Принцип работы тормозной системы
Система торможения состоит из механизмов и приводов. Основными узлами гидравлического привода являются:
- тормозной цилиндр, бачок;
- тормозные трубки, из которых состоит трубопровод;
- вакуумный усилитель;
- цилиндры отдельно передних и задних колес;
- педаль тормоза в салоне автомобиля.
Водитель нажатием педали приводит в действие главный поршень цилиндра. Так подается тормозная жидкость по трубопроводу к поршню суппорта и создается препятствие тормозных механизмов вращению колес. В результате происходит остановка транспортного средства.
Когда педаль тормоза опускается, возвратная пружина возвращает мембрану ВУТ назад, и жидкость перестает создавать давление в цилиндрах. Колеса получают возможность вращаться.
Тормозные диски греются, последствия эксплуатации автомобиля с неисправной тормозной системой
Естественно, основная причина того, что тормозные диски греются — торможение, которое осуществляется за счет взаимодействия тормозного диска с колодкой. Именно в данный момент происходит нагревание диска. Стоит отметить, что оно происходит моментально, однако остывать тормозной диск не успевает, особенно если говорить о езде в городском режиме.
Вторая, не менее важная причина нагрева дисков — стиль вождения. У каждого водителя он индивидуален и, наверное, не стоит объяснять, что при агрессивной манере вождения в городских условиях, то есть экстремальном торможении и резком разгоне, тормозные диски будут нагреваться постоянно.
И, наконец, имеют место неисправности тормозной системы. Точнее ее отдельных деталей или узлов. Рассмотрим их подробнее:
- Некачественные тормозные колодки (накладки).
- Толщина тормозных колодок и толщина тормозного диска меньше допустимых производителем минимальных размеров.
- Покороблен тормозной диск.
- Применение смешанной системы тормозных механизмов. Задние тормоза — барабанные, передние тормоза — дисковые. Это весомая причина нагрева передних тормозных дисков, поскольку главная нагрузка при торможении приходится на переднюю ось.
Постоянный интенсивный нагрев колодок и дисков способен повлечь за собой изменение свойств материала, из которого они изготовлены. При этом, между тормозными дисками и колодками образуется злокачественная пленка, которая имеет способность значительно уменьшать коэффициент трения тормозных колодок о поверхность диска. В результате этого существенно снижается эффективность работы всей тормозной системы. И даже если водитель каким-то образом приспособится к ослабленному торможению, решить проблему с закипанием тормозной жидкости в любом случае не удастся.
Это может повлечь за собой поломку всей системы торможения. В большинстве случаев сильный перегрев приводит к поломке тормозного суппорта и колодок. Если тормозные диски греются после замены колодок, вполне возможно, что коррозия около резинки тормозного цилиндра является источником подклинивания.
Тормозной диск
В самом начале хочется сказать, что они бывают двух основных видов, это обычные и вентилируемые. Сейчас в основном на переднюю ось устанавливаются вентилируемые варианты (они намного реже «свистят»), но есть случаи, когда ставятся и обычные (в основном на старые модели). Охлаждение у обычных дисков значительно хуже, у них нет прорезей для отвода тепла, а поэтому они будут намного чаще издавать скрипы, можно их поменять на вентилируемые, главное чтобы подходили на вашу модель автомобиля (зачастую для совсем древних авто их банально нет).
Теперь про износ. Если поверхность у вас сточилась до минимально допустимых размеров, то разогрев поверхности будет происходить намного быстрее, ведь металла меньше, а соответственно нет возможности рассеивать то тепло, которое изначально заложено производителем. Кстати такие диски и протачивать уже не рекомендуется, все же это чревато, они могут лопнуть при попадании в лужу.
Если при износе у вас образовался буртик или продольные канавки, бывает «повело» саму поверхность появились изгибы. То зачастую это вызывает скрипы при торможении, прием он бывает не ровный, а отрывистый, скорее всего, повело поверхность. Также рекомендую вам заменить такой изношенный временем вариант, скорее всего, проточить его не удастся.
Как проверить износ тормозных колодок
Прежде всего стоит проанализировать толщину фрикционных накладок, сравнив ее с допустимым значением. Процедура измерения толщины выполняется в следующем порядке:
- автомобиль приподнимается на домкрате, снимается соответствующее колесо;
- визуально определяется толщина накладки через отверстие в тормозной скобе (см. изображение);
- при толщине фрикциона без металлического основания менее 1,5 мм вся деталь подлежит замене.
Если при торможении вы заметили, что тормоза в автомобиле скрипят, и обнаружили неравномерный износ либо полностью стертые канавки на тормозной колодке, значит, проблема заключается в тормозном суппорте. В этом случае суппорт также придется менять.
Подобную проверку нужно проводить на каждом колесе, даже если тормоза скрипят не везде. Следует помнить, что тормозная система обеспечивает безопасность автомобиля, поэтому проверять тормоза, а также своевременно менять изношенные детали нужно регулярно.
Что делать, если свистят колодки при торможении автомобиля
если колодки новые, дайте пару дней притереться;
если колодки стали скрипеть внезапно в плохих дорожных условиях, также денек можно подождать, если не пройдет – искать причину;
если тормоза стали поскрипывать, определите, какое колесо скрипит, исследуйте толщину феродо колодки и диска, состояние его рабочей зоны (это можно оценить визуально);
при замене тормозных колодок обязательно проверьте состояние дисков (или барабанов);
современные автомобили необходимо продиагностировать на сканере, но точную причину скрипа при этом не всегда можно не обнаружить;
учитывая, что тормоза должны работать на 100%, для ремонта, тем более серьезного, необходимо обратиться к специалистам.
Видео — что можно сделать когда скрипят тормоза:
Может заинтересовать:
Сканер для самостоятельной диагностики автомобиля
Сравнить стоимость ОСАГО для своего авто
Выбрать видеорегистратор: незаменимый гаджет для водителя
Некоторые водители предпочитают видеорегистратор в виде зеркала
Как подобрать колодки для системы V-brake?
Существует два вида тормозных колодок для ободной системы торможения одноразовая и картриджная.
Конечно же, одноразовая вовсе не означает, что ее эксплуатация рассчитана на одну поездку. В зависимости от стиля езды ее может хватить на достаточно долгий срок, но при износе придется покупать заново всю систему торможения.
Картриджная система, хотя и стоит подороже, подразумевает смену только резиновой части колодок, что в итоге оказывается более выгодным приобретением.
Также обратите внимание на размер колодок. Чем больше их размер, тем больше площадь воздействия на обод и, соответственно, более высокое сцепление и уменьшение тормозного пути
Производители выпускают три вида колодок, рассчитанных для поездок в сухую погоду, в сырую и универсальный вариант, подходящий для любого сезона.
Периодически необходимо осматривать колодки на предмет износа. Это будет заметно, когда перпендикулярные канавки на колодках исчезнут, что является сигналом к замене стершихся элементов.
Скрежет тормозов: 5 основных причин
Износились колодки или диски
В современных колодках установлены специальные индикаторы износа, изготовленные из металлических сплавов. Когда фрикционный слой детали истирается, колодка соприкасается с диском такой пластиной и возникает скрежет. Этот сигнал говорит о том, что необходимо срочно заменить детали в сервисном центре – иначе автомобиль будет хуже реагировать на нажатие педали тормоза, а со временем и вовсе перестанет останавливаться.
Менее заметное последствие продолжительных поездок с отслужившими колодками – ускоренный износ диска. Для его производства используется чугунный сплав, который в сравнении с фрикционным слоем колодок выглядит особенно прочным, но при этом чувствителен к резким перепадам температур и тоже со временем изнашивается, снижая эффективность нажатия на педаль тормоза. И если по разогретому диску начнет скрести индикаторы износа, этот процесс пойдет быстрее.
Изношенная (слева) и новая (справа) колодки
В систему попала грязь, вода или камень
За счет особенности конструкции в направляющих, между колодками и диском или барабаном может оказаться камень или песок. И когда во время торможения детали сближаются, эти элементы соприкасаются с фрикционным слоем и чугунной поверхностью, вызывая скребущий звук или даже скрежет. В этом случае стоит провести диагностику тормозной системы, чтобы выявить поврежденные детали и, если необходимо, разобрать и прочистить механизм.
Другая возможная причина скрежета – вода. Несмотря на то, что она не может механически помешать деталям работать, она способна вызвать деформацию разогретого тормозного диска, а если машина регулярно проходит брод или попадает в глубокие лужи, то и вызвать коррозию недостаточно защищенной системы. Профилактика таких ситуаций в том, чтобы избегать воды на дороге в жаркие дни и долгие поездки и регулярно смазывать узлы тормозной системы. А если проблема уже есть, необходим визит в сервисный центр.
Заклинило суппорт или цилиндр
Движимые части системы со временем могут начать подклинивать из-за недостаточного количества смазки или, в худшем случае, деформации. При этом в целом механизм изнашивается неравномерно, а первым сигналом о такой неисправности становятся неравномерно изношенные парные колодки.
В этом случае необходимо провести диагностику тормозной системы в автосервисе, чтобы вовремя заменить поврежденные запчасти или смазать исправный механизм.
Диагностика тормозной системы
Некачественные колодки
Иногда в составе деталей оказываются примеси, которые портят диск при истирании фрикционного слоя. Такая ситуация опасна не только скрежетом, но и повышенным износом механизма, и решается срочной заменой колодок. При их выборе стоит опираться на рекомендации автопроизводителя и официальных сервисных центров – так больше шансов установить качественную запчасть, которая сэкономит нервы, время и деньги.
Нарушена геометрия пылезащитного экрана
Так же, как и тормозной диск, металлический пылезащитный экран может перегреться и деформироваться. Он также может пострадать от удара или непрофессионального ремонта. Если при этом его края оказываются вогнуты внутрь, то будут соприкасаться с диском, во время движения создавая скрежет. Ситуацию исправит замена пылезащитного экрана или его механический ремонт.
Диски
Это почти всегда сопровождается сильной вибрацией и биением. Если такое случается в самом начале использования элементов, рекомендуется срочно обратиться к установщикам! Возможно, что диски перегреваются из-за неправильного монтажа. В качественных специализированных автосервисах установка проводится с применением цифрового индикатора радиального и осевого биения, иначе невозможно предугадать «поведение» элементов на высоких скоростях (100 км/ч и выше).
Другая причина интенсивных вибраций — некачественные диски, которые в большом количестве поставляются на рынки страны. Подделки можно встретить даже в брендовых магазинах. Характерный признак таких деталей — через небольшой пробег изнашиваются и начинают скрипеть на малых скоростях. Устранить проблему можно заменой на изделия другой фирмы.
Также некачественные диски могут перегреваться. Недаром добросовестные производители включают в состав фрикционного материала специальные компоненты, пусть и дорогие, но снижающие рабочую температуру диска во время работы. Это вещество предупреждает также возникновение пятен и коробления.
Скрип новых колодок
Нельзя сказать, что возникновение скрипов на новых колодках является чем-то необычным и крайне редким. Вовсе нет. Новые колодки скрипят не реже, чем старые и изношенные элементы.
Часто автомобилисты сталкиваются с достаточно интересной ситуацией. Срок службы старых колодок подошёл к концу, на что указали соответствующие признаки. Но самих скрипов не было. Стоило только поменять детали, как появился посторонний звук. Это вызывает некоторое недоумение в лицах автовладельцев. Но всему есть своё логическое объяснение.
Всего можно выделить несколько причин скрипа или шума конкретно новых колодок в тормозной системе транспортного средства.
- Заводской брак. Это первое, с чего рекомендуется начать. Очень часто, в погоне за экономией, автовладельцы покупают колодки в сомнительных местах и по подозрительно низким ценам. Именно здесь чаще всего встречаются колодки малоизвестных производителей, вероятность наличия заводского брака у которых внушительный. Хотя нельзя исключать вероятность брака на продукции ведущих компаний. Потому каждую деталь, вне зависимости от её стоимости и бренда, следует проверять на наличие дефектов и прочих признаков брака перед покупкой.
- Период притирки. Для колодок существует период адаптации, когда они только устанавливаются на автомобиль. Обычно притирка длится не более 50-100 километров. Через указанный период колодка и диск должны притереться, а потому и шум уйдёт. Если этого не произошло, причина кроется в другом.
- Низкое качество. Изначально покупая колодки низкого качества, рассчитывать на их идеальную работу вряд ли стоит. Никто не заставляет автомобилистов покупать исключительно оригинальные колодки или самые дорогие аналоги. На рынке представлен огромный ассортимент, среди которого есть средние и достаточно бюджетные детали крайне достойного качества. Производитель играет не последнюю роль. При этом не стоит забывать о вероятность покупки подделки.
- Отсутствие баланса. Иногда после установки новых колодок скрип возникает по причине того, что диски не были сбалансированы. Из-за этого возникает биение. Чтобы исправить сложившуюся ситуацию, потребуется заменить или выполнить проточку.
На большинстве автомобилей заводские тормозные колодки обладают лучшим качеством, чем аналоги других производителей. Но это нельзя отнести к колодкам от завода, предназначенным для автомобилей компании АвтоВАЗ. Их родные элементы тормозной системы имеют низкое качество. Автомобилисты отмечают, что детали чрезмерно жёсткие, приводят к ускоренному истиранию тормозных дисков, а потому их лучше менять на хорошую альтернативу импортного производства.
Ремонт
Как избавиться от скрипа? Техника ремонта зависит от того, какая именно неисправность была обнаружена. При высокой степени износа колодок или использовании некачественной продукции требуется замена этой детали. Процедура замены может различаться на различных моделях авто.
Однако общий алгоритм действий выглядит следующим образом:
- Вывешивается часть автомобиля, где планируется замена колодок;
- Снимается колесо;
- Суппорт очищается от грязи;
- Выкручивается верхний палец суппорта;
- Суппорт отодвигается вниз, колодки извлекаются;
- С помощью монтировки поршень утапливается в цилиндр;
- Устанавливаются новые колодки.
Сборку осуществляют в обратной последовательности. Следует помнить, что после замены колодок эффективность торможения может быть снижена до момента, пока новые детали не притрутся к диску. Обычно это занимает не более 2-3 дней при средней интенсивности эксплуатации машины.
При загрязнении тормозных механизмов дискового типа разборка и очистка не требуется. Как правило, песчинки, попадающие в рабочую зону, перемалываются. После этого скрип исчезает. Если скрипят и свистят задние барабанные тормоза, необходимо снять колесо и тормозной барабан, с помощью сжатого воздуха продуть механизм, после чего собрать все обратно.
При подозрении на неисправность суппорта последний снимают и проводят дефектовку. Неисправные элементы подлежат замене. При закисании направляющих их извлекают, промывают в бензине или керосине, наносят смазку типа «литол», после чего устанавливают обратно. Необходимо проверить, чтобы «пальцы» были ровными и свободно двигались в своих посадочных местах.
Почему при торможении скрипят тормоза
Причин возникновения звукового безобразия может быть несколько – они во многом схожи, но рассматривать их нужно по отдельности, в зависимости от типа тормозной системы.
Ободные тормоза
Ключевым механизмом, останавливающим велосипед, является обод, к которому прижимаются два металлических рычага с тормозными колодками. В результате прикладываемого велосипедистом усилия возникает трение, которое замедляет процесс вращения колеса и впоследствии останавливает транспортное средство.
В такой системе могут использоваться две разновидности тормозных колодок:
- Картриджные.
- Одноразовые.
Специфический скрип при работе тормозов может появиться по следующим причинам:
- Жесткие колодки. Чересчур твердая резина достаточно часто приводит к возникновению неприятного звука при торможении. Мягкий материал лишен такого недостатка, однако в большей степени подвержен износу – по этой причине требуется частая замена элемента.
- Состояние обода. Порой скрип в тормозах возникает в результате деформации или повреждения обода. Царапины, потертости, сколы, сильные загрязнения – все это может быть причиной возникновения посторонних звуков
- Расположение колодок. Неприятное звуковое сопровождение работы тормозов иногда может быть спровоцировано неправильной установкой непосредственно всей системы. Если тормоза установлены с перекосом относительно обода, возникает чрезмерная нагрузка в месте первого соприкосновения. Это чревато неравномерным износом и полным стиранием резины.
- Состояние механических элементов. Часто скрипят не тормозные колодки, а сам механизм. В данном случае рекомендуется внимательно осмотреть каждый элемент тормозной системы на предмет наличия заржавевших или износившихся деталей.
Влажность – еще один фактор, который может быть причиной появления скрипа при работе тормоза. При частом катании под дождем или по лужам колодки намокают, что при трении провоцирует возникновение специфического звука.
Дисковые
Данная разновидность тормозов предполагает состыковку колодок со стальным диском, который крепится к втулке колеса. Механизм отличается более компактными размерами, поскольку толщина диска гораздо меньше размера обода. В подобной системе могут использоваться следующие виды колодок:
- синтетические;
- металлизированные;
- органические.
Последний материал отличается мягкостью и быстрым износом, но сводит на «нет» вероятность возникновения скрипа в тормозах.
Наиболее распространенные причины, по которым могут скрипеть дисковые тормоза на велосипеде:
- Стоят металлизированные колодки. При намокании или сильном усилии они могут издавать характерные звуки.
- Тормоза неправильно стоят по отношению к диску. Это также чревато быстрым и неравномерным износом.
- Повреждение тормозного диска или его износ. При интенсивной эксплуатации (особенно это касается жестких колодок) наблюдается значительная выработка механизмов. Для нее характерна заметная бороздка в месте прилегания колодок, искривление поверхности и образование на ней «волн».
Последняя причина обусловливает не только появление скрипа, но и снижение силы торможения.
Причины и способы решения неприятного скрипа томрозов
Несовместимость материалов дисков и колодок
Сосав из которых сделаны тормозные колодки производители держат в секрете. Поэтому покупая не оригинальные колодки, которые подобрал производитель автомобиля, можно нарваться на несовместимость материалов. Тормозные колодки могут не совпасть с дисками по жесткости или по оптимальной температуре работы.
Производители колодок постоянно балансируют между эффективным торможением и сроком эксплуатации. Ведь если сделать колодки более жесткими они лучше тормозят, но быстрее стирают сам тормозной диск и больше вероятность получить скрипучие тормоза. А если сделать колодки мягкие они хуже будут тормозить, при этом будут тихие и быстро сотрутся.
Если скрип появился после замены на новые колодки. Подождите несколько дней, так как есть специальный слой для защиты. Он может вызывать скрип. Достаточно несколько резких торможений для того, что бы он стерся.
Прошло больше времени, а скрип остался, тогда можно попробовать колодки другого производителя.
Скрипы, вызываемые особенностями конструкции
Производители применяют специальные противоскрипные пластины для предотвращения скрипа тормозов. Это металлические пластины, которые ставятся между тормозным поршнем и колодкой для надежного закрепления колодки в тормозном механизме, плотного и ровного прилегания поршня к колодке, устранения излишних зазоров.
Это помогает предотвратить возникновение излишних вибраций, а соответственно и скрипов. Такие пластины иногда продаются в комплекте с колодками, а иногда отдельно. Если такие пластины у вас отсутствуют – желательно установить их.
Колодки следует подбирать такой же формы, какой выполнены оригинальные заводские колодки для надежного закрепления колодки в суппорте, а соответственно, для, опять же, предотвращения излишних вибраций.
Теперь о конструкции самих колодок. Раз вибрации есть всегда, а ухо слышит лишь некоторый диапазон, то для избавления от скрипа надо изменить частоту вибраций на такую, которую не услышит ухо человека. Для этого производители делят фрикционную часть тормозной колодки на несколько (2 или 3) сегментов.
Масса и площадь тормозящего сегмента становится меньше – частота вибраций увеличивается и свист пропадает. Делается это путем прорезей в фрикционной части. Ширина прорези ~2мм, а её глубина ~4мм на новой колодке. Если такие прорези отсутствуют на ваших колодках – можно пропилить их самому.
Необязательно причиной скрипа являются колодки. Скрип также может появляться из-за неравномерного износа тормозного диска или его кривизны
Обратите на это особое внимание, так как на «кривом» тормозном диске будут скрипеть любые колодки. Искривиться диски могли из-за банального перегрева или из-за гидроудара (лужа) по нагретым дискам во время торможения
Здесь поможет балансировка тормозных дисков (проточка) или замена дисков на новые.
Так же немаловажную роль тут может сыграть и износившийся ступичный подшипник
Ко всему вышеперечисленному, причиной неприятно скрипа могут быть и износившиеся части тормозного механизма – направляющие тормозного суппорта, поршни и т.д. В такой ситуации вибрации (скрип, свист, скрежет) могут иметь место и при простом движении – не обязательно при торможении. Эти части необходимо прочистить и смазать, а при необходимости — заменить на новые.
Чтобы избавиться от скрипа при торможении, вызываемого вышеперечисленными причинами необходимо провести диагностику ходовой части и тормозных механизмов вашего автомобиля с последующим устранением выявленных неисправностей.
Грязь, осадки, погодные условия
Замечено, что при повышенной влажности и низких температурах вероятность появления свиста тормозных колодок выше, чем в сухую и теплую погоду. Это связано с материалом исполнения фрикционной части колодок. Если скрип вызван этим, то он пропадает при изменении погоды или после некоторого количества интенсивных торможений.
Так же в «бороздки» на колодках и дисках, образовавшиеся при эксплуатации может попасть песок, грязь, пыль, образовавшаяся при стирании феродо (тормозящей части колодки), а так же инородные предметы. Зачастую это и становится причиной скрипа. Тут всё просто — достаточно прочистить и промыть тормозные механизмы и извлечь посторонние предметы.