Особенности шипованных скатов
Производители автомобильных скатов устанавливают на изделия металлические шипы с такой целью:
- сократить тормозной путь транспортного средства в условиях гололеда;
- избавиться от пробуксовок в момент движения с места на скользкой дороге;
- улучшить разгонную динамику авто на укатанном снегу и льду;
- избежать заносов при маневрировании.
Шипованную «обувку» необходимо устанавливать на все 4 колеса. Шипы на ведущей оси улучшают поведение автомобиля в процессе разгона, но при торможении могут вызвать занос. Причина – разная сила сцепления протекторов передней и задней оси с дорожным покрытием.
Обкатка шипованной резиныпреследует определенную цель. Дело в том, что заводское оборудование, выполняющее постановку шипов, не способно учитывать вес транспортного средства и условия эксплуатации. Все отверстия в протекторе выполняются одинаково, затем робот вставляет металлические элементы с определенным усилием.
После монтажа новых шипованных шин на диски и первых километров пробега стальные элементы прикатываются – корректируют свое положение в гнездах соответственно условиям эксплуатации. Если обкатывать автошины правильно, шипы надежно сядут на свои места и вырвутся только от воздействия экстремальных нагрузок.
Основные правила
Обкатка зимней шипованной резины Nokian и прочих производителей должна осуществляться с учетом следующих правил:
- До и после установки новых шин следует обратиться в сервисный центр и проверить балансировку, а также сделать развал-схождение.
- Следует соблюдать строгий скоростной режим. Этот показатель не должен превышать 70 км/ч.
- Стоит избегать резкого торможения и разгона.
- Необходимо следить за сцеплением новой резины с дорожным покрытием.
- Стоит избегать пробуксовок.
- Раз в неделю проверять давление в колесах. При этом необходимо учитывать маркировку, указанную на резине.
Обкатка зимней шипованной резины
Любая автомобильная резина должна проехать до нескольких сотен километров, прежде чем уровень ее прочности и сцепления с дорогой достигнет тех цифр, которые были заявлены ее производителем. В случае с летними автомобильными шинами готовность их наступает уже спустя 100 км среднего уровня вождения. Зимняя авторезина требует скрупулезного процесса обкатки. Прикатывать шипованные автошины требуется более тщательно, чем фрикционные шины-липучки. Как видно, обкатка шиповок является самой ответственной и сложной, к ее процессу необходимо подходить с максимальной ответственностью и тщательностью.
Зимняя шиповка
Зимняя авторезина, как правило, начинает обкатываться заранее, еще до наступления зимних морозов, выпадения снега и образования льда на дорогах, чаще всего это делается за несколько дней. Примерное начало зимы в своем регионе по ежегодным наблюдениям и прогнозам погоды может отследить каждый автовладелец самостоятельно.
За несколько дней до наступления устойчивой зимней погоды следует поменять шины и уже начать производить обкатку.
Зачем и когда нужна обкатка новых шин
Говоря о необходимости данного процесса, необходимо четко понимать его причины. Обкатка зимних шипованных шин производится по двум причинам:
Производитель на заводе наносит смазку на шипы и металлические гнезда, в которые они вставлены для плотности соединения. В процессе обкатки новой шипованной резины излишки смазки испаряются, детали встают на свои места, обеспечивая должный уровень сцепления с дорожной поверхностью.
Обкатка необходима водителю для того, чтобы он мог спокойно приспособиться к новому стилю, характеру, ритму движения автомобиля. Каждая резина ведет себя на дороге по-разному. Чтобы совместить собственный стиль вождения с уникальными особенностями новых автопокрышек, резина и обкатывается. Абсолютно всегда новая авторезина показывает меньшие показатели сцепления с дорожным полотном, чем обкатанная
Для безопасности вождения важно соблюдать скоростной режим во время тренировочных поездок с целью обкатки шин.
Вам это будет интересно Оригинальные диски и шины на авто Kia Sorento
Процесс обкатки
В случае с временем обкатки для шипованных шин это делается за несколько дней до наступления устойчивой зимней погоды. Обкатывать новую резину на льду будет крайне проблематично, и это может привести к выпадению, смещению, деформации шипов, что будет являться катастрофичным для резины.
Правильно выполненная обкатка новых шипованных автошин для зимы нужна для того, чтобы создать максимальную безопасность на дорогах. Для шипованных шин данная процедура является обязательной.
Зачем прикатывать резину?
В отличие от летних скатов, зимние шины имеют более развитый и высокий протектор, который зачастую изготавливается в виде направленного рисунка. Вдобавок многие производители оснащают свои изделия шипами, обеспечивающими лучшее сцепление с обледеневшим либо заснеженным дорожным покрытием.
Обкатка зимней резины делается с одной целью – полностью реализовать преимущества новых колес при эксплуатации в холодный период года. Сразу после установки на автомобиль достоинства шин проявляются не в полной мере и вот почему:
- Протекторы скатов на заводе отливаются в пресс-формах с гладкими стенками, смазываемыми специальным составом, препятствующим прилипанию. В результате часть жидкости остается на поверхности резины и впитывается наружным слоем.
- Многие современные шины обладают микропористой структурой, улучшающей эксплуатационные свойства изделия. Указанные микроскопические каналы закрыты с завода технологическим слоем каучука, истирающимся в период обкатки.
- После установки зимних скатов поведение автомобиля на дороге меняется. Водители, задающие вопрос, нужно ли обкатывать резину, должны понимать важный нюанс: автолюбителю самому необходимо адаптироваться к этим изменениям и научиться безопасному маневрированию. Иначе неприятности на скользкой дороге неизбежны.
Описанные в п. 1 остатки технологической жидкости делают резиновую поверхность гладкой и ухудшают сцепление протектора с дорожным покрытием. Аналогичный эффект дает заводской слой, изначально закрывающий микропоры в структуре шины.
Чтобы свойства зимних скатов проявились в полной мере, нужно удалить вышеозначенные слои единственно доступным способом – истиранием, то есть, необходимо прикатать резину на дороге. В период обкатки надо соблюдать определенные требования и скоростные режимы.
Почему так важна обкатка зимней шипованной резины
Как летний, так и зимний вариант покрышек состоит из скрепленных друг с другом слоев материалов, которые имеют разную структуру и свойства. Полноценное взаимодействие всех элементов покрышки начинается одновременно с началом эксплуатации колес.
Есть объективные причины для обязательного проведения процедуры обкатки шины
Благодаря этому будет обеспечена комфортная, безопасная (что немаловажно) эксплуатация колес на долгое время.. Если же правила предварительной обкатки будут проигнорированы, это может привести к:
Если же правила предварительной обкатки будут проигнорированы, это может привести к:
- существенному снижению эксплуатационных свойств шины;
- увеличению степени износа, вследствие чего срок службы шин сократится;
- возникновению риска повреждения резины.
Необходимо ознакомиться с процессом изготовления покрышек, чтобы знать, почему шины требуют предварительной обкатки после установки их на автомобиль. Этапы производства резины:
- Все компоненты будущей покрышки подготавливают и помещают в специальные формы, в которых осуществляется процесс вулканизации путем воздействия высоких температур, химических или физических реакций. На этой стадии шина приобретает нужную форму.
- Чтобы извлечь готовую резину, в форму предварительно вливают специальную смазку, которая по своим параметрам совпадает с техническим маслом. Эта смазка застывает и образует тонкую пленку, которая сохраняется на поверхности шины вплоть до ее доставки в торговые точки и в конечном итоге к покупателям.
Из этого следует, что поверхность покрышки, впитавшая смазочную жидкость, не позволяет резине полностью раскрыть свои свойства, обеспечив надежное сцепление с дорожной поверхностью.
Если зимняя резина шипованная, то во время обкатки шипы занимают в протекторах правильное положение. В процессе производства такого типа шин изготовитель применяет специальную смазку, благодаря которой в местах соединения шипов и резины, каучук становится более эластичным. Для обеспечения полноценной совместной работы шипов и покрышки нужно в начале эксплуатации шин стараться ездить на пониженных скоростях. В противном случае половина шипов скорее всего останется на асфальте.
Зимняя шипованная резина чаще используется в сложных погодных условиях. Обкатка в данном случае нужна для обеспечения безопасности дальнейших поездок на автотранспорте. Если трасса влажная, покрыта снегом или льдом, новая шипованная покрышка может вести себя очень непредсказуемо, тем самым существенно усложняя управление транспортным средством.
Тише едешь, дольше служат
Обкатка шипованной резины, впрочем, как и шин нешипованных еще и бережет финансы своего хозяина, в частности:
- Уверенное управление. Колеса с новыми шинами ведут себя отлично от их предшественников. Испытывать недавно установленные на машину зимние шины на прочность, прибегнув к сложным маневрам и экстремальному типу вождения, – это прямая дорога к ДТП (дорогостоящему ремонту и существенным затратам автолюбителя, рискнувшего обойтись без обкатки шипованной резины). Какое-то время новые зимние шины нужно «прикатывать» (двигаться аккуратно и неторопливо), тогда и они успеют подготовиться к нагрузкам, и владелец машины успеет привыкнуть к ним.
- Сохранение изначальных параметров. Что характеризует шипованную резину? В первую очередь количество шипов, влияющих на управляемость, соответственно на безопасность, и только во вторую глубина протектора зимних шин и другие не менее важные параметры. Если обкатка новой шипованной резины не была проведена, то с наступлением весны автолюбитель может получить неприятный сюрприз в виде отсутствия 10 — 20 % шипов и ухудшения состояния покрышек. Сколько конкретно составят потери, зависит и от водителя – стиля вождения, и от производителя – качества товара. В большинстве случаев шипы теряются (ресурсы шины значительно сокращаются) при резком торможении/разгоне, экстремальном развороте в первые километры пробега после установки.
Вывод однозначен: обкатка новой шипованной резины экономит деньги своего владельца (минимизирует риск участия в ДТП, исключает ускоренный износ покрышек).
Что учитывать при обкатке
Если шины обкатывались по всем правилам, то и срок их службы значительно увеличится, и сцепление с дорожным покрытием не подведёт. Вне зависимости от производителя, существуют основные правила обкатки зимней шипованной резины: 1) Температурный режим. Не желательно начинать обкатку с наступлением холодов. Минусовая температура потребует от новой резины сразу полного включения в работу. Лучше заранее подготовиться к зиме и ещё до морозов переобуть колёса. В противном случае и шины будут изнашиваться неправильно, и автомобиль станет менее управляемым.
Шины хорошо обкатывать на ровной глади озера. Фото: portal-kultura.ru
2) Уровень давления в шинах. И недостаток, и избыток давления в шинах значительно увеличивают их износ
Но что наиболее важно, шипы в приспущенных колёсах надолго не задерживаются. Не имея возможности закрепиться, они очень скоро выпадут
3) Ограничение скорости – не более 60 км/ч. Обкатка шин – не время для лихачества. Необходимо запастись терпением и без лишних скоростных нагрузок на резину проехать не менее 500 километров. 4) Спокойный стиль вождения. В период обкатки ездить нужно как можно более аккуратно, избегая резких торможений и разгонов, заносов, пробуксовок и других элементов агрессивного вождения.
У нас вы найдете материал, в котором подробно описаны плюсы и минусы каско с франшизой. Смотрите, выгодно ли страховаться таким образом.
В этой статье есть информация о том, как утилизировать автомобиль в ГИБДД на специальных площадках.
5) Качество дорожного покрытия. Глубокие ямы или высокие бордюры на пути автомобиля могут легко повредить не обкатанную резину. В этот период стоит выбирать ровную дорогу, чтобы потом чувствовать себя уверенно даже на бездорожье. 6) Обслуживание шин. Чтобы избежать повреждений шин, нельзя забывать следить за чистотой протектора, периодически проверяя его на наличие камешков и других посторонних предметов
Важно помнить об ошибках при накачке шин. Эту процедуру желательно выполнять только в помещении, когда резина уже остыла, не превышая при этом давления в 2,8 бар
7) Балансировка. Обязательная первоначальная балансировка ни у кого не вызывает сомнений. Однако шипованные шины рискуют спустя время утратить баланс, ведь при обкатке некоторые шипы меняют положение относительно протектора – вдавливаются или, наоборот, слегка высовываются наружу. И, хотя изменения не критичны, они обязательно повлияют на увеличение расхода топлива. Поэтому, завершая процесс обкатки, автовладелец должен ещё раз заехать на балансировку.
Важные особенности обкатки шин
Не стоит экономить, приобретая зимнюю резину только на одну ось автомобиля. Все шины должны быть абсолютно одинаковыми по качеству, иначе значительно увеличивается риск, что в аварийной ситуации машина уйдёт в неконтролируемый занос
Лучше покупать покрышки сразу на четыре колёса, причём одного производителя и у одного продавца.
Определившись с покупкой, важно не забыть уточнить рекомендации производителя по поводу эксплуатации шин. Нюансы изготовления покрышек могут требовать особого скоростного режима, который лучше не нарушать, чтобы резина служила подольше.
Смотрите советы профессионала о смысле проведения обкатки
Некоторые производители покрышек наносят на них специальные индикаторы, которые помогают водителю следить за процессом обкатки. Только когда этот индикатор стирается, можно говорить об окончании обкатки и возврате к привычному для автолюбителя стилю вождения. Обкатанная зимняя шипованная резина – это безопасность водителя и пассажиров
И 500 километров крайне осторожного вождения – это наименьшая плата за спокойствие на дороге
Обкатка зимних шипованных шин
1. Нормативно-законодательная база
Итак, начнём с самого простого и однозначного – с нормативной составляющей: существуют «Правила эксплуатации автомобильных шин АЭ 001-04 (скачать в формате PDF), являющиеся основным документом, определяющим порядок обслуживания и эксплуатации автомобильных шин на территории Российской Федерации.
Пункт 8.1 гласит:
- a. установить на заднем стекле или задней стенке кузова опознавательный знак в виде равностороннего треугольника белого цвета, в который вписана буква «Ш» черного цвета (сторона треугольника не менее 200 мм, ширина каймы 1/10 стороны);
- b. произвести обкатку шин в пределах 0,8 — 1,0 тыс. км; скорость движения в период обкатки не должна превышать 70 км/ч для легковых и 50 км/ч для грузовых автомобилей, автобусов.
К слову, установки «Ш» требуют и правила ПДД, а начиная с 4 апреля 2017 года отсутствие этого знака входит в перечень неисправностей, при которых запрещается эксплуатация транспортных средств, и за отсутствие его назначен штраф в 500 рублей.
С юридической составляющей теперь всё однозначно – обкатка шипованных шин нужна и даже обязательна, имеются рекомендованные расстояния и скорости.
2. Особенности производства шин
Взглянем на вопрос с точки зрения производителей шин, ведь нюансы работы шинных предприятий известны не каждому автовладельцу.
При производстве шин, чтобы отлитая покрышка не прилипала к форме, используют специальную смазку. Удаление такой смазки, проникшей в верхние приповерхностные слои – одна из задач обкатки шин перед активной эксплуатацией.
Именно поэтому все без исключения производители шин обращают внимание на необходимость обкатки и зимней, и летней резины, однако эта информация, к сожалению, не всегда доносится до розничных продавцов и непосредственно самих покупателей
3. Тонкости ошиповки шин
Теперь давайте рассмотрим вопрос необходимости обкатки шин с шипами противоскольжения с точки зрения ошиповки.
При ошиповке шин станок автоматически подаёт увлажняющую смесь (вода со специальным шампунем) в каждое отверстие, куда затем устанавливается шип противоскольжения. Такая смесь выступает смазкой для облегчения ошиповки и предохраняет от образования микронадрывов. Применение смазки обязательно, т.к. даже самый маленький лёгковой шип имеет диаметр фланца 8мм – это размер нижней «шляпки», уходящей в резину как якорь, а диаметр готового отверстия в легковых шинах редко превышает 3мм. Отверстие растягивается губками пистолета и шип под давлением запрессовывается, затем губки отпускают край и резина «схлопывается».