«Фиол-1» и «Фиол-2»
Эта литиевая смазка применение получила самое широкое. По своему составу она представляет собой смесь нефтяных масел, которые загущаются специальными компонентами. Ее можно использовать при обработке узлов трения, которые смазываются через пресс-масленки или централизованную систему подачи смазки. Также применяется «Фиол» при обработке гибких валов или тросов управления в оболочках, маломощных редукторов и малогабаритных подшипников качения.
Разновидностью смазки этой марки является «Фиол-2», который имеет меньшую вязкость. А «Фиол-3» максимально приближен по своим качествам к «Литолу-24». В составе разновидности «Фиол-2У» содержится около 5% дисульфида молибдена, при этом данная литиевая смазка применение также нашла обширное: прежде всего, она используется для повышения долговечности игольчатых подшипников в карданном вале автомобиля.
Что такое Литол?
Литол – это самая известная в России и странах СНГ универсальная консистентная смазка на литиевом загустителе.
Внешний вид и цвет
Лубриканты на литиевом мыле бывают разных цветов. Этот параметр зависит от присадок и красителей, которые вводит производитель. Автовладельцы упоминают о белом и бордовом (вишневом), синем и зеленом Литоле. Однако по стандарту спектр его оттенков – янтарный: начинается светло-желтым и заканчивается коричневым.
В СССР смазка была прозрачной. Изменение и добавление компонентов влияет на эту характеристику – материал мутнеет. Прозрачность современного Литола может различаться у разных изготовителей, но не влияет на свойства продукта.
Консистенция
Смазочные материалы семейства литолов – однородные, плотные.
Содержимое упаковки похоже на густую мазь и выглядит, как вазелин или вареная сгущенка. У оригинального Литола характеристики вязкости тяготеют к классу 3 по NLGI.
Состав смазки
- основу Литола составляет смесь минеральных масел со значением вязкости 60-75 мм 2 /с (при 50°С).
- база загущается гидроксидом лития с оксистеариновой кислотой или ее глицеридом. Доля загустителя в среднем – 10-13%.
- в классический состав входят также антиоксидант дифениламин (0,5%) или неозон-Д (0,7%) и вязкостная присадка – полиизобутилен П-20 (4%).
Стандарты и ГОСТы
Технологию изготовления, состав и свойства литиевых смазок регулируют государственные стандарты или технические условия: например, Литол 24 – ГОСТ 21150-87 (переиздан как ГОСТ 21150-2017). Этот же стандарт описывает модификацию Литол-24РК, предназначенную для консервации узлов трения.
Допуски
- МВК Госстандарта РФ № 814/422;
- OEM допуск ФИАТ–ВАЗ 55588.
Основные свойства
Литолу присуща повышенная устойчивость к сдвигу, химическому воздействию и перепадам температуры. Он является диэлектриком.
Эксплуатационные характеристики сохраняются при температуре от ‑40°С до +120°С, кратковременно – при +130°С. При морозах -30°С и ниже Литол может загустевать, но нагрев обработанных им узлов в процессе работы восстанавливает его свойства. Плотность материала неизменна при нагреве.
Наименование | Значение |
---|---|
Коллоидная стабильность (% выделяемого масла), max | 12% |
Испаряемость(t 120°С), max | 6% |
Температура каплепадения, min | 185°С |
Плотность (при температуре 15°С) | 892 г/см3 |
Число пенетрации (t 25°С) | 220-260 |
Динамическая вязкость(t-20/0/50°С при среднем градиенте скорости деформации 10/10/100 с-1) | 650/280/8 Па·с |
Предел прочности (t 20/80°С) | 500-1000/>200 Па |
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH, max | 0,1% |
Массовая доля механических примесей, max | 0,05% |
Нагрузка сваривания Рс, Н(кгс) | 1410 (141) |
Критическая нагрузка Рк, Н(кгс) | 630 (63) |
Индекс задира | 28 |
Изменение объема/твердости резины (марка26-44),% | ±8 |
Отличительные характеристики
Для начала попробуем определить, чем же отличаются литол от солидола. Первым у нас будет литол, который является пластической водостойкой смазкой. Его производят за счёт сгущивания нефтяного масла и литиевого мыла. У этого вещества рабочая температура способна достигать показателей в 130 градусов Цельсия. Солидол также является пластичной массой. Но его получают при загущении индустриального (нефтяного) масла и кальциевого мыла. Отличается и рабочая температура, которая для солидола составляет не более 70 градусов Цельсия. Сравнивая с литолом, отмывать первый простой водой куда сложнее. Этим объясняется более частое его применение в условиях повышенной сырости и влажности. Сравнивая смазку литол и солидол, можно по пунктам перечислить, в чём разница между ними.
- Рабочая температура. Диапазон рабочей температуры для солидолов составляет от -30 до +75 градусов Цельсия. А литолы могут похвастаться диапазоном от -60 до +130 градусов Цельсия. В зависимости от конкретной марки, показатели несколько отличаются. Указанные параметры являются максимальными для этих смазочных веществ.
- Вязкость. Если температура опускается ниже 50 градусов тепла по Цельсию, литол становится очень вязким. Это можно считать положительным и отрицательным качеством. Всё зависит от конкретной ситуации и условий применения смазки.
- Показатели вымываемости. Отмыть средство, когда это действительно нужно, – это одно. Совсем другое, когда в процессе эксплуатации смазка самостоятельно вымывается. Устойчивость к вымываемости выше у солидола, поскольку он отличается повышенной жирностью в сравнении с литолом. Это позволяет ему дольше сохраняться на рабочих поверхностях.
- Агрессивность. Солидол агрессивно воздействует на многие материалы, такие как резина, пластик, ПВХ и пр. Это обусловлено вхождением в состав большого числа присадок. Литол не отличается агрессивностью, потому при нанесении на тот же пластик или резину не причиняет им никакого вреда.
- Устойчивость к коррозии. Здесь присадки играют на пользу литолу, поскольку они способствуют обеспечению защиты для металлических деталей от коррозийных и окислительных процессов. А у солидола такие свойства отсутствуют.
- Взаимодействие с алюминием. Литол крайне агрессивен в отношении алюминия. Особенно сильно это негативное качество проявляется при наличии воды и влаги. Потому нельзя использовать литол для обработки алюминиевых деталей. Солидол хорошо взаимодействует с этим металлом.
- Цена. Стоимость солидола примерно на 10-20% выше, чем литола. Цена во многом зависит от конкретного производителя, но разница между ними иногда бывает внушительная.
- Длительность хранения. Если оставлять смазочные материалы в заводской банке, они обе могут храниться десятки лет. Многие до сих пор пользуются литолами и солидолами, которые пролежали в гараже 10-30 лет. Да, использовать их для смазки важных элементов автомобилей или иных механизмов не стоит. А вот как смазка для ворот или дверей гаража они прекрасно подходят.
- Доступность в продаже. Хотя солидолы и литолы существуют со времён СССР, найти их в продаже сейчас совершенно не сложно. Они продаются на автомобильных рынках, в магазинах и даже реализуются через Интернет.
А потому ошибочно считать, что литол и солидол – это одно и то же, пусть солидол и такая же пластичная смазка, как литол, состав и рабочие температуры у них разные.
Причины недуга
Псориаз возникает из-за нарушений функций эпидермиса, который в норме должен обновляться раз в месяц. При чешуйчатом лишае это случается быстрее, кожный покров старается омолодиться максимум за 4 дня. Причиной ускоренного процесса служит воспалительный процесс. Это провоцирует новые и не сформированные клетки выходить наружу, что ведет к ухудшению внешнего слоя, чешуйчатости. Процесс постоянно сопровождает человека периодическими ремиссиями и обострениями. По ночам больной неосознанно расчесывает пораженные места.
Факторами, влияющими на появление болезни, являются:
- нарушение иммунной и инкреторной системы;
- наследственность;
- перенесенные заболевания;
- плохая экология;
- стрессы, психические перенапряжения.
Вышеперечисленные обстоятельства не являются причиной болезни, они лишь провоцируют возникновение псориаза, но не отражаются на ухудшении самочувствия. Неудобства причиняют зуд и внешний вид кожи. Наиболее трудно пациенту в эмоциональном плане, потому что приходится испытывать негативное отношение и неприятные взгляды других людей. Непривлекательный вид побуждает искать средства, которые помогут вылечить псориаз.
Применение «Циатима-201»
Зависимость кислотного числа от толщины слоя смазки «Циатим-201»
«Циатим-201» нашел широкое распространение из-за своей низкой стоимости и морозоустойчивости. Что касается узлов автомобильной техники, то им смазывают:
- подшипники генератора, стартера и других электродвигателей;
- оси октан-корректора распределителя зажигания;
- оси вращающихся механизмов;
- валики;
- подшипники скольжения;
- петли;
- тросы в оболочках;
- гибкий вал спидометра;
- рулевая рейка;
- в шаровых шарнирах;
- так же смазывают клеммы аккумуляторной батареи авто.
Обратите внимание, что «Циатим-201» нельзя использовать в условиях прямого контакта с водой, а также при относительной влажности воздуха 80% и выше. Этот условие базируется на том, что литиевые масла хорошо впитывают воду
Соответственно, при насыщении ею смазка теряет свои эксплуатационные свойства. То же относится и к другим литиевым составам, например, «Литолу-24». Для влажных сред лучше пользоваться кальциевыми смазками. Также «Циатим-201» неэффективен в качестве консерванта
Этот условие базируется на том, что литиевые масла хорошо впитывают воду. Соответственно, при насыщении ею смазка теряет свои эксплуатационные свойства. То же относится и к другим литиевым составам, например, «Литолу-24». Для влажных сред лучше пользоваться кальциевыми смазками. Также «Циатим-201» неэффективен в качестве консерванта.
Но, к сожалению, данная литиевая смазка во много уже не соответствует современным требованиям механической стабильности и максимальной температурой применения. Поэтому многие производители циатима 201 меняют масла МВП на МС-6, МС-8 или трансформаторное из нефти сибирского месторождения. Так что в тех случаях где от качества смазывания трущихся поверхностей зависит конечный результат эксплуатации, лучше стоит рассмотреть другие её аналоги.
В ЧЕМ РАЗНИЦА МЕЖДУ СОЛИДОЛОМ И ЛИТОЛОМ ПО СОСТАВУ?
Обе смазки имеют одинаковую основу. По составу литол и солидол представляют собой продукты перегонки сырой нефти (нефтяные масла), которые загущены мылами и снабжены пластификаторами для улучшения характеристик. Нефтяные масла — это легкотекучие жидкости: они сами по себе имеют смазывающий эффект, снижающий трение. Но они очень легко стекают с поверхностей металла, оставляя только тонкую масляную пленку, не способную компенсировать активное трение в процессе движения без постоянного поступления к рабочему узлу. Для того, чтобы использовать полезные смазывающие свойства нефтяных масел, к ним добавляют загустители, делающие их густыми и пластичными, а также присадки — вещества, предотвращающие коррозию обработанных поверхностей и снижающие агрессивность смазок к другим продуктам органического синтеза.
Чем отличается солидол от литола? В качестве загустителей используются мыла – растворимые соли насыщенных жирных кислот. Свойства используемого при производстве смазок мыла значительно отличаются в зависимости от того, какой металл послужил основой омыливающей жир соли. Именно в этом, то есть химическом составе, и кроется различие двух рассматриваемых смазок и позволяет ответить на вопрос, что лучше литол или солидол?
Солидол
Солидол был изобретен в первой половине ХХ века. Это был этап бурного развития механических машин и механизмов. В основу было положено имевшиеся в достаточном количестве побочные продукты перегонки нефти – масла, в которые для придания пластичности добавлялось кальциевое мыло. Достигнутый результат был революционным для своего времени. Солидол приобрел такие свойства, как:
— высокая пластичность; — консистентность; — устойчивость к вымыванию водой; — длительно сохраняющийся смазывающий эффект; — относительная термоустойчивость при эксплуатации в легко нагруженных трущихся узлах.
Однако у этого смазочного материала были и недостатки:
— Низкая устойчивость к высоким температурам. При нагреве выше 70-80 °С солидол расплавляется и стекает. — Способность вступать в реакцию с резиной и пластиками, из которых изготавливаются уплотнители и сальники. — Затвердевание при низких температурах (ниже -30 °С) с утратой смазывающих свойств.
Упомянутые недостатки и растущие в процессе эксплуатации нагрузки вынудили искать замену. В чем разница между солидолом и литолом и почему именно последняя смазка чаще используется для высоконагруженных узлов?
Литол
К 70-80 годам химическая промышленность вышла на новый уровень. Начали в большом количестве появляться синтетические смазки. Но и продукты на основе природных масел не утратили актуальности. Была разработана новая смазка – литол. В чем разница между литолом и солидолом? То же нефтяное масло и мыло. Только вместо кальциевого в производстве литола используется литиевое мыло. Это принципиально изменило свойства смазки. Она приобрела новые температурные и механические свойства:
— Более высокую устойчивость к высоким температурам (до 125-130 °С). — Устойчивость к высоким механическим нагрузкам (прочность более 600 Па). — Сохранение пластичности при низких температурах (до -50-60 °С).
Широкое распространение получили следующие серии литолов:
ЦИАТИМ 201 и 202 – смазка, предназначенная для низконагруженных узлов и механизмов, работающих в температурном диапазоне от -50 до +100 °С. Широко используется в электротехнике.
ЦИАТИМ 203 – имеет гораздо более высокие эксплуатационные характеристики. Предел положительных температур, при которых работает смазка, повышен до +130 °C. В состав вводятся присадки, защищающие от коррозии и преждевременного износа. В отличие от солидола литол хорошо подходит для подшипников и тяжело нагруженных соединений. Улучшены водоотталкивающие свойства.
Литол-24 – по механическим свойствам близок к ЦИАТИМ 203, но, благодаря новым присадкам, предотвращает окисление трущихся поверхностей. В процессе эксплуатации теряет менее 5 % объема, приходящегося на испарение масел.
Что же лучше солидол или литол? Существенным недостатком всех литолов является агрессивность в отношении алюминия, который они разъедают. Кроме того, литолы более восприимчивы к влаге и быстрее вымываются водой.
ПРАВИЛА ПРИЕМКИ
3.1. Смазку принимают партиями. Партией считают количество смазки массой до 1000 кг, однородной по показателям качества, сопровождаемой документом о качестве. (Измененная редакция, Изм. N 1, 2.).
3.2. Объем выборок — по ГОСТ 2517-85.
3.3. При получении неудовлетворительных результатов испытаний хотя бы по одному показателю по нему проводят повторные испытания вновь отобранной пробы из той же выборки. Результаты повторных испытаний распространяются на всю партию.
3.4. Показатель «Испаряемость при 150 °С» изготовитель определяет по требованию потребителя. (Измененная редакция, Изм. N 2).
Классификация литолов
Литол – смазка, устойчивая к воздействию воды, в основе которой лежит масла нефти. Загущение масла проводится мылом лития стеориновой кислоты. Данный загуститель придает литолу высокий температурный порог использования и вязкость. Имеет цвет от светло бежевого до шоколадного. Линейка выпуска литола предусматривает четыре основные ветви материала. Среди них:
- ЦИАТИМ-201
- ЦИАТИМ-202
- ЦИАТИМ-203
- Литол-24
ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202 назначены к применению в узлах с умеренной нагруженностью, где отсутствуют усиленные сдвиги материала защищаемого оборудования. Используются эти ЦИАТИМы в электротехнике, радиотехнике и других приборах, имеющих высокую точность. Данные марки обладают высочайшей морозостойкостью. Температурные рамки применения литолов этих типов широкие и колеблются от -50 °С до +100 °С. Марка ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202, в связи со схожестью свойств, могут быть заменены друг другом.
ЦИАТИМ-203 в отличие от двух предыдущих литолов, изготавливается из трансформаторного масла, загущение которого также проводится литиевым мылом. В этот литол вводится ряд присадок, направленных на придание дополнительных свойств. Благодаря присадкам расширяется область применения в силовых узлах тяжелой техники, редукторных передачах, нагруженных подшипниках и зубчатках. Резко отличается от двух предыдущих марок водоотталкивающими свойствами, превосходя ЦИАТИМ-201 и ЦИАТИМ-202. Защита от износа деталей механизма также улучшена.
Литол-24 вмещает в себя все свойства ЦИАТИМов. Кроме того имеет присадки, предотвращающие окисление деталей. Температура использования до 130 °С позволяет защищать узлы с интенсивным трением во всевозможных подшипниках. Масляная основа литола практически не испаряется (не более 5% при максимальной эксплуатационной температуре) – это добавляет долговечности узла, в который был внесен смазочный материал.
Краткое описание смазки
Работая в СТО, я часто сталкиваюсь с тем, что в обслуживании автомобиля требуется качественная смазка
Это вполне объяснимо, если принять во внимание специфику работы. Я думаю, многим механикам хотелось бы иметь под рукой такой смазывающий состав, который будет отличаться универсальностью и подходить для обслуживания разных частей автомобиля и при любых погодных условиях
Сегодня смазки, выпускаемые в советские времена, считаются очень качественными и надежными составами. Это связано с тем, что продукция выпускалась строго по ГОСТам и проходила через тщательный контроль. В итоге, каждый состав отличался хорошими характеристиками и выполнял все заявленные функции. Смазка Циатим 221 относится к группе таких смазок и считается очень качественной.
Смазка Литол 24: характеристики
Литиевая 24-я смазка, изготовленная по ГОСТу 21150-87, обладает следующими физическими и химическими характеристиками:
Название характеристики | Значение |
Внешний вид | Однородная мазь от светло-желтого до коричневого цвета |
Температура каплепадения, °С, не ниже | +180 |
Плотность «Литола 24» при температуре +15°С | 892 г/см3 |
Пенетрация при +25°С с перемешиванием, мм-1 | 220-260 |
Вязкость при -20°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | 650 П•с (6500 П) |
Вязкость при 0°С и среднем градиенте скорости деформации 10 с-1, не более | 280 П•с (2800 П) |
Вязкость при +50°С и среднем градиенте скорости деформации 100 с-1, не более | 8 П•с (80 П) |
Предел прочности при +20°С | 500-1000 Па (5-10 гс/см2) |
Предел прочности при +80°С | более 200 Па (2 гс/см2) |
Коллоидная стабильность выделенного масла | до 12% |
Испаряемость при +120°С | до 6% |
Массовая доля свободной щелочи в пересчете на NaOH | до 0,1% |
Массовая доля механических примесей | до 0,05% |
Смазывающие свойства на четырехшариковой машине при +20±5°С, не менее | |
нагрузка сваривания (Рс), Н(кгс) | 1410 (141) |
критическая нагрузка (Рк), Н(кгс) | 630 (63) |
индекс задира (Из), кгс | 28 |
Набухание резины марки 26-44, % | |
изменение объема | ±8 |
изменение твердости | ±8 |
Дополнительные особенности при использовании смазки ЛИТОЛ 24:
- Благодаря в составе смазки антиокисляющих веществ, при ее использовании защищены поверхности металлов и самой смазки от окисления и дальнейшей коррозии.
- Благодаря тому, что при изготовлении не добавляется вода, Литол 24 не оседает и не густеет.
- Устойчивость к механическим, химическим и коллоидным воздействиям.
Коллоидная устойчивость — это долгое время сохранять свои свойства, то есть из состава ничего не выделяется.
- Благодаря высокому температурному рабочему режиму, со литол 24 не портится даже, если на нее налить кипящую воду.
- Еще очень хороший показатель — смазка не изменяет свою плотность, даже при большом нагреве.
- Благодаря высокой прочности, имеет хорошее сопротивление на обрыв или сдвиг.
- Хорошие уплотняющие показатели.
- По классификации NLGI литол 24 относится к третьему классу консистенции.
Самый популярный отечественный завод ОАО «АВТОВАЗ» рекомендует использовать, именно, смазку ЛИТОЛ 24, так как она подходит по требованиям Фиат-Ваз № 555-88.
Производители могут незначительно изменять пропорции и сами добавки при создании смазывающего вещества, но в стандартном составе обязательно должны быть: масло минеральное; мыло литиевое оксистеариновой кислоты; присадки, защищающие от окисления и присадки, создающие необходимую вязкость.
Безопасно ли использовать ЛИТОЛ 24?
Что касается безопасности, то данная смазка считается малоопасной. Она относится к 4-му классу опасности. Это значит, что в том состоянии, в котором она должна быть, то есть не жидкой, она не причиняет вреда окружающей среде и людям.
Как правильно и безопасно применять Литол 24?
- Хоть смазка считается малоопасной, но ее надо использовать с использованием средств индивидуальной защиты (СИЗ).
- Смазка способна гореть! Вспыхивает 24й литол при температуре +183 градусов в закрытой таре. В открытой посуде температура вспышки составляет +199 градусов. Температурный диапазон воспламенения от 250 до 364 градусов. То есть, литол нельзя оставлять на печки, в бане рядом с печкой, на электрических нагревателях.
- При возгорании смазки Литол 24, как и любого другого твердого, пластичного или жидкого вещества, потушить можно пеной. На огнетушителях есть надпись ПО-1Д, ПО-3А. Также, литол можно потушить водой, так как вода будет на поверхности, она накроет пламя. Но, горящее масло не потушить водой, так как масло поднимется над водой из-за меньшей плотности и будет продолжать гореть.
- При постоянном использовании различных горюче-смазочных материалов (ГСМ) помещение должно быть оборудовано вытяжкой притока и оттока воздуха.
- Литол 24 не проводит электрический ток.
Краткое описание смазки
Приобретая Циатим 201, можно рассчитывать на получение отличного антифрикционного и смазывающего состава разного применения. Продукт был создан еще во времена СССР, на основе ГОСТа 6267-74 и предназначался для смазывания конструкций различных узлов, деталей скольжения, качения и трения с небольшой и средней нагрузкой. Название веществе «ЦИАТИМ» — это аббревиатура, под которой скрывается наименование подразделение, занимающееся разработкой масел и топлива для авиации.
Широкий спектр возможностей делает вещество очень востребованным и популярным у пользователей, причем покупают люди смазку для применения в авиатехнике и в электроприборах в мех.приводах и прочих агрегатах, функциональных узлах, устройствах. За счет того, что смазка неплохо переносит морозы и не твердеет даже при -60 градусах Цельсия, использоваться состав можно даже в северных регионах страны.
Солидол: описание и свойства
Одна из самых распространенных смазок на основе нефтяных масел. В качестве загустителей используются кальциевые мыла. Солидол имеет рабочий диапазон от -30 до 75 градусов Цельсия. В зависимости от кислот в составе, здесь выделяют следующие солидолы:
- жировые;
- синтетические.
Солидол жировой производится согласно ГОСТу 1033-79, при этом представляет собой смазку общего назначения. Визуально напоминает однородную мазь без комков светло-серого или коричневатого цвета. Активно используется в сельскохозяйственной технике, автомобилях, ручном слесарном инструменте и винтовых передачах. Температура каплепадения составляет 78 градусов.
Синтетический солидол является аналогом, лишь незначительно отличающимся от вышеописанного. Отличительной чертой является более низкая температура каплепадения в 75 градусов. Сфера применения аналогична жировому солидолу (плюс закрытые тихоходные редукторы).
Густота солидола и высокая жирность позволяет его применять в тех механизмах, где не допускается «стекания» смазки, однако в современных машинах и устройствах солидол практически не используется. При температурах от 80 градусов он становится жидким, соответственно, уже теряет свои свойства.