Плюсы и минусы чип-тюнинга двигателя

В результате чип тюнинга сокращается ли срок службы двигателя?

Нет! Как срок службы двигателя, так и срок службы коробки (КПП/АКПП) больше зависит от стиля вождения автомобиля. Это в такой же мере относится и к стандартному, не чипованному автомобилю. Здесь надо отметить, что производители при разработке двигателей закладывают очень большой резерв и увеличение мощности двигателя и момента на 20-30% практически не сказывается на ресурсе. Более того, при обычной езде мощность и момент не то, что не превышают предельных, заложенных разработчиком, так даже не достигают её. Всё это верно, если Вы не делаете чип тюнинг двигателя для постоянного участия в каких-либо автогонках. Но такой вид чип тюнинга имеет много своих нюансов (вплоть до замены ECU), и мы таким тюнингом не занимаемся.

Чип тюнинг, что это такое

Чип-тюнингом является перепрограммирование электронного блока управления мотором транспортного средства. Это необходимо, чтобы улучшить характеристики настроек автомобиля. Чип-тюнинг не требует внесения изменений с механической или технологической стороны. В данном случае следует лишь произвести некоторые работы с ЭБУ мотора.

С помощью чип-тюнинга автовладелец может изменить объем горючего, впрыскиваемого в мотор, давление наддува, обогащение рабочей смеси и угол зажигания. Для чип-тюнинга мотора не требуется много времени, опытный специалист производит такие работы в течение часа.

Чаще всего чип-тюнинг делают, чтобы увеличить мощность мотора и снизить расход горючего автомобиля. Его выполняют для любых инжекторных двигателей. В виде исключения можно отметить некоторые агрегаты японского производства. Если говорить в целом, то между чип-тюнингом зарубежного или отечественного автомобиля нет разницы.

Данный процесс можно производить на мотоциклах, яхтах, катерах и современных тракторах с ЭБУ. После чип-тюнинга у мотора увеличивается запас мощности. Он активирует скрытый потенциал двигателя автомобиля. Также с помощью чип-тюнинга осуществляется коррекция работы мотора. Чип-тюнинг подразумевает регулировку микросхемы, за счет чего происходит модификация и обновление информационной базы ЭБУ автомобиля. Хранятся они в трехмерных и двухмерных таблицах. В результате особого положения различают блоки управления мотором. Число таблиц в них иногда не совпадает, что свидетельствует о разных производителях. Особое программное обеспечение дает возможность изменять информацию в электронных системах транспорта.

Современные автомобили оборудуются специальным портом OBD, позволяющим без снятия вносить изменения в ЭБУ. На некоторых авто, напротив, есть возможность корректировать информацию лишь посредством изъятия микросхемы. Данное мероприятие должен осуществлять высококвалифицированный мастер. Однако, как бы это не производилось, результат будет превосходный. Не стоит обращаться к компаниям с сомнительной репутацией. Недостаточная квалификация мастера может вывести из строя ЭБУ. Иногда прошивку делают неправильно. Автомастерские загоняют автомобиль на специальный стенд и посредством особой программы осуществляют корректировку заводских настроек. Однако не всем рабочим известно, что в транспортном средстве может быть расположено несколько тесно связанных между собой блоков, а если в одном произошли изменения, то и во всех остальных также должны произойти.

Плюсы и минусы чип тюнинга

Традиционно для подобных публикаций, начнем с плюсов — это позволит лучше понять, что именно дает автомобилю прошивка:

  1. Это реальный способ повысить мощность движка (плюс 15-30%);
  2. Предыдущий плюс неизбежно вызовет увеличение расхода топлива, но на этот счет можно не беспокоиться. Дело в том, что чип тюнинг одновременно помогает снизить трату бензина, за счет корректировки угла опережения зажигания и оптимизации впрыска. Другими словами, минуса здесь не наблюдается. Мощность и крутящий моменты возрастают, а бензин тратится меньше! Экономия топлива, примерно, плюс 12%;
  3. Появляется реальная возможность адаптировать режим работы движка под индивидуальный стиль езды (например, молодежь сегодня поголовно стремится к спортивному режиму);
  4. Зачем еще прошивают машину? В тачках с турбонаддувом оптимизируется система включения и давления. В результате, снижается потеря крутящего момента (минус 30-40%);
  5. Еще одним существенным плюсом является улучшение работы системы кондиционирования, что благотворно сказывается на функциях холодного хода и запуска;
  6. Из предыдущего плюса вытекает перспектива сокращения времени разгона авто от 0 до 100 км/ч. Попробуйте сами и Вы увидите разницу, как говорится, не вооруженным глазом, а убедиться можете с помощью специальных приложений для замера разгона;
  7. Процедура позволяет раскрыть силовую динамику АКПП до максимума, устраняет рывки и дергания, делает ход плавным и мягким;
  8. Чип тюнинг активирует повышенный контроль за снижением токсичности выхлопов. Это важный плюс для окружающей среды;
  9. Все электронные системы начинают работать в полную силу, что ощущается при первом же после чиповки запуске двигателя;
  10. Чип тюнинг позволяет исправить заводские настройки ЭБУ (да, и там могут ошибаться), которые мешали мотору раскрыть потенциал;
  11. Еще одним весомым плюсом или положительным последствием чип тюнинга становится возможность перехода на бензин с более низким октановым числом (что финансово выгодно);
  12. Смельчакам, решившимся на выполнение чип тюнинга своими руками, мы назовем еще один плюс – они, однозначно, начнут лучше понимать устройство своего автомобиля, смогут легко устранять ошибки двигателя и, вообще, всей электронной начинки тачки.

Это были плюсы прошивки автомобиля, позволившие понять, на что она влияет. Однако, не спешите так сразу отвечать на вопрос «нужно ли прошивать машину» положительно, ведь вы еще не ознакомились с минусами данной процедуры!

  • Самостоятельный чип тюнинг отнимет у автовладельца массу времени. Ему придется тщательно вникнуть в теорию, детально разобрать этапы чиповки, приобрести оборудование, скачать нужный софт. А если еще и требуется демонтаж ЭБУ и замена микросхемы – на это отваживаются единицы. Однако, сделать прошивку своими руками — реально, мы вас не отговариваем! Просто будьте готовы к тому, что это непросто. Увы, но для многих такая сложность — минус;
  • Есть и альтернатива – можно обратиться в профессиональное тюнинговое ателье, но тут минусом станут финансовые затраты. Минимальная цена чиповки в нормальном сервисе – 3000 рублей. Обращение же в официальный дилерский центр «встанет» в десятку. Мастера-одиночки (самоучки) могут прошить авто за 2000 рублей. Если склонитесь к последнему варианту, ищите спеца по отзывам и рекомендациям!
  • Нелегальный чип тюнинг лишает автовладельца права на гарантийный ремонт;
  • Задумайтесь, почему завод-изготовитель устанавливает настройки на средние позиции? Чтобы снизить расход ресурсов ЭБУ. Один из главных минусов прошивки двигателя – чем больше она повысит его мощность, тем сильнее снизится срок его службы. Это касается всех систем, на которые влияет чип тюнинг;
  • Для качественного чип тюнинга требуется подобрать подходящий софт. Да, его легко скачать с Интернета, но сохраняется риск нарваться на подделку или «кривую» прогу. Или того хуже, на вредоносное ПО. Словом, качайте программы только с проверенных порталов;
  • Вот к каким минусам приводит неправильный результат чип тюнинга: увеличивается токсичность выхлопов (на 10%), расход топлива (до 20%) и других параметров. Происходит полная подмена показателей (вместо ожидаемого эффекта наблюдается деструктивно-обратный, плюсы становятся минусами);
  • Самое печальное последствие – полный сбой ЭБУ, с необходимостью его перенастройки или даже замены. Не доверяйте электронный мозг своей «малышки» дилетантам и трезво оценивайте свою готовность (если решили сделать чиповку своими руками).

Ну что, задумались, стоит ли делать прошивку автомобиля? Все минусы можно обобщить одной фразой – слишком высокая цена ошибки. И все же, плюсов у процедуры гораздо больше, чем минусов. В заключение, давайте порассуждаем над вопросом ее целесообразности!

Положительные стороны чиповки двигателя

Что даёт чип-тюнинг:

  • При изменении прошивки чипа можно добиться увеличения мощностных характеристик до 25%, но на деле прирост не превышает 13–16%.
  • Уменьшение расхода топлива в среднем на 4%, конечно, выгода не большая, но если учесть цены на топливо, то сэкономить немного всё-таки удастся.
  • Чип-тюнинг позволяет устранить ошибки двигателя.
  • Чипование даёт возможность убрать заводские ограничения скорости.
  • На дороге с интенсивным движением возможности ускорения улучшаются.
  • Чип-тюнинг произвести проще, чем полную модернизацию двигателя.
  • Есть возможность настроить прошивку под собственный стиль вождения.
  • Легко произвести откат установок чипа к первоначальным заводским настройкам.

Много зависит от модели ДВС

… какой тип двигателя будет настраиваться. Например, среди зарубежных тюнеров, особенно в Германии, особой популярностью в настройках пользуются дизельные моторы Common Rail . Причина? Они выносливые, и с них после смены прошивки можно снять побольше лошадей и крутящего момента.

Тем не менее давление в топливной системе часто подгоняется под технический максимум, заложенный с завода, даже у серийных двигателей. Если вы добавите сюда больше, может сломаться насос высокого давления (ТНВД).

И наоборот, существуют двигатели, которые достаточно хорошо переносят чип-тюнинг, поскольку запас мощности заложен производителем. Так обстоит дело, например, с двигателем Mercedes M273 (55): хотя это безнаддувный двигатель, его мощность можно легко увеличить с 388 л. с. (стандартная комплектация) до 430 л. с.

Разбираемся с основами чип тюнинга

Чип тюнинг двигателя что это такое? Стоит сказать, что сама возможность улучшать характеристики моторов без, скажем, механического в них вмешательства появилась сравнительно недавно.

Раньше во времена карбюраторов никакой электроники в машинах не было и подавно, поэтому чтобы сделать авто мощнее приходилось копаться в железяках.

Сегодня же в век тотальной компьютеризации дизельными и бензиновыми силовыми агрегатами управляют программы, записанные в микросхемы ЭБУ. Именно они диктуют, когда делать впрыск топлива, сколько воздуха нужно подать в цилиндр и прочее.

Если есть программы, значит их можно изменять и вносить в них коррективы. К примеру, можно сделать так чтобы смесь в цилиндрах была с большим количеством топлива, что даст больше энергии при горении и прочие ухищрения. В принципе, это и называется чип тюнингом.

Чип-тюнинг дизельного двигателя или бензинового мотора: влияние на ресурс ДВС

Вполне очевидно, что даже если все операции по прошивке и настройке выполнены правильно, увеличение мощности и крутящего момента так или иначе будет означать износ ДВС.

Прежде всего, происходит ускоренный механический износ нагруженных элементов и пар трения (поршневое кольцо и стенки цилиндров, шатунные и коренные вкладыши в местах соединения с шатунами, коленвалом, в постели коленвала в БЦ и т.д.)

Например, работа поршневого кольца в цилиндре имеет следующие особенности. Пока топливо в цилиндре не горит, кольца испытывают минимум нагрузки. Стенка поршневого кольца находится параллельно стенке цилиндра. Однако в момент воспламенения топлива происходит скачок давления, в результате чего кольцо в своей канавке начинает выворачивать от нагрузки.

Что касается вкладышей, а также опорных элементов, кроме трения на детали воздействует и так называемая радиальная деформация. Простыми словами, происходит изменение формы отверстий. Вполне очевидно, что в парах трения образуются зазоры, появляются ударные нагрузки. Вкладыши попросту разбиваются, их также может провернуть.

Так вот, чип-тюнинг позволяет изменить параметры, которые были настроены на заводе. В результате увеличивается момент и мощность, но параллельно возрастают и нагрузки в самых важных узлах ДВС. Естественно, баланс износа, прогнозируемый конструкторами мотора, также будет нарушен.

Стоит добавить, что подобные процессы затрагивают не только ДВС, но и КПП. Параллельно могут быстрее выйти из строя катализатор и кислородный датчик. Также сокращается ресурс моторного и трансмиссионного масла, то есть смазочные жидкости нужно чаще менять.

На многих моторах вдобавок увеличивается расход масла на угар. Еще дополнительные нагрузки испытывает и система охлаждения ДВС, которая работает более интенсивно в результате увеличения мощности. По этой причине нужно следить за работоспособностью, качеством антифриза и чистотой каналов системы охлаждения.

Перепрошивка ЭБУ: что это такое и что она даёт

Перепрошивка ЭБУ подразумевает собой замену регулирующей программы на новую или же корректировку данных базовой заводской программы. Для её изменения необходимо вскрывать блок управления и перезаписывать программные параметры на микросхеме внутри его.

Перепрошивку лучше доверять опытным специалистам. При грамотном проведении такой модернизации действительно можно добиться значительно лучших динамических показателей авто без ущерба для деталей двигателя и других систем машины.

Что даёт перепрошивка?

Как и любая модернизация, перепрошивка имеет как положительные, так и отрицательные аспекты.

Чип-тюнинг дизеля позволяет увеличить крутящий момент и мощность двигателя в среднем до 25%. Хотя на некоторых дизелях увеличение мощности возможно и до 40%. При этом нет необходимости менять узлы автомобиля, как это делается, к примеру, при форсировании. Таким образом, вы оптимизируете скоростные и тягловые характеристики вашей машины, что существенно облегчит вождение, даст вам большие возможности при обгонах на скоростных трассах, так как момент разгона уменьшается, а сама скорость существенно возрастает. Ваш автомобиль будет лучше работать даже при одновременно включённом кондиционере или же при полной загруженности авто. При этом стоимость такой модернизации весьма несущественная, в среднем она составляет до 1% от цены самого автомобиля, в зависимости от того насколько именно вы желаете увеличить мощность и марки машины.

https://www.youtube.com/watch?v=Gc-zSrc7Q_g

Сам процесс перепрошивки очень быстрый, все делается всего лишь в течение нескольких часов, а то и меньше. При желании, если вы чем-то недовольны, вы можете откорректировать необходимые параметры или же полностью вернуть все к первоначальным настройкам. Просто необходимо на микросхему залить заводскую прошивку.

Программное обеспечение очень легко подстраивается под любой стиль езды. Вы агрессивный гонщик, желаете максимально увеличить мощность, или же вы спокойный водитель, который желает оптимизировать работу двигателя, сэкономить на топливе. И тот и другой вариант настроек возможный. Сегодня создано много программных продуктов, которые позволят подстроить ваш автомобиль под ваши цели и ваш стиль езды. К тому же большинство программ позволяют максимально использовать ресурс топлива или же подстроить двигатель под иной вид горючего.

И главное, проведя такую модернизацию, вы не рискуете потерять гарантию на машину. Ведь сервисное ТО не включает столь глубокую проверку автомобиля, на программное обеспечение практически никто и никогда не обращает внимания. А в случае поломки, выявления откорректированных настроек ещё нужно доказать, что авто сломалось в результате чип-тюнинга, а не по каким-то другим причинам.

Однако, наряду с преимуществами чипования, важно сказать о возможных рисках. Некоторые автовладельцы, которые сделали перепрошивку, отмечают снижение ресурса двигателя, иных элементов топливной системы, увеличенный расход топлива, говорят о необходимости частой замены фильтров и масла

Однако чаще всего такие проблемы объясняются некачественным чип-тюнингом, что ещё раз говорит о необходимости обращения в специализированные сервисные центры, где вам смогут гарантировать установку качественного программного обеспечения, подстройку его под ваш автомобиль. Единственный реальный недостаток чипования, который чаще всего встречается при правильной настройке — увеличение расхода топлива при агрессивной езде

Некоторые автовладельцы, которые сделали перепрошивку, отмечают снижение ресурса двигателя, иных элементов топливной системы, увеличенный расход топлива, говорят о необходимости частой замены фильтров и масла. Однако чаще всего такие проблемы объясняются некачественным чип-тюнингом, что ещё раз говорит о необходимости обращения в специализированные сервисные центры, где вам смогут гарантировать установку качественного программного обеспечения, подстройку его под ваш автомобиль. Единственный реальный недостаток чипования, который чаще всего встречается при правильной настройке — увеличение расхода топлива при агрессивной езде.

После чип-тюнинга при агрессивной езде расход топлива увеличится

Что может произойти в случае некачественной перенастройки и какие бывают сопутствующие риски и минусы у этой процедуры

В случае, когда чипованием занимаются дилетанты, есть большая вероятность получить некачественную прошивку для чипа, которая его «убьёт». Как правило, это уже не исправишь. Естественно, давать вам гарантии на внесённые изменения никто не будет. Поэтому лучше доплатить и обратиться к профессионалам.

Чип- тюнинг может быть вреден:

  • Уменьшением ресурса запчастей мотора. К сожалению, это правда, доказанная на практике, но не так всё страшно, значение снижения редко превышает 5%.
  • Может увеличиться расход топлива при неправильно выполненной процедуре.
  • Чип-тюнинг достаточно дорогое удовольствие, качественная перепрошивка настроек может обойтись достаточно в крупную сумму, порядка десятка тысяч рублей.

Последствия чип-тюнинга двигателя могут быть плачевными, поэтому перед тем, как отправляться на процедуру, постарайтесь по максимуму разузнать всё о блоке управления двигателем, о его модели. На некоторых моделях производители устанавливают специальное ПО, которое невозможно изменить, в этом случае чип-тюнинг производить нельзя.

Убедившись в том, что делать прошивку можно, следующим шагом будет извлечение блока управления и считывание с него заводской программы. Размер информации, как правило, не превышает 1 Мб. Содержание заводского ПО — это таблицы параметров, которые можно менять, если их правильно отредактировать, то можно повлиять на настройки работы двигателя в режиме холостого хода, температурный режим, найти подходящее соотношение крутящего момента и мощности и т. д.

В последнее время делают чип-тюнинг при помощи «Стэп-Пауэр» — это специальное приспособление, при помощи которого можно загружать в чип одновременно несколько прошивок управления. А в последующем переключение между установками двигателя можно производить прямо во время движения, такие действия являются абсолютно безопасными.

Разбираемся с основами чип тюнинга

Чип тюнинг двигателя что это такое? Стоит сказать, что сама возможность улучшать характеристики моторов без, скажем, механического в них вмешательства появилась сравнительно недавно.

Раньше во времена карбюраторов никакой электроники в машинах не было и подавно, поэтому чтобы сделать авто мощнее приходилось копаться в железяках.

Сегодня же в век тотальной компьютеризации дизельными и бензиновыми силовыми агрегатами управляют программы, записанные в микросхемы ЭБУ. Именно они диктуют, когда делать впрыск топлива, сколько воздуха нужно подать в цилиндр и прочее.

Если есть программы, значит их можно изменять и вносить в них коррективы. К примеру, можно сделать так чтобы смесь в цилиндрах была с большим количеством топлива, что даст больше энергии при горении и прочие ухищрения. В принципе, это и называется чип тюнингом.

?Заводские настройки работы двигателя

На этапе создания двигателей внутреннего сгорания анализируется влияние разных настроек на эффективность и рабочий ресурс силового агрегата. Современные автомобили оснащаются сложными электронными устройствами, не позволяющими двигателю работать на пределе.

Над разработкой таких схем трудятся десятки инженеров с многолетним опытом. В результате – с конвейера сходят авто с настройками, соответствующими государственным стандартам, и имеющие оптимальные характеристики.

Электронный блок управления регулирует количество бензина и воздуха, контролирует время подачи искры и другие параметры, влияющие на эффективность двс. Эти настройки программируются на заводе и определяются как оптимальные.

Определяя границы работы мотора, производители отталкиваются в первую очередь от того, будет ли автомобиль соответствовать экологическим нормам или нет. Если не будет соответствовать, то такие машины не получают сертификацию и их не пустят в продажу. Либо производителю нужно будет платить дополнительные налоги за изготовление таких ТС. В соответствии с этими требованиями прошивка блока управления программируется с определенными ограничениями, влияющими на максимальную силовую отдачу агрегата.

Это лишь одна причина стандартных настроек работы мотора. Вот еще несколько:

  1. Маркетинговый ход. Рынок автомобилей требует наличия моделей с разными мощностными показателями. Для производителя гораздо дешевле установить ограничения на ЭБУ, чем создавать новый мотор. Благодаря этому клиент приобретает авто с «модернизированным» мотором и за такие изменения с радостью платит немного больше.
  2. Запас мощности необходим, чтобы уменьшить случаи обращения клиентов для гарантийного ремонта.
  3. Возможность модернизировать модельный ряд. Чтобы стимулировать клиентов покупать рестайлинговые модели, помимо дизайнерских изменений производители «расширяют» возможности силовых агрегатов, комплектуя улучшенными воздушными фильтрами, интеркулерами, более мощными топливными насосами или измененными катализаторами. Такие изменения производятся без необходимости в выпуске нового двигателя.

Тюнинг бокс или перепрошивка ECU. Что лучше?

Есть несколько способов увеличения мощности двигателя. Установка дополнительного устройства (тюнинг бокса) — один из них

Эти устройства повышают мощность двигателя корректируя один из параметров его работы, чаще всего длительность впрыска или давление топлива. Сравнение результатов тюнинга с использованием тюнинг боксов и тюнинга с перепрошивкой родного ECU, при котором в оригинальной программе меняются сотни режимов и параметров и учитываются сигналы со всех датчиков часто не в пользу тюнинг бокса. При этом тюнинг бокс имеет свои плюсы: простота установки, возможность переустановки на другой автомобиль, возможность выполнения чип тюнинга гарантийного автомобиля, когда выполнение чип тюнинга без вскрытия ECU невозможно, да и просто его последующая продажа.    Здесь следует обратить внимание, что сейчас часто можно встретить “частных специалистов” производящих чип тюнинг прошивками, скачанными из интернета. Но посмотрите, сколько стоит чип тюнинг в зарубежных тюнингующих фирмах, например, здесь http://www.mcchip-dkr.com/chiptuning-datenbank/PKW или здесь http://www.bhp-chiptuning.com/chiptuning/chiptuning-car-database и Вам станет понятно, что никто не будет просто так выкладывать “правильные” прошивки при такой их цене

А то, что можно найти в интернете, это в лучшем случае результаты чьих-то экспериментов над своей машиной, в конечном счете, с непредсказуемым долговременным влиянием на двигатель.    Также можно встретить “специалистов” производящих обработку оригинальной прошивки ECU с помощью специальных программ. При этом коррекция программы работы двигателя, как правило, выполняется “на глазок”, без применения диностенда, без “вылизывания” работы двигателя во всех режимах и, естественно, результат такого чип тюнинга далёк от оптимального, если не принимать во внимание возможные проблемы и глюки в работе двигателя после такого тюнинга. Ведь реально оптимизировать работу двигателя во всех режимах нагрузок, оборотов и температур — это гигантская работа.

Плюсы и минусы процедуры

Прежде чем делать перепрошивку, следует изучить плюсы и минусы чипования. К преимуществам относят:

  1. Экономию денег. Чипованная машина будет дешевле и эффективнее по сравнению с другими вариантами улучшения характеристик двигателя.
  2. Мощность. Раскроется весь потенциал мотора и его мощность станет максимальной (максимальное увеличение на 25%, стандартное – до 15%).
  3. Топливо. Вне зависимости от того, какое топливо используется, расход его останется на прежнем уровне, а двигатель станет мощнее.
  4. Эвентуальность. Возможность подстроиться под любые запросы водителя. Можно подобрать оптимальную для себя прошивку из существующих. Есть возможность подстроить и доработать ДВС. Кроме того, чиповка двигателя – обратимый процесс. В случае возникновения проблем ЭБУ возвращают к заводским настройкам.

Помимо этого, прошивка позволяет снизить время разгона, благодаря чему обгон будет более безопасным. При переключении передач пропадают провалы, оно становится более мягким.

К недостаткам относят:

  • увеличение расхода топлива на 1/5 в случае агрессивной езды;
  • снижение ресурса мотора (до 4%), как следствие, период между ремонтами сокращается;
  • увеличиваются требования к топливу: рекомендуют заливать только высокого качества.

Кроме того, если чиповать у непрофессионалов, есть вероятность повредить ЭБУ или сломать двигатель. Среди недостатов чип-тюнинга еще отмечают перегрев мотора, детонацию двигателя или оплавление катализатора. На эти проблемы влияет модель автомобиля, качество используемых деталей, а также сильные перегрузки, которые испытывает двигатель.

Особенности современного дизельного мотора

Дизельный двигатель современных авто является высокотехнологичным агрегатом, который намного совершеннее предыдущих поколений моторов данного типа. Основой работы дизеля неизменно остается схема воспламенения топлива в рабочей камере сгорания по принципу сжатия. Наибольшие изменения коснулись технологии подачи топлива в цилиндры.

Большинство актуальных версий дизельных ДВС сегодня имеют систему Common Rail, которая похожа по принципу действия на аккумуляторные системы питания. В дизельном моторе такая система основана на механическом давлении впрыска горючего, которое создает ТНВД. Дизельные моторы с системой Common Rail имеют огромный набор возможностей для эффективного изменения фазы и времени впрыска, которое измеряется временем открытия электронной форсунки-инжектора.

Указанная система Common Rail обеспечивает подачу топлива в цилиндры дизельного мотора четко дозированными фазами. Необходимо учитывать обеспечение необходимого давления для любого режима работы дизельного ДВС. Дизельные силовые агрегаты также имеют целый комплекс дополнительных систем, которыми управляет электронный блок управления ECU (ЭБУ) дизельного двигателя.

ЭБУ контролирует работу мотора и других автомобильных систем. Данные в ЭБУ поступают от множества датчиков, которые постоянно фиксируют показатели работы дизельного мотора в разных режимах эксплуатации.

Чип-тюнинг от Паулюса

В среде профессиональных автомастеров активно употребляется такое понятие, как «чип-тюнинг от Паулюса». Этот человек – довольно известный специалист из Москвы. Благодаря использованию авторских разработок его программное обеспечение позволяет устранять ряд заводских ошибок и погрешностей, а также максимально тонко настроить двигатель.

По отзывам клиентов, работа с Паулюсом имеет следующие позитивные моменты:

  • крутящий момент увеличивается в среднем на 10%
  • возможна настройка в двух режимах – для газобаллонных установок и для бензинового двигателя;
  • мотор плавно работает в режиме «холостого хода»;
  • короткие сроки проведения работ – в среднем около одного часа, включая сам процесс внесения изменений в программное обеспечение и диагностику.

В свою очередь водитель должен знать некоторые простые правила, благодаря соблюдению которых чип-тюнинг «тойоты», например, станет еще эффективнее:

  • Во-первых, не давать в первое время больших нагрузок на двигатель.
  • Во-вторых, плавно разогревать моторный отсек автомобиля, не «газовать». Иначе в скором времени придется менять некоторые запчасти. Не стоит забывать, что при увеличении количества оборотов снижается ресурс двигателя.
  • В-третьих, после чип-тюнинга первые несколько сотен километров необходимо проехать в режиме «обкатки». Движущиеся детали притираются друг к другу, а водитель привыкает к новому «характеру» своего железного коня.

Еще один немаловажный плюс – сохранение заводской гарантии. Чтобы обвинить владельца автомобиля в каких-либо манипуляциях, аннулирующих право на гарантийное обслуживание, производителю придется немало потрудиться, досконально проверив всю электронную начинку. А это время и деньги. Вряд ли кто-то пойдет на такие затраты, не будучи уверенным в результате.

Кроме того, заводские метки остаются на месте, что является еще одним весомым преимуществом.

Способы чипования

Существует несколько способов прошивки ЭБУ. К основным относят:

  1. Прошивка по OBD. Этот метод характерен для дизельных и бензиновых ДВС. К примеру, практически все китайские машины чипуют через диагностический разъем. Через него можно не только записать чип-тюнинг, но и предварительно считать его из блока.
  2. Прошивка через разъем ЭБУ, без разбора. Этот способ используют для всех авто марки ВАЗ и некоторых иномарок, таких как Mitsubishi Lancer X1.5. Для работы применяют специальные комплекты, например, программно-аппаратный Combiloader.
  3. BSL. Этот сложный метод следует доверять только профессионалам. Используют для Ауди, Фольксвагенов или БМВ. Для начала мастера открывают блок управления, паяют несколько проводов к некоторым точкам (от 1 до 4). Это переводит процессор в режим программирования, что позволяет считать и записать прошивку блоку управления. Актуален способ для ЭБУ с процессором Infineon Tricore.
  4. BDM. Как и BSL, требует разбора. Применяется для ЭБУ с процессором Motorola. После вскрытия блока к плате ЭБУ подключают программатор с помощью адаптера со специальными иголочками. Если блок вскрыть неправильно, он может сломаться.
  5. JTAG. Профессионалы используют его на блоках с процессором Denso. Актуален для японских иномарок, таких как Mitsubishi или Suzuki. Этот способ очень сложный, так как требует подпайки до 20 проводов. Бывают ситуации, когда необходимо припаять провод к ножкам процессора размером меньше 1 мм.
  6. Внешний программатор. Этот способ относят к самым сложным, т.к. он требует много знаний и опыта. С помощью специального фена выпаивают микросхему памяти, которую вставляют в специальный программатор, где происходит считывание и прошивка в память микросхемы.

На заметку! 

Стоимость тюнинга зависит от способа программирования, используемого оборудования и самого калибровщика.

Каждый способ по-своему сложный и требует рук профессионала. С каждым годом производители разрабатывают все более сложные методы защиты от чип-тюнинга, что отображается на сложностях и стоимости прошивки.

Результат чип тюнинга

Если с устранением проблем работы мотора и систем с ним связанных все более-менее понятно, то с расходом топлива и мощностью необходимо прояснить ситуацию.

В части потребления горючего показатель экономии может варьироваться в пределах от 1 до 3 литров на 100 км. Некоторые специалисты утверждают, что можно добиться экономии в 20% от исходного уровня потребления топлива, но это уже крайности, которые ни к чему хорошему не приведут.

Без технических последствий для двигателя и потери его мощности оптимальным будет экономия в 1–3 литра. Это неплохой показатель, позволяющий сэкономить внушительную сумму, особенно при интенсивной эксплуатации автомобиля.

Для достижения максимального эффекта от чип тюнинга необходимо уметь его правильно проводить. В противном случае одновременно с расходом топлива снизится мощность двигателя.

1. Не стоит ждать сиюминутного результата после проведения корректировки параметров программы, управляющей механическими процессами мотора. Новые настройки полностью вступят в силу через несколько дней. Также необходимо помнить, что в течение 2–3 дней автомобиль нужно эксплуатировать в режиме обкатки.

Увеличение мощности двигателя зависит от ресурса, заложенного в программное обеспечение производителем.

К примеру, если стартовые настройки используют 90% мощности, то увеличить ее можно будет только на оставшиеся 10%. Показатель роста мощи двигателя после чип тюнинга находится в диапазоне от 10 до 40%.

2. Следует помнить, что максимальные настройки значительно сократят моторесурс двигателя и будут способствовать частым поломкам. Связи с этим в части установки параметров необходимо руководствоваться рекомендациями производителей автомобиля или советоваться со специалистами.

Нюанс в проведении чип тюнинга

В автомобилях, выпущенных после 1997 года, для осуществления чип тюнинга требуется только подключение компьютера к электронному блоку управления. При этом его снятие не требуется. На моделях, выпущенных до 1997 года, чип тюнинг является сложным с технологической точки зрения процессом, требующим серьезной подготовки и опыта.

Связано это с необходимостью снятия платы (ее еще называют «мозги») и проведением работ непосредственно с ней. Изменение параметров в этом случае потребует специального программатора. Он работает по принципу перезаписи данных при помощи ультразвука.

Эта процедура, как и снятие носителя информации, требует высокого уровня квалификации от мастера.

Работа с современными блоками управления намного проще, здесь не нужно быть высококлассным специалистом, достаточно свободно владеть компьютером и освоить соответствующие программы.

Сколько стоит чип тюнинг двигателя?

Здесь все зависит от модели автомобиля, а также региона и владельца СТО. В крупных городах, областных центрах стоимость процедуры будет несколько выше, чем в маленьких населенных пунктах.

Существует и универсальная схема расчета цены чип тюнинга – это приблизительно 1% от стоимости автомобиля.

Чип-тюнинг — выводы

Теоретически, чип-тюнинг может дать больше. Если прошивку готовить для конкретного автомобиля и проверять свои достижения на стенде, можно добиться стабильного увеличения мощности на 10%. Добиться еще большей отдачи от обычного атмосферного двигателя можно уже при помощи замены отдельных элементов или расточки. С помощью прошивки, конечно, можно увеличить подачу топлива. Но вот без адекватного увеличения подачи воздуха для смеси это будет бесполезно – бензин сгорит в катализаторе. Ну а дополнительное нагнетание воздуха невозможно без турбины или компрессора. Поэтому если стоит задача «заточить» обычный автомобиль под очень активную езду или любительский спорт, то без слесарных работ не обойтись. А если достаточно небольшого улучшения ездового комфорта, то чип-тюнинг двигателя – вполне оправданная мера. Тем более что стоимость его относительно невелика. Скажем, Николай Панкевич ставит прошивку от Паулюса за 2500 рублей, а в Лаборатории скорости согласны установить Альфу за 4000.

Стоит признать, что наши испытания перепрошитого Renault Logan проведены не совсем по науке. По идее, надо было как минимум оттестировать несколько разных автомобилей на разных бензинах. Тогда бы мы могли вывести некую усредненную величину, на которую увеличиваются технические характеристики конкретной модели после конкретной прошивки. Но определенные выводы для себя можно сделать и после этих, поверхностных экспериментов.

Текст/фото/видео — Андрей Чепелев, Бибика.Ру

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FAQ по авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: