Чем отличается вариатор от автомата и что выбрать

Что лучше: автомат или вариатор

Однозначного вывода о том, какой тип трансмиссии лучше, сделать нельзя. АКПП и вариатор значительно различаются и в целом предназначены для различного типа автомобилей. Вариатор подходит для спокойного вождения, автомат более универсален. Он также достаточно комфортабелен, но позволяет ездить в спортивных режимах, буксировать прицепы, передвигаться по легкому бездорожью и т. д.

У обоих видов трансмиссий есть свои поклонники, и их аргументы звучат достаточно убедительно. Можно сказать, что для современного уровня технологий вариатор и коробка-автомат практически равны в своих преимуществах. Однако это относится только к АКПП с количеством передач не меньше 6 — старые добрые 4-ступенчатые автоматы уже значительно проигрывают современным вариаторам.

В целом сейчас на рынке установилось равновесие — вариаторы заняли свою нишу в виде семейных автомобилей и кроссоверов. Классические коробки-автомат хоть и уступили отдельный сегмент рынка вариаторам, прочно удерживают свою нишу, особенно в доле дорогих и спортивных автомобилей. Изменить ситуацию может дальнейшее совершенствование вариаторов — повышение надежности, увеличение ресурса и наделение способностью «переваривать» большой крутящий момент сделает их безусловным лидером среди различных видов трансмиссий.

Вариатор

Что такое вариатор? Это бесступенчатая коробка. Интересно, что цепь или же ремень в такой трансмиссии переброшен между 2-я шестернями. Конусы эти шестерен раздвигаются и сдвигаются, тем самым оказывая влияние на диаметр. По сравнению с классическим автоматом, вариатор является гораздо сложным в техническом плане механизмом. Он способен обеспечить бесконечное число передач.

Двигатель автомобиля, наделенного вариатором, способен периодически работать на высоких оборотах. Взаимодействует с ним управляющий компьютер, который анализирует условия движения и обеспечивает специальные режимы.

Вариатор – это коробка, которая даст возможность переключать скорости вручную, как на МКПП. Существует специальный режим, называемый типтроник.

Мы не зря выше привели для начала разницу между классическими коробками. Дело в том, что вариатор экономичнее АКПП и преимущество механики в данном случае ставится под сомнение. С другой стороны, механика есть механика и как ни крути, расход топлива у нее меньше.

Кроме того, экономичность вариатора обеспечивается периодической работой двигателя на высоких оборотах, что является не только преимуществом, но и большим минусом. Вариаторы почти всегда очень шумные и малоинформативные для водителя.

ОСОБЕННОСТИ АКПП И ВАРИАТОРА ПРИ ЭКСПЛУАТАЦИИ

Объективнее всего сравнивать вариатор и автомат, установленные на различные модификации одного и того же кузова одной марки автомобиля. В таком случае можно провести основательное сопоставление по ряду факторов и сделать соответствующие выводы:

1.Начало движения/старт с места. В момент старта нет отличий коробки автомат от вариатора в плане функционирования самих трансмиссий и ощущений от вождения в целом, поскольку на этом этапе конструктивные различия ещё себя не проявляют. При аккуратной работе с педалью акселератора автомобили, оснащённые обеими КПП, стартуют плавно и без рывков;

2.Движение в городском цикле/движение по трассе. По этому критерию вариатор слегка опережает аналог, но это вовсе не означает, что ездить на авто с автоматом – это дискомфорт. Вопреки множеству домыслов, у автоматической коробки передач нет каких-то непонятных толчков при переключениях – смена скоростей происходит незаметно для водителя вне зависимости от обстановки, в которой эксплуатируется автомобиль.

Исключение составляют лишь неисправные экземпляры. То же самое касается и коробки вариатора. Они и были спроектированы и выпущены для увеличения плавности хода и со своей задачей справляются успешно, потому как тут переключений формально не происходит вообще;

3.Расход топлива. Существует мнение, якобы на автомобилях с автоматической коробкой этот показатель всегда больше, если сравнивать с аналогами, в том числе и с вариатором. Как показывает практика, разница в расходе топлива, особенно в автомобилях со старыми атмосферными и компрессорными ДВС, обусловлена практически полностью только литражом самого двигателя. Если и существует различие между вариатором и автоматической трансмиссией, составляющее 0,3-0,5 литров топлива, расходуемых на 100 километров, в пользу первого, то это скорее погрешность, нежели объективная разница;


автомат

4.Динамические характеристики. По этому показателю всё же необходимо признать некоторое превосходство автоматической коробки над вариатором, поскольку своего рода «толчок», даваемый автомобилю с АКПП при каждом последующем переключении, заставляет его разгоняться быстрее. Впрочем, это нельзя обозначить ни как плюс, ни как минус вариатора, поскольку он изначально разрабатывался для комфортной и размеренной езды и интегрировался в автомобили, предназначенные, в подавляющем большинстве, для тихих семейных поездок;

Таким образом, вождение автомобиля с автоматической трансмиссией всё-таки будет отличаться от езды на таком же экземпляре, но с вариатором

Однако отличия будут заключаться лишь в некоторых динамических характеристиках, что для большинства автопользователей не так уж и важно

Тем не менее, для любителей использовать свой авто в качестве спортивного будет предпочтителен вариант с АКПП как более быстрый. Для тех, кто отдаёт предпочтение комфорту, плавности хода и переключений, вариатор будет выбором более оптимальным.

Выявить однозначного лидера по перечисленным критериям не представляется возможным – это субъективный выбор каждого владельца автомобилей с подобными трансмиссиями.

Чем вариатор отличается от АКПП, кроме указанного выше

Помимо прописанных ответов, водитель должен при выборе учитывать также свое мнение. Если информация выше кажется не полной, стоит ориентироваться на такие критерии:

Манера вождения. Для тех кто любит быструю езду, лучше подойдет клиноременной вариатор. АКПП более оптимален для неспешной и аккуратной езды. Особенно ценят это свойство те, кто делает ставку на безопасность;
Технические особенности. Ключевыми отличиями КПП бесступенчатого типа от акпп является более плавное переключение скоростей

Если же это отличие не настолько важное, то оба варианта хороши;
Срок службы КПП. Разница между АКПП и КПП бесступенчатого типа — более долгий срок службы вариатора в случае правильного ухода;
Особенности ремонта

Более низкая популярность КПП бесступенчатого типа связанно с ценой ремонта. Ситуации на дороге бывают разными. От повреждений не застрахован никто. Ремонтом займется не любое СТО. Наработанная статистика невелика. Поэтому нужно искать узкого специалиста;
Режим работы. Режимы переключения коробки в современный КПП разные. Это может быть эконом, комфорт или спорт на усмотрение водителя;
Переключение скоростей
Этому уделяют пристальное внимание как начинающие. так и опытные автолюбители
Современные СКПП — это всегда ручное переключение, что особенно удобно для тех водителей, которым принципиально контролировать езду. Подходит для моделей без заранее предусмотренной механики.

Рассматривая детали, можно увидеть много нюансов, однако итоговое решение водитель всегда принимает сам.

Если же даже после прочтения всех информации выше вы так и не смогли полностью разобраться, стоит воспользоваться помощью специалистов. Применив теоретические знания и испробовав езду на практике, вы не ошибетесь. Динамичный разгон или резкий рывок — выбор остается за вами.

Никто не сможет решить за водителя, какое авто для него лучше. Однако полезная информация об отличиях поможет принять правильное решение. Больше деталей расскажут в автосалоне либо на СТО. Экспертная консультация не будет лишней.

Отличительные особенности конструкции и эксплуатации

Какую КПП выбрать?Какую КПП выбрать?

АКПП состоит из двух комплектующих – гидротрансформатора и редуктора. Первый отвечает за сцепление и переключение передач, а редуктор содержит в многоступенчатом механизме все пары шестерен. CVT не имеет функции переключения передач, передаточное число в нем передается с помощью двух шкивов конусообразной формы, соединенных металлическим ремнем или цепями.

Наличие АККП в автомобиле повышает комфортность эксплуатации и предоставляет возможность автовладельцам не отвлекаться во время движения, что значительно повышает безопасность движения в городе. Она мягко и тихо переключает скорости и исключает перегрузки двигателя, ведущие к его преждевременному износу.

В то же время автомат имеет низкий КПД из-за потерь в трансформаторе, что увеличивает расход топлива, и уступает авто с CVT по динамическим параметрам. Управление вариатором осуществляется с помощью компьютера, который отслеживает динамику движения автомобиля и в зависимости от ситуации подбирает приемлемое передаточное отношение. Тем самым эксплуатация двигателя происходит в безопасном и спокойном режиме, а разгон — без рывков. Переключение скоростей при езде осуществляется плавно и незаметно.

Новинка имеет бессчетное количество передач, тем самым наделяя автомобиль хорошей динамикой и экономичностью. Однако не менее важным отличием вариатора от автомата является более дорогостоящий ремонт – его обслуживание недостаточно изучено специалистами автосервисов, поэтому ремонт проводят только официальные дилеры.
CVT требует для работы определенного дорогостоящего масла, несоблюдение этого условия может стать неисправность механизма. Правда, экономичность его использования по сравнению с автоматом несколько сглаживает этот недостаток.

Таким образом, преимуществами новинки перед АКПП являются:

  • быстрый разгон;
  • меньший расход топлива;
  • щадящая нагрузка на двигатель;
  • меньше вредных выбросов в атмосферу;
  • меньший уровень шума при движении автомобиля.

Преимущества АКПП:

  • им в отличие от вариатора можно комплектовать автомобили с мощными двигателями;
  • менее капризен новинки и работает на обычном трансмиссионном масле с возможной заменой на другое;
  • ремонт более экономичен;
  • не существует, как при вариаторе, ограничений по буксировке;
  • не зависит от возможного сбоя компьютерной программы из-за ее отсутствия.

В таких отличительных конструкционных и эксплуатационных особенностях заключается отличие автомата от вариатора. Выбирать автомобиль с первым или со вторым вариантом – удел автомобилистов. Но специалисты единодушно признают будущее за вариатором.

Личный опыт

По своему опыту эксплуатации и ремонту многих автомобилей дам вам такие советы, автомобили с какой коробкой передач покупать.

Обычная механика. Если вам она по душе, то смело берите. Неудобство только в пробках, приходится работать ручками-ножками. Также механика работает динамичнее на маломощных авто. Ресурс механической коробки передач зависит от манеры вождения и обращения со сцеплением.

Роботизированная коробка передач. Ресурс такой же, как и у механики. Неплохие «роботы» у Opel и Toyota.

DSG (ДСГ) – робот с двумя сцеплениями. Не берите DSG 7 с сухим сцеплением, они часто ломаются. DSG 6 на мокром сцеплении ломаются реже. Из плюсов – очень быстрое переключение скоростей, уменьшение расхода горючего.

Вариатор. Самые надёжные модели у Audi, Subaru, Mitsubishi и Nissan (здесь внимательно смотрите на модель и год выпуска). Разгон быстрый и стремительный. Часто ломается в районе 50 000 км пробега. Ремонт стоит больших денег. На недорогих авто вариаторы редко живут более 120 тыс. км пробега.

Обычный «автомат» АКПП. 4-х ступенчатые автоматы старого образца без проблем работают 200-400 тыс. км и более. Китайские и французские коробки — не очень. А надёжные АКПП – производства Японии и Германии. «Автоматы» больше потребляют бензина, подтормаживают при переключении скоростей. Но зато здесь высокий ресурс и полное раскрытие потенциала мощных моторов.

Источники

  • https://akppoff.ru/korobka-avtomat/chto-luchshe-avtomat-robot-ili-variator
  • https://aif.ru/auto/about/avtomat_robot_ili_variator_kakuyu_korobku_peredach_vybrat
  • https://unit-car.com/termini-i-sokrasheniya/83-chto-luchse-avtomat-ili-variator.html
  • https://motorist.guru/sovety/variator-ili-avtomat-chto-luchshe.html
  • https://www.zr.ru/content/articles/907460-peresazhivaemsya-s-mekhaniki-na-a/
  • https://auto.rambler.ru/navigator/40391384-chem-otlichaetsya-variator-ot-avtomata-i-robota-kakie-kpp-luchshe-plyusy-i-minusy-opisanie-video/
  • https://KrutiMotor.ru/otlichie-variatora-cvt-ot-robota-i-avtomata/

Вариатор

В чем принципиальная разница между вариатором и автоматом:

  • нет переменных передач;
  • максимально используется крутящий момент двигателя.

Популярная конструкция CVT — клиноременная передача с гидротрансформатором. В вариаторах Audi ремень заменён цепью.

Как работает вариатор

Вариатор плавно меняет передаточное отношение за счёт изменяемых диаметров валов. Ведущему валу малого диаметра нужно провернуться 2 — 3 раза, чтобы ведомый вал большего диаметра сделал один оборот. Валы соединены ремнём, по которому передаётся момент. И вот как это происходит.

На вал насажен шкив. Он состоит из двух конусных дисков, обращенных друг к другу сторонами малого диаметра. Расстояние между дисками сужается или расширяется под действием гидравлики. Изменение шкивов на разных валах происходит синхронно.

В коробке CVT установлен стальной ремень, выполненный из лент, соединённых стальной пластиной в виде бабочки. Бабочка придаёт ремню клиновидную форму в разрезе. Боковой поверхностью ремень касается шкива. Когда конусы сдвигаются, ремень под воздействием центробежных сил выталкивается. В этот момент второй шкив раздвигается, и ремень утопает. Таким образом ведущий шкив передает момент ведомому шкиву. Реализовать задний ход через шкивы нельзя, эту задачу решает планетарный механизм.

Система сцепления в вариаторе реализована с помощью гидротрансформатора, аналогичного АКПП. ГДТ также регулирует привод ведущего шкива.

Что может ломаться

Вариаторной передаче свойственны те же проблемы, что и автомату, если не менять масло после 50 000 км пробега.

Отличие поломок вариатора от автомата связано с работой ременной передачи. Агрессивная езда и жёсткая эксплуатация коробки приводят к растягиванию ремня. Грязное масло стачивает боковые пластины. В результате на конусах остаются задиры от царапающих зубцов, что ведёт к быстрому износу и дорогому ремонту.

Достоинства вариаторной коробки

Параметры, по которым бесступенчатый вариатор лучше автомата, сведёны в таблицу.

Параметр Описание
КПД и разгон Потери мощности двигателя в CVT минимальны, автомобиль быстро разгоняется и поддерживает постоянные обороты, особенно заметно на средних скоростях 50 — 60 км/ч.
Расход топлива и масла Масляный насос потребляет 5 — 7 л, расход бензина в смешанном цикле 7 — 8 л/100км.
Экологичность Меньше топлива — меньше вредных выбросов.
Комфорт Вариатор разгоняется плавно из-за отсутствия ступенчатого переключения передач.
Управление, защита двигателя Электроника подбирает режим работы, который уменьшит износ и увеличит ресурс деталей.

Вариатор на кроссовере обеспечивает максимальный комфорт движения, если помнить, что это не внедорожник.

Недостатки вариатора

Популярность вариатора находится на низком уровне, что влияет на стоимость ремонта и комплектующих. Так, цена за новый ремень выше 20 000 р., а механики советуют его менять через 100 — 150 000 км, не дожидаясь полного истирания. Найти мастера, который возьмётся за разборку CVT, сложно, особенно в малых городах.

Другие недостатки вариатора:

  1. Коробке нужно оригинальное дорогое масло. Аналоги не допустимы.
  2. Вариаторы не устанавливают на силовые агрегаты мощностью свыше 200 л.с. Высокие нагрузки изнашивают приводной ремень.
  3. CVT работает с равномерным гулом. Водитель не чувствует переключения передач, что для некоторых является психологически некомфортным.
  4. Ответственная электроника при небольшой поломке детали или недостаточного давления масла переводит вариатор в аварийный режим или отключает его.
  5. Длительное движение на предельно высокой или низкой скорости нагружает ремень.

Срок службы вариаторной коробки

Вариаторы ходят 150 000 км. В этот момент можно быстро разочароваться, но известны случаи, что коробка служила по 300 000 км. Разница зависит от отношения автовладельца к своей машине: регулярность техобслуживания, манера езды, соблюдение правил эксплуатации.

Отличие коробки автомат от вариатора

Прежде всего, хотя в плане функциональности данные КПП похожи, каждая из указанных типов трансмиссий сильно отличается друг от друга, имеет свои достоинства и недостатки. Если сравнивать классический автомат и вариатор CVT, АКПП появилась на автомобилях намного раньше.

Классическая автоматическая коробка переключения передач на многих авто представлена ступенчатым гидромеханическим автоматом. Переключение скоростей происходит автоматически, то есть без участия водителя. Прямая связь между ДВС и колесами автомобиля отсутствует. Передача крутящего момента осуществляется посредством двух турбин и рабочей жидкости в гидротрансформаторе.

Основные составляющие АКПП:

  • механизм управления КПП, который реализован при помощи гидравлической и электронной системы;
  • гидротрансформатор (служит сцеплением, функцией которого является преобразование и передача крутящего момента для плавного переключения передач);
  • планетарная коробка передач;

Достоинства автоматической коробки:

  • надежность;
  • комфорт и удобство вождения;
  • ремонтопригодность;

Также АКПП имеет и свои недостатки:

  • потери в гидротрансформаторе приводят к повышенному расходу топлива;
  • высокая производственная стоимость агрегата (сложные технологические процессы);
  • регулярное и дорогое техническое обслуживание;
  • трудоемкие и дорогие ремонтные работы;
  • повышенные эксплуатационные требования и ограничения;

Например, особенности эксплуатации АКПП включают в себя необходимость в прогреве коробки, особенно в холодное время года. Также нужно делать паузу между переключением режимов «R» и  «D». Требуется избегать резких стартов, не допускать пробуксовок коробки при преодолении сложных участков и т.д.

Вариаторная коробка переключения передач (CVT) также является одной из разновидностей автоматической трансмиссии. При этом вариатор – бесступенчатая коробка передач, которая плавно изменяет скорость вращение колес в зависимости от скорости вращения коленчатого вала двигателя. Если просто, крутящий момент изменяется посредствам двух конусов и ременного соединения между ними.

Вариаторные  коробки могут различаться по устройству:

  • бесступенчатая коробка с тороидной передачей (передача усилия осуществляется посредством конусовидных дисков и роликов, заменяющих ремень);
  • бесступенчатая коробка с цепной передачей (передача мощности за счет звеньев цепи) или коробка с ременной передачей трапециевидного сечения. Изменение передаточного числа происходит посредством сведения и разведения шкивов при движении автотранспортного средства.

Отметим, что второй тип вариатора (цепной или ременной) более распространен. Сама коробка CVT, как и АКПП, имеет гидротрансформатор в качестве сцепления. Как и автоматическая коробка, вариатор получил свои плюсы и минусы.

Основные преимущества вариаторной коробки:

  • плавное изменение скорости (без рывков, вибраций или толчков);
  • скорость увеличивается без постороннего шума;
  • двигатель всегда работает в оптимальном режиме;
  • тяга более ровная и постоянная, высокая топливная экономичность;

Что касается недостатков:

  • данный агрегат не рассчитан на высокие нагрузки, имеет меньший ресурс, чем АКПП;
  • отмечается высокая сложность и дороговизна ремонтных работ:
  • устанавливается в паре с маломощными моторами (при большом крутящем моменте ремень проскальзывает на конусах, отмечен быстрый износ ремня и выработка на конусах);
  • качественная работа коробки сильно зависит от исправности различных  электронных датчиков, причем выход из строя указанных датчиков приведет к сбою в работе всей трансмиссии;
  • высокая стоимость рабочей жидкости, необходимость в более частой замене масла в вариаторе;
  • строгие ограничения при буксировке автомобиля с вариаторной коробкой переключения передач; 

Как выбрать

Грамотный подход позволит выбрать автомобиль с качественной КПП

Так, важно учитывать следующие параметры агрегатов:

  1. Расход топлива.
  2. Вес и габариты конструкции.
  3. С какой частотой требуется проводить замену технических жидкостей, а также сколько ей «сжирается» коробкой.
  4. Надежность модели, частота требуемых ремонтов и наличие «болевых точек» в КПП.
  5. Условия эксплуатации, в которых возможно использовать ту или иную коробку передач.

В современном автомобилестроении разработки новых узлов и агрегатов позволяет улучшить эксплуатационные качества транспорта. Однако порой создание новых моделей коробок передач приводит к снижению их ресурса и повышению затрат на содержание автомобилей. В результате люди не могут определиться, какую машину им выбрать, с автоматом, вариатором либо иной КПП.

Чем отличается вариатор от автомата?

Здесь существует несколько ответов, поскольку отличий достаточно много.

  • Во-первых, вариатор более спокойно начинает движение автомобиля. Он напоминает собой мощный электродвигатель. Кроме того, набирает скорость вариатор тоже тихо, без провалов, лишь с небольшим нарастающим шумом.
  • Во-вторых, авто с вариатором разгоняется куда быстрее, чем с автоматом. Это получается за счет того, что вариатор не затрачивает время на переключение передач, тем самым он быстрее набирает обороты.
  • В-третьих, вариатор намного спокойнее воспринимает перемены в движении авто. Так, для примера, авто с вариатором не заглохнет в пробке или светофоре, а также не сделает откат назад при подъеме. Начало движения, независимо от умений самого водителя, всегда будет плавным.
  • В-четвертых, у вариатора отсутствует многим нужное рычание мотора, он всегда гудит ровно и тихо. Это не устраивает любителей погонять с громким звуком. А также многим непривычно, что автомобиль быстро и четко разгоняется при тихом двигателе. Для некоторых это является недостатком, для других — преимуществом. Однако для тех, кто хочет слышать переключение передач и мощный звук двигателя, предлагается установка «типтроника», эмулирующего эти звуки.
  • В-пятых, дополнительно вариатор оснащен такой функцией, которая позволяет при нажатии газа до упора практически мгновенно изменять передаточное число, в результате чего автомобиль резко ускоряется.

Как отличить вариатор от автомата визуально? Под крышкой капота располагается название и номер трансмиссии, именно по этому номеру и можно отличить вариатор или автомат. Стоит отметить, что нужно проехать на авто с вариатором, сразу же станет понятно, как определить вариатор или автомат. Звук, быстрый разгон, мягкое движение — все это говорит, что у Вас стоит вариатор.

Многие задают вопрос: что лучше вариатор или автомат? Для полноценного ответа следует рассмотреть плюсы и минусы автомата и вариатора.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FAQ по авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: