Классификация моторных масел
Существует несколько признанных международных систем классификации:
1. Наиболее известен стандарт, разработанный «Сообществом автомобильных инженеров». По-английски это пишется как Society of Automotive Engineers или сокращённо SAE.
Именно на такую маркировку в первую очередь падает взгляд при взгляде на этикетку канистры. Что скрывается за заветными цифрами? Можно сколь угодно долго рассказывать об используемых единицах измерения вроде стоксов, пуазов и паскалей, пытаясь впечатлить автолюбителей.
Но на самом деле достаточно будет сказать, что первое число характеризует вязкость моторного масла при низких, а второе при высоких температурах.
Чем больше между цифрами разница, тем шире диапазон, в котором смазка сохраняет свои стабильные характеристики. Но такое обозначение не даёт исчерпывающей информации обо всех характеристиках.
2. Американский институт нефти (American Petroleum Institute) предложил свой вариант спецификации. Согласно действующему стандарту API моторные масла делятся на три основных категории:
- S (Service) – для бензиновых двигателей.
- C (Commercial) – для дизельных силовых агрегатов.
- EC (Energy Conserving) – такое обозначение введено для энергосберегающих смазок, применяемых в некоторых моделях современных моторов.
Следующая за начальной буквой маркировка (она может содержать как буквы, так и цифры), определяет конкретные требования, предъявляемые разработчиками двигателей к качеству масла. С течением времени эти требования ужесточаются. На выбор категории влияет многое: степень нагруженности мотора, наличие или отсутствие турбонаддува, катализатора, сажевого фильтра и т. д.
Подобная классификация может выглядеть, например, так: API SF. Если же смазка имеет двойное назначение, то маркировка записывается через косую черту – слэш: API SJ/CF. В обязательном порядке это обозначение должно располагаться на контрэтикетке канистры.
Ведь оно имеет не меньшую важность, чем вязкость, и указывается в технической спецификации техники.
3. В противовес своим заокеанским коллегам Ассоциацией европейских производителей автомобилей (Association des Constracteurs Europeens des Automobiles) разработала свой стандарт, получивший обозначение ACEA. Он концептуально близок с американской классификацией и также используется изготовителями при маркировке своей продукции.
В этом случае применяемые в дизельных и бензиновых двигателях легковых машин масла обозначаются литерами A/B, смазочные материалы для коммерческого транспорта – C, а для сверхтяжёлых грузовиков – Е.
Сочетающиеся с буквами цифры конкретизируют характеристики мотора, указывая на количество рабочих тактов, степень форсировки и наличие либо отсутствие иных конструктивных особенностей. Ссылки стандарт ACEA также встречаются в технических спецификациях машин.
4. Международный комитет, занимающийся стандартизацией и апробацией моторных масел, ввёл свою классификацию – IL SAC. По сути, это попытка создать единый стандарт, объединив европейскую и американскую классификации.
Насколько она удачна – судить трудно. Изготовители продукции пока предпочитают использовать более традиционные маркировки.
5. Некогда обязательное в России соответствие ГОСТ отошло на второй план, уступив места ТУ (техническим условиям), которые у каждого производителя могут быть свои. Стандартизация по ГОСТ – дело добровольное, а потому судить по ней о реальном качестве моторного масла не стоит. Зарубежные производители и вовсе считают подобную маркировку излишней.
Прежде чем отдать предпочтение продукции той или иной фирмы, ознакомьтесь с информацией, данной в инструкции по эксплуатации автомобиля. Вам обязательно потребуется полная расшифровка маркировки моторных масел.
Заложенная в ней информация гораздо важнее, чем иные тонкости. Лишь на основании имеющихся данных вы сможете сделать правильный выбор.
Чтобы лучше понять, что значат все эти SAE, API, ACEA и IL SAC и какая от них польза, попробуем рассмотреть подробнее некоторые важные характеристики и пояснить, какое они оказывают влияние.
От чего зависит выбор
Прежде всего необходимо обращать внимание на советы изготовителя, отмеченные в сервисной книжке или инструкции на транспортное средство. Если рекомендуется заливать 10W-40, то 10W-50 при рабочей температуре двигателя будет более вязким, чем нужно
Смазывание деталей мотора ухудшается, что негативно сказывается на работоспособности агрегата и приводит к его скорейшему износу. Залитое масло 15W-40 приведёт к затруднённому запуску двигателя зимой. Такая замена допустима, если автомобиль хранится в отапливаемом гараже
Если рекомендуется заливать 10W-40, то 10W-50 при рабочей температуре двигателя будет более вязким, чем нужно. Смазывание деталей мотора ухудшается, что негативно сказывается на работоспособности агрегата и приводит к его скорейшему износу. Залитое масло 15W-40 приведёт к затруднённому запуску двигателя зимой. Такая замена допустима, если автомобиль хранится в отапливаемом гараже.
Применение масла с вязкостью, существенно превышающей рекомендованную, чревато масляным голоданием. Насос не сможет поставлять нужное количество густого продукта через масляные каналы. В результате недостаточной смазки трущиеся детали будут изнашиваться быстрее.
Более текучий продукт не будет образовывать масляную плёнку во время работы двигателя на высоких оборотах, что плохо отразится на эффективности и долговечности агрегата. Велика вероятность утечки горячего масла через манжеты коленвала.
Покупая масло для своего автомобиля, владелец также должен учитывать:
- Тип и год выпуска двигателя (часто не совпадает с датой выпуска автомобиля);
- Условия эксплуатации автомобиля: лёгкие (езда по городу без нагрузок в умеренном климате), средние (трасса/город с небольшими нагрузками в умеренном климате), тяжёлые (перевозка больших грузов, езда на высоких оборотах, бездорожье, тропические или северные районы).
Перед покупкой необходимо внимательно изучить маркировку на упаковке.
Маркировка на упаковке расскажет о том, подойдёт ли вам этот типа масла или нет
Зависимость от пробега
Выбор масла напрямую зависит от пройденного километража:
- При пробеге до 50 тыс. км нужно применять моторное масло 5W-30 или 10W-30 всесезонно;
- В двигатель авто с пробегом больше 100 тыс. км желательно заливать летом масло 10W-40 или 15W-40, зимой — 5W-30 и 10W-30, всесезонно — 5W-40;
- В мотор автомобиля с пробегом больше 300 тыс. км рекомендуют лить летом масло 15W-40 и 20W-50, зимой — 5W-40 и 10W-40, всесезонно — 5W-50.
В двигатели старых автомобилей с большим пробегом лучше заливать полусинтетику, которая обладает повышенной вязкостью минеральных масел и в то же время имеет хороший пакет синтетических присадок.
Зависимость от типа двигателя
Как говорилось ранее, масло в дизеле медленнее теряет смазочную способность, однако гораздо быстрее окисляется. Именно поэтому для бензиновых и дизельных агрегатов подходят масла с различными характеристиками.
Если используется универсальный продукт с двойной маркировкой, первые буквы должны обозначать тип мотора, в который будет заливаться масло.
Какое масло заливать на зиму
При морозах двигатель очень чувствителен к составу масла. Часто именно зимой он подвергается масляному голоданию, поэтому чем меньше вязкость, тем лучше. Во время запуска мотор испытывает большие нагрузки, равные пробегу в несколько сотен километров, потому что застывшее масло не успевает прокачаться к трущимся деталям и они некоторое время работают всухую.
Кроме того, нужно учитывать место зимней стоянки: при хранении автомобиля на открытом воздухе замёрзшее масло не позволит двигателю завестись. Специалисты настоятельно рекомендуют заливать на зиму в двигатель «морозостойкие» масла.
Зависимость вязкости от температуры определяет границы использования моторного масла
Желательно поменять масло перед наступлением холодов, если автомобиль за год проехал не менее 7 тыс. км.
На зиму рекомендуется заливать полусинтетику и синтетику, так как данные масла обладают следующими способностями:
- На протяжении всего периода использования сохранять первоначальные характеристики;
- Защищены от воздействия негативных факторов на эксплуатационные качества;
- Упрощают запуск двигателя при низких температурах.
Так как масла для дизельных двигателей имеют небольшой срок эксплуатации, то не имеет смысла на зиму заливать всесезонку, и лучше воспользоваться зимними составами.
Моторное масло на зиму какое лучше для бензиновых двигателей
Название | Характеристики, стандарты и допуски производители | Цена на начало 2020 года | Описание |
POLYMERIUM XPRO1 5W40 SN | API SN/CF | ACEA A3/B4, A3/B3 | MB-Approval 229.3/229.5 | VW 502 00 / 505 00 | Renault RN 0700 / 0710 | BMW LL-01 | Porsche A40 | Opel GM-LL-B025 | | 1570 рублей за канистру объемом 4 литра | Для всех типов бензиновых и дизельных двигателей (без сажевых фильтров) |
G-ENERGY F SYNTH 5W-30 | API SM/CF, ACEA A3/B4, MB 229.5, VW 502 00/505 00, BMW LL-01, RENAULT RN0700, OPEL LL-A/B-025 | 1500 рублей за канистру объемом 4 литра | Для бензиновых и дизельных двигателей (в том числе с турбонаддувом) легковых автомобилей, микроавтобусов и легких грузовиков, работающих в разных условиях эксплуатации, включая тяжёлые. |
Neste City Pro LL 5W-30 | SAE 5W-30 GM-LL-A-025 (бензиновые двигатели), GM-LL-B-025 (дизельные двигатели); ACEA A3, B3, В4; API SL, SJ/CF; VW 502.00/505.00; MB 229.5; BMW Longlife-01; Рекомендуется для применения, когда требуется масло Fiat 9.55535-G1 | 1300 рублей за 4 литра | Полностью синтетическое моторное масло для автомобилей GM: Opel и Saab |
Addinol Super Light MV 0540 5W-40 | API: SN, CF, ACEA: A3/B4; допуски — VW 502 00, VW 505 00, MB 226.5, MB 229.5, BMW Longlife-01, Porsche A40, Renault RN0700, Renault RN0710 | 1400 рублей за 4 литра | Синтетическое масло для бензиновых и дизельных двигателей |
Lukoil Genesis Advanced 10W-40 | SN/CF, MB 229.3, A3/B4/B3, PSA B71 2294, B71 2300, RN 0700/0710, GM LL-A/B-025, Fiat 9.55535-G2, VW 502.00/505.00 | 900 рублей за 4 литра | Всесезонное моторное масло на основе синтетических технологий для применения в бензиновых и дизельных двигателях новых и подержанных автомобилей импортного и отечественного производства в тяжелых режимах эксплуатации |
Рейтинг масел для бензиновых двигателей
Также при выборе масла необходимо обратить внимание на следующий нюанс. По мере износа двигателя (увеличении его пробега) зазоры между его отдельными частями увеличиваются
А это приводит к тому, что возникает необходимость использовать более густое масло (например, 5W вместо 0W). В противном случае масло не будет выполнять возложенных на него функций, и защищать двигатель от износа. Однако при оценке нужно учитывать не только непосредственно пробег, но и состояние двигателя (понятно, что оно зависит от условий эксплуатации машины, стиля езды водителя и так далее).
Вязкость
При работе двигателя его детали трутся друг о друга. Чтобы не допустить быстрого износа, между ними должна находиться пленка масла. Она не только снижает силу трения, но и охлаждает элементы силовой установки, а в ряде случаев (к примеру, в цилиндро-поршневой группе) гарантирует герметичность. Если продукт выбран неправильно, то в жару он станет чрезмерно текучим, а в морозы загустеет
Поэтому при выборе стоит обращать внимание на маркировку
Классификация по SAE
Речь пойдет об американской системе, сегодня распространенной на всех континентах. Согласно этой классификации, зимнее моторное масло маркируется буквой W, которая следовала после цифры. Именно она указывает минимальную температуру, при которой смазочный состав, не теряет своих качеств и не наносит вреда авто. Например, 0W, 10W, 20W и т. д.
Всесезонное масло
В этом виде продукта расшифровка обозначений несколько иная. Здесь присутствует пара цифр и между ними – буква W. Первая из них характеризует свойства масла в зимний период, вторая показывает максимальную летнюю температуру. Но есть небольшой нюанс: чтобы понять, при какой температуре зимой коленвал будет нормально проворачиваться при зпуске, нужно из первого числа вычесть -35. Для примера возьмем маркировку 10W-30. Если из 10 вычесть минус 35, получится минус 25. Это значит, что данный продукт в мороз «терпит» температуру до минус 25, летом – до +30. Для жителей средней полосы России – наилучший вариант «всесезонки» 5W-40. Такое масло облегчит зимний старт и не потечет в жару.
API
Тоже американская классификация. В ней после аббревиатуры API (American Petroleum Institute) стоит пара букв. Первая из них указывает на тип двигателя в зависимости от применяемого топлива. S (Service) – бензин, C (Commercial) – дизельное горючее. Вторая буква характеризует условия использования масла – с турбиной (современный вариант) или без (устаревший тип мотора). В первом случае, если начинать с 2000 г., для бензиновых двигателей применяются маркировки:
- c 1997 по 2000 г: SJ;
- с 2001 по 2003 г: SL;
- с 2004 г: SM;
- начиная с 2010: SN.
Для дизельных двигателей:
- CB, CC, CD, CF – устаревшие авто, выпущенные до 1990 г;
- с 1994 по 1998: CF2 и CH4;
- с 2004 г: CI4;
- начиная с 2010 г: CJ4
ACEA
Европейский аналог API. Его последний стандарт предусматривает деление масел на три категории и 12 классов качества:
- А и В: для бензиновых и дизельных моторов;
- С: для дизелей и бензиновых двигателей, оснащенных катализатором;
- Е: для грузовых машин, работающих на солярке.
После буквы вы увидите цифру: чем она больше, тем выше требования, предъявляемые к продукту. Далее, через дефис может стоять еще одно число: оно показывает, в каком году (его последние две цифры) масло прошло сертификацию и было официально принято к использованию.
ГОСТ
В России на этикетке канистры с отечественным маслом в маркировке сначала увидите букву, характеризующую мощность и форсированность двигателя. Затем идет цифра 1 (для бензиновых моторов) или 2 (для дизелей). Применение масла подразумевает:
- А: двигатели, у которых не форсирована мощность;
- Б: силовые установки с мало увеличенной мощностью;
- В: моторы со средним форсированием;
- Г: двигатели, имеющие высокую степень форсирования и эксплуатируемые в тяжелых условиях;
- Д: такие же моторы, что и в классе «Г», но работающие еще в более тяжелых условиях (если дизель, то с турбонаддувом);
- Е: двигатели, обладающие высокой мощностью.
- ILSAC
Японо-американский комитет, организовавший собственную стандартизацию моторных масел, которая практически аналогична API. Все смазочные составы поделены на 5 групп: начиная от GF-1 и заканчивая GF-5. Масла относятся к категории энергосберегающих и всесезонных продуктов. Лучше всего подходят для применения на автомобилях, произведенных в Японии:
- GF-1: соответствует SH по API;
- GF-2: аналогично SJ;
- GF-3: такое же, как и SL;
- GF-4: аналог SM;
- GF-5 соответствует SN.
Помимо вышеперечисленных типов масла, предлагается категория JASO DX-1. Это состав, использовать который рекомендуется в современных дизелях с турбиной, обладающей высокими показателями в плане экологии.
ROLF Dynamic Diesel 10W-40
Лучшим полусинтетическим маслом для дизелей всесезонного назначения является ROLF Dynamic Diesel 10W-40. Заливать его можно как в атмосферные моторы легковушек, так и в турбированные двигатели грузовиков. Высокое качество полусинтетической смазочной жидкости подтвердили такие автопроизводители, как Мерседес, Рено, Вольво, МАН, Катерпиллер, Дойтц. Благодаря инновационной присадочной технологии удается производить идеальную очистку деталей двигателя, защищать их от коррозии, эффективно снижать трение при холодном запуске. Отличительной особенностью масла является возможность продления срока эксплуатации с сохранением важнейших параметров.
Отечественные автовладельцы, которые постоянно пользуются полусинтетикой для дизелей ROLF Dynamic Diesel 10W-40, отмечают доступность продукта и надежность его в любое время года. Мотор становится тише, улучшается запуск в холодную погоду. К недостаткам стоит отнести отсутствие продукта в некоторых регионах.
Пробег и изношенность мотора
При выборе моторного обязательно учитывайте пробег автомобиля
При выборе смазочного вещества обязательно нужно учитывать состояние и степень изношенности двигателя. Если автомобиль новый (прям только что выехал из салона),заливать на зиму в него можно исключительно рекомендованную производителем смазку высокого качества. Именно она поможет комфортно «притереться» деталям двигателя друг к другу, а также обеспечит правильное функционирование и медленный износ мотора. Первая заливка зачастую имеет минимальную густоту и кол-во примесей. Именно поэтому производители средств передвижения рекомендуют менять ее через три-пять тысяч километров.
В дальнейшем заливается масло, соответствующее требованиям инструкции к транспортному средству. В инструкции прописываются марки зимней и летней жидкостей согласно SAE. Менять вязкость зимнего масла до первых ста тысяч километров пробега нельзя, иначе снизится эксплуатационный ресурс двигателя.
Если машина «пробежала» далеко не одну тысячу километров, следует выбирать масло погуще. А все потому, что ни одна смазка не может полностью предотвратить трение между элементами конструкции мотора. Вследствие длительной эксплуатации авто образуются зазоры между этими деталями. Компенсировать их сможет только густая смазка.
Основные правила выбора масла с учетом состояния мотора:
- если пробег более 100 тыс. километров, летом можно использовать смазку 5W40, а зимой – 5W30 или 10W30;
- если пробег более 250 тыс. километров, летом – 5W50, а зимой – 5W40 или 10W40.
Самым хорошим зимним маслом считается синтетическое («синтетика» в простонародье). Эта смазка моментально подстраивается под резкие смены климатических условий и превосходно справляется со своими обязанностями в течение длительного срока эксплуатации.
Какое масло предпочтительней в зимнее время для бензиновых двигателей
После того, как в продаже появилось первое всесезонное масло — стала постепенно стираться грань при выборе ГСМ для бензиновых и дизельных агрегатов. Однако, полностью избавиться от этого разделения у специалистов пока не получается.
Перед наступлением холодов следует заменить моторную смазку, которая отработала больше половины своего ресурса.
При выборе смазки следует учитывать все ее характеристики, которые влияют на моторесурс двигателя.
От моторной жидкости также зависит и экономия топлива, и снижение шума работающего мотора, и запуск при минусовых температурах.
Поэтому выбор зимней смазки осуществляйте по имеющейся на этикетке маркировке. Продукт с наиболее подходящими показателями вязкости и температурного диапазона будет именно тем, который вам нужен.
Наиболее подходящие универсальные масла:
- 0W-30;
- 5W-30;
- 5W-40;
- 10W-30;
- 10W-40.
Менее вязким в зимнее время будет смазка 0W-30, поэтому запуск двигателя будет осуществляться с наименьшим усилием.
Жидкость с маркировкой 5W-30 также показывает замечательные результаты при низких отрицательных температурах.
Все последующие смазки рекомендуется использовать в регионах, где зима не слишком холодная и температура воздуха редко опускается ниже -5 С.
Параметры выбора масла
Существует ряд критериев, которые обязательно необходимо учитывать, чтобы выбрать масло с оптимальной вязкостью для своего бензинового или дизельного мотора
Важно использовать продукцию, которая имеет маркировку, соответствующую допускам завода-производителя автомобиля
Выбираем только маркированное моторное масло
Не рекомендуется экспериментировать, заливать в свой двигатель первый попавшийся вариант. В противном случае это может негативным образом отразиться на его работе и привести к самым неблагоприятным последствиям вплоть до капитального ремонта.
Вязкость
Этот параметр является ключевым при подборе моторного масла для любого автомобиля и периода эксплуатации. Однако не все понимают, что значит данный термин. Если говорить простыми словами, то это способность горюче-смазочных материалов сохранять свои свойства в определённом температурном режиме. Речь идет о таких параметрах:
- смазывании трущихся элементов;
- снижении силы трения;
- уменьшении расхода топлива.
Очень важно, чтобы все эти свойства отлично сохранялись не только при плюсовых температурах, но также и при отрицательных показателях. Параметры вязкости указываются всеми производителями на этикетке
Для этого используется система SAE.
Классификация моторных масел по SAEНапример, на упаковке указывается комбинация синтетики 5w30 или 5w40. Цифра «5» говорит о вязкости масла при отрицательной температуре, а второе число – при положительных значениях
Важно знать, что это индекс, а не показатель температуры.
Задавшись вопросом, масло какой вязкости лучше для зимы с очень низкими температурами, следует отдавать предпочтение смазке, имеющей синтетическую основу.
Классификация масел по API — таблица
Проворачиваемость и прокачиваемость
Это еще два важных критерия, которые находятся в прямой зависимости от вязкости
На них также следует обращать внимание, столкнувшись с выбором масла для эксплуатации в зимнее время. Не зная, какое масло заливать зимой: синтетику или полусинтетику, учтите – первый вариант позволяет двигателю легче запуститься
Лучший выбор масел в коробку — синтетика
Такой продукт имеет достаточную текучесть, он быстрее прокачивается по масляным каналам, минимизируя негативные последствия холодного старта при низких температурах.
Если заливать зимой синтетическое масло, можно увидеть, что двигатель будет легче запускаться. Это связано с тем, что жидкость с такой консистенцией не будет создавать большое сопротивление коленчатому валу, и позволит с легкостью завестись даже в сильный мороз.
Не зная, какого типа масло заливать в холодное время года, следует прочитать руководство по эксплуатации, чтобы понять, какие рекомендации дает завод-производитель. Это позволит понять, как правильно подобрать расходные материалы для своего автомобиля, чтобы он не подводил даже в экстремальных условиях эксплуатации.
Инструкция по эксплуатации моторного масла в зимний сезон
Можно ли заливать минеральное масло
В состав таких горюче-смазочных материалов входят ингредиенты с натуральным и искусственным происхождением. Если в перечне компонентов указаны только нефтепродукты – у данного продукта минеральная основа.
Из-за большого содержания компонентов, выделенных из мазута, на внутренних элементах появляются нагар и копоть. Это негативным образом отражается на ресурсе двигателя и его эксплуатационных характеристиках. В мороз подобное средство запросто загустеет и поэтому в зимний период его использовать не рекомендуют.
Закоксованный двигатель от применения минерального масла
Менять «минералку» следует через 5 – 7 тысяч километров пробега. Если транспортное средство эксплуатируется в активном режиме, ресурс масла истекает значительно быстрее.
Всесезонка
Появившееся на рынке всесезонное масло для двигателя является оптимальным вариантом только в том случае, если автомобиль эксплуатируется в регионах с умеренным климатом.
Бензиновые двигатели
Каждую классификацию API следует рассмотреть более детально. Бензиновая таблица обозначается буквами от SA до SN. Есть небольшие допуски совместимости: каждый следующий класс можно совмещать с предыдущим, обратная последовательность крайне нежелательна.
Класс API | Статус | Совместимость с двигателем |
SM | Действует | Был введен в 2004 году, отлично подходит под все современные двигатели, включая турбоагрегаты. |
SL | Действует | Используется с 2001 года, имеет энергосберегающие функции, |
SJ | Действует | Работает с 1996 года и имеет 2 подкласса, спустя 5 лет после введения был перенесен в класс энергосберегающих. |
SH | Устарел | Класс был введен в 1992 году, после этого был дополнительно сертифицирован как энергосберегающий |
SG | Устарел | Введен в обращение с 1988 года, совместим с двигателями, изготовленными до 1993 года. Имеет неплохие противоизносные качества. Подходит для старых двигателей лучше, чем новые масла. |
SF | Устарел | Применяется для двигателей, выпущенных до 1988 года. Имеет лучшее соотношение смазочных свойств для моторов, работающих по двухтактному циклу. |
SE | Устарел | Качественное масло для работы с двигателями, работающими в условиях высокой нагрузки. Применялось для агрегатов, выпущенных до 1980 году. |
SD | Устарел | Подходит для форсированных моторов, выпускавшихся с 1967 до 1971 годов. |
SC | Устарел | Неплохо подходит для двигателей с высокой нагрузкой без форсирования. Класс применялся для автомобилей, выпущенных до 1967 года. |
SB | Устарел | Класс предназначен для моторов, работающих со средней нагрузкой. Используется только по указанию завода-изготовителя агрегатов. |
SA | Устарел | Предназначен для двигателей с малой нагрузкой. Тоже используется по прямому указанию. |
https://youtube.com/watch?v=aHoe6X8F0XI
Зимнее масло для дизельных двигателей
Зимнее масло для дизельных двигателей более требовательно, чем для бензиновых вариантов ДВС. Эта особенность характерна не только для зимних, а для смазок всех температурных диапазонов.
Маркировка зимнего моторного масла для дизелей по классификации SAE не отличается от бензиновых смазок. Критерии выбора по вязкости здесь унифицированы.
Разновидности система питания дизельных двигателей
Что касается маркировки по API, то в этом случае допуск для дизеля начинается с латинской буквы C. Вторая буква обозначает поколение дизельной смазки. Чем дальше буква находится от начала алфавита, тем более совершенна смазка.
Через тире может дописываться цифра, уточняющая рабочие свойства и область применения. Например, часто можно встретить дизельные моторные масла с классом по API СI-4, которые сегодня наиболее распространены как смазки, удовлетворяющие большинству последних требований.
Так же необходимо учитывать перечень масел, которые рекомендуют заливать производители транспортных средств. Помимо классификации, многие смазочные материалы имеют допуски производителей, наличие которых означает успешное проведение испытаний данной смазки в лаборатории завода-изготовителя автомобиля.
Свойства и характеристики
Рассмотрим основные причины, по которым требования к дизельным смазочным материалам выше.
- Более высокая степень сжатия, что повышает нагрузку на детали цилиндропоршневой группы. Помимо давления на стенки вкладышей и шеек валов, повышенная степень сжатия подразумевает ускоренное окисление смазки.
- Особенности горения дизельного топлива. В отличие от бензина, который добывается из легких фракций нефти, дизельное топливо более тяжелое. В его составе присутствует сера и другие сажеобразующие химические соединения.
- Большее давление в камере сгорания после впрыска и воспламенения топлива.
Вязкость по SAE
Эти и некоторые другие особенности работы дизельного двигателя требуют от масла несколько других свойств. Во-первых, смазка должна обладать хорошими смазочными свойствами, чтобы эффективно удалять продукты термического разложения топлива.
Во-вторых, дизельное масло должно образовывать более стойкую и устойчивую к выдавливанию защитную пленку, чтобы предотвратить ускоренный износ двигателя из-за трения на сухую.
Эксплуатационные свойства дизельных моторных масел по API
Современные смазочные материалы для дизельных и бензиновых моторов не имеют четкой градации по вязкости. Масла отличаются в основном за счет присадок. Для обычного пользователя эти параметры выражаются в допусках.
КРИТЕРИИ ВЫБОРА МАСЛА
Лучшими считаются масла синтетические, с искусственными присадками, например, удаляющими отложения, защищающими от разрушения металл, связывающими окислы серы. У «синтетики» – высокая текучесть, следовательно, минимально сопротивление и трение в блоках, узлах.
Старым моделям необходима смазка однородной и постоянной консистенции, не меняющейся при холоде (до –40 град). Например, масло Shell обеспечит надежный запуск, малую нагрузку на стартер (аккумулятор) авто, уменьшит «в разы» износ рабочих деталей при минусовой температуре.
Важна и чистота выхлопа, смазка должна на нее позитивно влиять и «удерживать в стандартах Евро». Выбирая лучшее зимнее моторное масло, не забываем и про его способность очищать отложения. В рейтинги по этому параметру часто попадает продукция Castrol (BritishPetroleum), образующая вязкую защитную плёнку в местах сильного трения (в остальных местах – жидкая). Рекомендуется в легковых, коммерческих автомашинах с любыми моторами, в частности, масло сертифицировано для машин ВАЗ.
Считают, что самое лучшее все таки для данных машин зимнее синтетическое моторное типа 5W40 или 5W30 в полной мере обеспечивает зимнюю устойчивость – способность не изменять консистенцию в сильный мороз, следовательно обеспечивать легкий пуск мотора. Оно подходит для применения на большей части России.
Если Вы самостоятельно меняете масло, то обратите внимание, что продаваемое на российских фирменных АЗС (ЛУКОЙЛ, ТНК, Роснефть и т.д.) не должно быть поддельным и подчас дешевле
Подведем итоги: какое масло на зиму лучше
Решая, какое масло лить на зиму, нужно учитывать рекомендации изготовителя транспортного средства, а точнее его силового агрегата. Не стоит слушать советы друзей, «специалистов» автолюбителей, продавцов-консультантов в магазинах автозапчастей. Они не могут знать наверняка, что требуется вашему автомобилю, особенно если пользуются транспортными средствами других марок. Если автолюбитель не может самостоятельно выбрать масло,лучше ему обратиться к профессионалам в любое СТО.
Не стоит забывать регулярно проходить техосмотр транспортного средства. Прежде чем проверить уровень масла в силовом агрегате, нужно прогреть машину в течение пятнадцати-двадцати минут. Таким образом внутри двигателя создается оптимальная циркуляция рабочей жидкости, благодаря чему она приобретает реальную вязкость. Если в ходе осмотра выясняется, что пора долить масло или поменять его полностью, сделать это лучше сразу же, а не ждать более подходящего момента.
Приобретая смазочную жидкость на зиму, лучше взять с запасом – на 1-2 литра больше, чтобы в экстренной ситуации не пришлось смешивать масла. Как известно, смешивание моторных смазок может привести к капитальным поломкам двигателя и даже к полному выходу его из строя. А поменять движок гораздо дороже, чем купить хорошее моторное масло.