно нужен только для совершения сделок купли/продажи автомобиля. Однако он также может помочь вам уточнить экологический класс машины. Если авто было поставлено на учет в ГИБДД недавно, то в графе №13 он будет указан прописью или в графе дополнительных отметок (если регистрация проводилась более 5 лет назад).
Этот метод может не сработать, если ваша машина поставлена на учет приличное время назад – ранее отметки ЭК просто не ставились. В этом случае, попробуйте другой способ.
СТС
СТС – обязательный документ, подтверждающий регистрацию автомобиля. В свидетельствах нового образца есть графа «экологический класс», где ЭК указан цифрой. Однако, если регистрация проводилась несколько лет назад, этой записи может просто не быть.
В ситуации, когда ПТС и СТС не содержат записей об экологическом классе, на таможне машина будет признана «транспортным средством с неустановленным ЭК», и к ней будут применены последние экологические ограничения. Чтобы не рисковать, обратитесь в ГИБДД и оформите документы нового образца.
ВИН-номер (Росстандарт)
Еще один удобный вариант проверки экологического класса машины – проверка по VIN-коду на сайте Росстандарта. Для этого необходимо:
- зайти на сайт, перейти в раздел «Деятельность» — «Подтверждение соответствия»;
- перейти в раздел «Оценка соответствия транспортных средств» — «Обязательное подтверждение соответствия…».
- ввести ВИН-код в графу поиска и нажать «Поиск».
Система обработает запрос и выдаст отчет, в котором будут содержаться тип автомобиля, марка ТС, номер одобрения ЭК, дата утверждения класса, срок действия и конкретный ЭК вашего автомобиля.
Если система ничего не выдаст, значит, в базе данных Росстандарта просто отсутствует информация по ВИН-номеру или сам идентификационный код. Такая проблема иногда возникает со старыми автомобилями. Чтобы решить ее, обратитесь в организацию лично (стоимость услуги – 300 рублей).
Классификация авто
Существуют пять основных разновидностей экологичных стандартов. Они вводились в разное время, поэтому имеют различные требования к выхлопным газам. Подробную информацию можно увидеть в таблице.
Классификация | Описание |
Евро-1 | Самый первый стандарт, который был принят в Европе для минимизации и контроля за выбросом вредных веществ. Он был актуален только для двигателей, работающих на бензине. Евро-1 регулировал соотношение углеводорода, азота и оксида углерода в выхлопных газах. Стандарт достаточно лоялен к работе машин, поэтому мало заботится об окружающей среде. Практически все машины в стандарте Евро-1 уже выведены из эксплуатации либо переоборудованы в соответствии с современными нормами. |
Евро-2 | В сравнении с Евро-1 в Евро-2 были уменьшены допустимые показатели вредных веществ в 3 раза. Стандарт более жёсткий по отношению к транспортным средствам. В России о стандарте заговорили впервые в 2005 году, но полностью стали придерживаться его только в 2006 году. Евро-2 встречается на многих отечественных машинах с бензиновым двигателем с 2006 по 2008 годs выпуска. |
Евро-3 | Стандарт отличается от своих предшественников тем, что в нём прописаны нормы не только для бензиновых, но и для дизельных силовых агрегатов. По сравнению с Евро-2 новый стандарт ужесточил контроль за выхлопами на 40 %. В Российской Федерации есть много машин, соответствующих данному стандарту. Большинство машин японского и китайского производства до 2010 года поставлялись с мотором Евро-3. В Европе в 2005 году был принят стандарт Евро-4, но в Россию машины с классом Евро-3 стали производиться только в 2008 году. |
Евро-4 | Каждый стандарт предполагает значительное ужесточение норм. Евро-4 в России ввели в 2010 году. Контроль за выхлопными газами позволил ещё на 40 % сократить загрязнение атмосферы при работе машин. Требование хоть и вступило в силу в Евросоюзе в 2005 году, но автомобили вторичного рынка достаточно долго поставлялись с предшествующими нормами. |
Евро-5 | На сегодняшний день это актуальный стандарт, которого придерживаются производители различных машин по всему миру. Изначально требованиям должны были соответствовать грузовые авто, но спустя год в Европе был принят закон, по которому и легковой транспорт переходил на новый экологический класс. В Российской Федерации Евро-5 действует с 2015 года. Данная классификация имеет наименьший таможенный налог, благодаря чему при покупке машины за границей многие россияне предпочитают брать более экологичный транспорт. |
Что такое экологический класс автомобиля и сколько их есть
Европейский экологический класс (ЭК) или стандарт «Евро», это градация автотранспортных средств, отражающая количество ряда веществ, а именно – оксида углерода, углеводородов и оксида азота (СО, СН и NOx), выбрасываемых в атмосферу бензиновыми и дизельными двигателями.
Первым экологическим стандартом, введенным на территории Европы (1988 год), стал Евро-0, причем распространялся он только на бензиновые моторы и, по сути был определяющей лучших на этот момент показателей, не регламентируя и не ограничивая производителей.
Если выразить его в цифрах, то это означает, что за 3 месяца эксплуатации в стандартном режиме автомобиль потребляет около тонны кислорода, и при этом выхлоп даст порядка:
- 200 килограмм угарного газа;
- 50 кг углеродов;
Уже через 4 года появился новый стандарт – Евро-1, который предполагал, что производство и ввоз автомобилей на территории стран, где он получает законную силу, будут проводиться с соблюдением несколько ужесточенных критериев.
Плюс, к перечисленным веществам добавился показатель на содержание в выхлопных газах твердых частиц – сажи, а его действие распространялось, как на бензиновые, так и дизельные ДВС. Начиная со стандарта Евро-5, к обязательным критериям определения экологического класса авто добавилась массовая доля органических летучих веществ.
Максимально возможный экостандарт
В дальнейшем стандарт регулярно обновлялся – допустимое для него значение по каждому показателю или отдельным типам выброса снижалось.
На сегодня самые жесткие требования предъявляются по нормам Евро-6, принятом в 2015 году. Однако действует он пока только в нескольких странах Евросоюза, и имеет скорее рекомендательный характер.
При этом, многие производители (в том числе российские) моторов, выхлопных систем, систем топливоподачи и фильтров, то есть тех продуктов, что в совокупности будут определяющими для конечных характеристик машины, уже производят товары, отвечающие этому стандарту.
Отдельно существует понятие экологический класс топлива – хотя никто не запрещает производить бензин или топливо более низкого качества, нужно понимать, что его использование будет влиять на окончательные характеристики выхлопа!
Его основные критерии — это количество серы в составе, а также летучесть продукта, то есть, данный показатель уже взаимосвязан с последними нормативами евроклассов. Соответственно, заливая бензин или дизель более низкого стандарта, чем у машины, ее владелец влияет на реальные значения выбросов и ускоряет износ самой техники.
Критерии группировки авто по классам
Таблица по годам и классам ЕВРО.
Каждый автомобиль, поступающий на территорию России или стран Евросоюза, проходит обязательную сертификацию.
В процессе исследования специалисты проверяют:
- количество выделяемых транспортным средством вредных газов;
- наличие мелких частиц твердых веществ;
- наличие недогоревшего топлива в выхлопе автомобиля.
В большинстве случаев измерение параметров осуществляется при помощи специальной аппаратуры.
После получения всех диагностических сведений специалисты причисляют автомобиль к определенному экоклассу и делают соответствующую пометку в техническом паспорте.
Для чего необходима классификация
Одно легковое ТС, работающее на бензине, в среднем вырабатывает более тонны загрязняющих атмосферу газов в год. Среди них около 70% занимает угарный газ – крайне токсичный для живых организмов. Еще 30% состоят из углеводородной группы, сажи, свинца, оксидов азота и серы.
Автомобили не только выбрасывают опасные газы, но и сжигают кислород. В среднем одна машина за год уничтожает приблизительно 4000 кг кислорода
Поэтому по мере роста количества транспорта крайне важно было ввести экологический класс автомобиля. А затем – запретить те из них, вред от которых гораздо выше приемлемого
Зная, какой класс легкового автомобиля предпочесть, вы сможете выбрать наиболее оптимальный вариант для себя и экологии. В процессе классификации учитывают не только процентное содержание в отработанных газах тех или иных химических элементов, но и вещества, образующиеся во время испарения топлива.
Всего существует 6 классов используемых автомобилей, наиболее предпочтительные из них – два последних.
-
Первый норматив, который внедрили во время начальных шагов по улучшению ситуации с атмосферой в мире – Евро-1. Этот экологический класс автомобиля применяется исключительно к авто с мотором, работающем на бензине. Дизельные двигатели стали учитывать при классификации, только начиная со стандарта Евро-3.
Для определения экологического класса автомобиля Евро-1 в составе выхлопных газов высчитывали содержание оксида азота, углеводородных соединений, угарного газа. Когда установили норму, большая часть эксплуатируемых на то время транспортных средств попала в «зеленую зону», так как требования были, по сути, минимальными.
- Следующий шаг заключался в ужесточении стандартов. Тогда на смену предыдущему экологическому классу пришел Евро-2. Согласно принятым документам, для того чтобы транспорт получил такую маркировку, он должен был вырабатывать в 3 раза меньше токсических веществ, чем раньше. В России этот экологический класс заработал только в 2006 году, хотя и был утвержден еще в 2005-м.
- Дальнейшая классификация стала распространяться и на дизельные ТС. Евро-3 еще на 40% сократил количество угарного газа и других соединений, выбрасываемых в атмосферу.
- После этого на территории РФ ввели норматив класса экологической безопасности Евро-4. Это произошло в 2010 году, спустя 5 лет после того, как его приняли для европейских стран. Это позволило снизить вред экологии еще на 40%.
- Следующий стандарт под названием Евро-5 стал действовать в России с 2015 года и пока остается наиболее актуальным несмотря на то, что разработан уже и класс Евро-6. В Европе же стали выпускать машины, соответствующие таким нормам, еще в 2009 году. Классификация применяется также по отношению к грузовым авто, мотоциклам, автобусам.
- Нормативы Евро-6 пока действуют только для европейских стран, где их приняли в 2013 году и внедряют с 2015-го. Однако Россия уже встала на путь к их постепенной реализации. Так, здесь уже выпускают бензин класса Евро-6.
Способы определения ЭК
Если автомобилист столкнулся с необходимостью определить ЭК, следует понять, как именно узнать экологический класс своего транспортного средства по таблице, ПТС или VIN-коду.
Именно эти три способа являются наиболее эффективными и простыми в использовании.
Что конкретно нужно делать и куда смотреть, разберём отдельно для каждого метода проверки установленного экологического класса автомобиля.
ПТС
Для начала узнаем, как можно определить экологический класс своего собственного автомобиля, просто открыв документы на машину. Никуда ехать, звонить или писать не нужно. Достаточно заглянуть в паспорт своего технического средства или ПТС.
Большинство водителей не возят с собой машине паспорт, и делают абсолютно правильно. Потому наверняка он лежит где-то дома в тумбочке или в шкафу. В действительности ПТС нужен только при покупке и продаже авто. Найдите документ.
Если автомобиль был поставлен на учёт относительно недавно, то отметка об экологическом классе должна находиться непосредственно на 13 строке. Его записывают прописью, а потому никаких сложностей с расшифровкой возникать не должно.
Если ПТС у вас лежит более 5 лет, тогда отметка про экокласс возможно будет присутствовать в графе, куда вносится дополнительная информация. Но ранее такие отметки делали очень редко. Потому только в исключительных случаях удастся её отыскать.
Когда этим методом определить класс экологичности не удалось, переходите к следующему.
Росстандарт
Росстандарт является государственной организацией, которая занимается вопросами сертификации транспортных средств. Чтобы сделать жизнь водителей несколько проще, были придуманы и разработаны специальные таблицы. Именно по ним можно понять, как правильно узнать экологический класс своего двигателя. Всё же выхлоп провоцирует именно мотор, а не кузов.
Опираясь на таблицу, не сложно получить необходимые сведения. Но при этом автомобилист должен заранее знать о:
- стране и регионе, где выпустили автомобиль;
- дате поступления в продажу;
- компании-производителе.
Только учтите, что такой метод определения не даёт 100% точный результат, поскольку машина могла попадать в серьёзные аварии, после которых проводился капитальный ремонт. Двигатели часто меняют, из-за чего заявленный производителем экокласс не соответствует реальным значениям для конкретного автомобиля.
Потому многие сходятся во мнении, что лучшим способом определения ЭК станет обращение в специализированные компании. Они занимаются предоставлением услуг по определению экологичности, и имеют соответствующие сертификаты.
VIN-код
Если предыдущие два метода вам по тем или иным причинам не подходят, тогда можно воспользоваться всё Росстандартом, но уже добавить к поиску ваш вин-код.
- тип вашего автомобиля;
- марка проверяемого транспортного средства;
- номер одобрения экокласса;
- дата подписи документа об утверждении класса;
- срок действия документа;
- конкретный экологический класс.
В некоторых случаях после введения вин-кода система не выдаёт ничего. Это распространённое явление, потому переживать не стоит. Автомобилю наверняка присвоили экокласс, просто вин-код отсутствует в базе данных ведомства.
Тут следует пойти иным путём. При необходимости лично обратитесь в организацию. Если это простое любопытство, то подобные мероприятия окажутся лишними. Но когда планируете выехать за пределы РФ, пересекая государственные границы, обязательно узнайте ЭК.
Не стоит забывать, что за получение справки от Росстандарта придётся заплатить. Актуальная цена за услугу составляет 300 рублей.
Теперь вы будете знать, как именно определяется экологический класс автомобиля и от чего он зависит. Это важная для некоторых случаев информация, без которой вас могут банально не выпустить из страны.
На новых автомобилях проблем с поиском практически не возникает. Достаточно заглянуть в ПТС на 13 строку, где и указан экологический класс вашего автомобиля. Но бывает и так, что его не указывают в паспорте транспортного средства. Тут следует пойти иными путями.
Статьи по теме
Диагностика рулевого управления автомобиля: почему без нее никак
Не работают дворники: причины неисправности и метода решения проблем
Течет бачок антифриза: поиск неисправности и пути устранения
Стук при повороте руля: основные причины неисправности
Сломалась рулевая рейка: причины и дальнейшие действия
Жидкая резина для автомобиля: преимущества и особенности использования
Стук в рулевой рейке: ищем причину, разбираемся с последствиями
Как поменять моторчик дворников: простые советы опытных автовладельцев
Как убрать стук рейки и продлить срок ее службы
Стук рулевой тяги: причины, диагностика, замена
Рулевой люфт автомобиля: особенности диагностики и ремонта
Шумы под капотом: что делать, если они появились
Как осуществить ремонт рулевой рейки БМВ
Медсправка на права-2020: стоимость, врачи, проблемы
Сколько хранится моторное масло: разбираемся в сроках и условиях хранения.