Что лучше тосол или антифриз

Замена тосола на антифриз

Антифриз стоит значительно дольше, чем тосол, однако ввиду того, что его ресурс в несколько раз выше, чем у отечественной охлаждающей жидкости, разница в стоимости с лихвой окупается, и замена тосола на антифриз – процедура вполне оправданная. Главное – сделать всё правильно.

Следует знать, что двигатели не проектируются под какой-то определённый антифриз, поэтому использовать можно любой. Плотность всех жидкостей примерно одинаковая, вне зависимости от цветов. Разница между ними может заключаться в температуре кипения, поэтому следует выяснить этот параметр для своего двигателя, чтобы случайно не залить низкотемпературный антифриз. Предпочтение лучше отдать карбоксилатному, поскольку срок его службы значительно больше, хотя, по большому счёту, ни на что, кроме интервалов замены это не повлияет.

После того, как из системы полностью слита старая охлаждающая жидкость, ее нужно несколько раз промыть водой, пока вытекающая вода не станет чистой. После этого можно заливать свежий тосол или антифриз и отправляться в путь.

Мне нравится1Не нравится

Что такое ТОСОЛ

Аббревиатура ТОСОЛ была создана ещё во времена схода с конвейера первых автомобилей ВАЗ. В буквальном смысле слово ТОСОЛ означало «Технология органического синтеза Отдельной лаборатории». Впоследствии этим сокращением стали называть единственную производимую на территории СССР охлаждающую жидкость. На протяжении 20 лет тосол не имел аналогов, поэтому единственный бренд охлаждающей жидкости настолько закоренился в сознании автолюбителей, что его наименование до сих пор используется для обозначения любых охлаждающих жидкостей.

В состав тосола добавлялся этиленгликоль, вода и ряд присадок, среди которых можно выделить нитриты, нитраты, силикаты и фосфаты. Присадки отлично справлялись со своими задачами, хотя и имели побочные эффекты на подобии низкой теплоотдачи из-за образования толстого защитного слоя на внутренних поверхностях каналов системы охлаждения двигателя.

Инструкция по замене антифриза

Покупка. Выбирать стоит качественный подходящий антифриз (показания и характеристики нужно смотреть в инструкции к авто, сверяясь с этикеткой производителя).

Подготовка. Нужно завести автомобиль и дать ему поработать 10 минут без нагрузок. После этого выставить отопитель (печку) на максимальное значение. Спустя некоторое время заглушить мотор.

Осушение системы. Слить отработанную жидкость со всей системы охлаждения. Для удобства лучше поставить авто так, чтобы передняя его часть была немного ниже задней. Так антифриз будет стекать более интенсивно. Потом следует повернуть пробку расширительного бачка для снятия давления в системе (в некоторых моделях авто нужно повернуть пробку на радиаторе, иногда требуется поворот их двоих). После того как жидкость не будет нагнетать давление в системе, она быстро остынет, что не даст возможность получить травму или обжечься. Когда до пробки можно будет дотронуться рукой, ее нужно открутить полностью

Потом также осторожно следует открыть сливной кран радиатора, предварительно подготовив емкости, в которых позже можно будет транспортировать отработанную охлаждающую жидкость к месту утилизации.

Промывка. После того как весь антифриз будет слит, необходимо провести промывку системы охлаждения

Данная процедура осуществляется только при переходе на другую марку охлаждающей жидкости или в том случае, когда производится профилактика. Дистиллированная вода хорошо убирает накипь, смывает налет от коррозии. Если система нуждается в более тщательной очистке, то следует использовать специальные промывки для систем охлаждения. После принятия решения о том, какими средствами будет выполняться данная операция, следует закрыть все краны (манипуляции желательно проводить при холодном двигателе, чтобы избежать ожогов). Затем залить промывочное средство в расширительный бачок, закрутить все пробки и запустить мотор на 10–15 минут. После чего слить промывку и повторить все действия 2–3 раза.

Заполнение системы. После очистки системы желательно лить только новый антифриз, который был куплен ранее. Заливать охлаждающую жидкость следует в расширительный бачок, желательно без остановок, чтобы вместе с антифризом в систему не попал воздух. Но существуют модели авто, когда охладитель заливается в горловину радиатора. Выполнять эти действия стоит очень внимательно и не перепутать расширительный бачок с бачком для омывающей жидкости, так как они расположены в основном рядом и очень похожи друг на друга. Желательно заливать антифриз до максимального значения, потому что жидкость со временем будет разливаться по всей системе.

Выпуск воздуха. Когда заливка охладителя завершена, нужно выпустить воздух из системы. Осуществляется это путем откручивания винта, который расположен на блоке цилиндров. При появлении первых капель антифриза (это будет означать, что весь воздух вышел) винт затягивается до упора. После данной процедуры стоит вновь завести двигатель авто и дать мотору поработать несколько минут, немного прибавляя и убавляя обороты. После этого нужно заглушить двигатель, подождать некоторое время и проверить уровень охлаждающей жидкости в расширительном бачке. При необходимости долить антифриз до нормального уровня. Также после замены антифриза стоит на протяжении недели ежедневно проверять систему охлаждения, так как именно в этот период времени могут быть выявлены скрытые проблемы в системе, которые раньше были незаметны.

Почему не вода?

Для того чтобы разобраться, чем отличается тосол от антифриза, необходимо сначала понять, зачем вообще использовать эти жидкости. Ведь самый простой и бюджетный вариант – это набрать воды из-под крана и залить её в систему. И ведь всё верно. У воды, как у теплоносителя, способного переносить киловатты из одной среды в другую, самый высокий коэффициент удельной теплоёмкости, равный 4,2 кДж/кг*ºС. И ведь многие так и делают, особенно в летний период. Однако у воды есть огромный недостаток, который сводит на нет полезный эффект от её использования. При переходе через нуль градусов Цельсия вода замерзает, расширяясь при этом и разрывая шланги, арматуру, в том числе и рубашку двигателя, полностью размораживая систему. Поэтому даже те, кто летом льёт в систему воду, стараются заранее, ещё до наступления ночных заморозков, её дренировать, заменив на жидкость с более низкой температурой замерзания.

Эксплуатационные показатели тосола и антифриз

Тосол или антифриз – что выбрать рядовому автолюбителю? Очень важно обратить внимание на то, чем отличаются характеристики данных жидкостей. Это также поможет вам узнать, что лучше – антифриз или тосол

Использование тосола приводит к формированию защитного слоя на металлической поверхности. В большинстве случаев он имеет толщину около 0,5 мм. У этой защиты есть один существенный недостаток – сравнительно невысокая теплопередача. Это приводит к уменьшению эксплуатационного срока двигателя и повышению потребления топлива.

Также стоит упомянуть о том, что тосол может выполнять свои функции лишь на протяжении 30-40 000 километров пробега, после чего жидкость нужно менять. Поскольку тосол отличается от антифриза наличием неорганических кислот, его применение может привести к появлению различных осадков в радиаторе автомобиля. Тосол способен обеспечивать охлаждение двигателя автомобиля до тех пор, пока его температура не достигнет 105 градусов.

Антифриз формирует специальный слой защиты лишь на тех участках, на которых появляются коррозионные процессы. На всех остальных элементах данный слой отсутствует

Это обеспечивает оптимальную теплопередачу, что является существенным отличием антифриза от тосола, которое надо брать во внимание в процессе выбора между данными жидкостями

Примечательно, что антифриз может использоваться в течение 250 000 километров пробега, поскольку он не теряет свои эксплуатационные качества так быстро, как тосол. Да и проблем с различными отложениями не будет, поскольку в составе антифриза используются органические соли. Закипание данной жидкости происходит лишь при достижении 115 градусов.

Что же предпочесть или советы практичного водителя

Прежде всего, нужно посоветоваться с консультантами на сайтах производителя марки вашего автомобиля.

Обычно, наилучшим выбором будет та жидкость, которую заливает производитель. Если же вы купили автомобиль « с рук» и нет уверенности, что охладитель не совсем подходящий и его уже несколько раз меняли, есть один уникальный совет.

Современные модели требуют бережного отношения, им подойдут современные мягкие антифризы, обладающие европейскими сертификатами качества и экологической безопасности. Несмотря на значительные цены, лучше приобрести G-12, G-12+, G-12++ и G-13, которые позволят автомобилю быть к вашим услугам эффективно, многие годы и главное – надежно.

А для привычных Жигулей, которые позднее стали называться Ладами, самым лучшим охлаждением станет их адаптированный тосол.

Автовладельцы, предпочитающие компромиссные варианты, предпочитают приобретение и заливку карбоксильного антифриза типа G-12, G-12+.

Что же такое Антифриз?

С самого начала, название такого класса жидкостей звучало как No freeze — не замерзает. Но позже название поменялось на Anti freeze — против замерзания. Они состояли из глицерина с добавками, разбавленного водой. Температура замерзания у некоторых видов этой жидкости достигала -45 градусов по Цельсию.

Но при эксплуатации появилась проблема высокой вязкости такого антифриза. Для того чтобы обеспечить его стабильную  прохождение по каналам системы охлаждения в циркуляцию систему охлаждения ДВС начали ставить помпы и насосы. Ещё одной проблемой было разъедание деталей двигателя из-за высокой коррозионной активности такой жидкости. Это и стало толчком к созданию антифризов со сниженными коррозионными свойствами и не замерзающими при отрицательных температурах.

Как определить, что залито?

Как же узнать, какой расходный материал залит? Как сказано выше, по одному только цвету определить никак не получится. Ровно так же, как и понять это по вкусу. Существует миф о том, что вкус у антифриза сладковатый, но это не более, чем просто миф. Да и нужно быть осторожным при «дегустации» — химические вещества, входящие в состав ОЖ, чрезвычайно ядовиты.

Кипение двигателя — результат эксплуатации некачественного расходного материала

Что же делать автомобилисту, если он хочет узнать, какой хладагент залит в охладительную систему его авто?

  • На ощупь и запах. Традиционный антифриз не имеет запаха, а на ощупь это вещество маслянистое. Российский «Тосол» на ощупь не будет таким же маслянистым.
  • По устойчивости к морозу. Если налить небольшое количество ОЖ в бутылку и поместить ее в морозильную камеру, то она не должна замерзнуть. Если замерзла, то скорее всего это «Тосол» некачественного производства, если нет — то это, по всей вероятности, антифриз высокого качества.
  • Совместимость расходного материала с водопроводной водой. Возьмите немного ОЖ из системы своего автомобиля и налейте ее в бутылку. В пропорции один к одному налейте в эту бутылку обычной воды из-под крана, подождите около часа. Если вы увидели расслоение веществ, смесь помутнела или налицо осадок, то это «Тосол» российского производства. При использовании качественного зарубежного антифриза этого всего возникнуть не должно.
  • Узнать, какой хладагент залит, можно по плотности. Но для этого вам понадобится ареометр — специальный прибор для проверки плотности ОЖ. Проверка вещества осуществляется при температуре окружающей среды или помещения более 20 градусов тепла. Если плотность вещества составляет от 1.073 до 1.079 г/см3, то перед вами, скорее всего, хороший антифриз.

Проверка плотности охладительной жидкости при помощи специального прибора ареометра

Есть еще один, так сказать, гаражный способ определения.

  1. Возьмите металлическую пластину или любое другое изделие из железа. Также вам понадобится какая-либо вещь из резины (идеально подойдет кусочек патрубка охладительной системы).
  2. Из расширительного бачка своего авто возьмите немного ОЖ в резервуар и поместите в него металлическую и резиновую детали.
  3. Подождите 10-20 минут. Как известно, российский «Тосол» образовывает защитную пленку на всех без исключения элементах системы, а значит как на металлических деталях, так и на резиновых деталях. Антифриз же считается более «умным» веществом, и защищает только те элементы, которые более подвержены образованию коррозии. То есть он будет защищать только металлические компоненты.
  4. Теперь достаньте обе детали из резервуара и внимательно проверьте их на ощупь. Если вы почувствуете, что пленка образовалась на обоих элементах, то в вашем расширительном бачке залита ОЖ российского производства. Если же пленочку вы чувствуете только на металлической детали, то в системе вашего транспортного средства залит антифриз.

Антифриз закипел и вспенился в расширительном бачке

Более точно определить, что именно залито в системе, никак не получится. Стопроцентный правильный ответ может дать только заключение экспертов в лаборатории. Если вы недавно приобрели авто и не знаете, какая ОЖ в нем залита, то мы посоветуем вам сразу же заменить ее на ту, которую рекомендует производитель машины. Лучше один раз немного потратиться на замену хладагента, чем потом отдавать немалые деньги за ремонт всей системы.

Обзор антифризов.

Тосол.

Самый распространенный на территории бывшего СССР антифриз. В продаже встречается двух марок А-40(зеленый) и А-65(красный). В названии тосола цифра обозначает температуру начала замерзания.

При покупке цвет тосола будет отличаться и станет зеленым или красным после 400-600 часов работы, но класс жидкости от этого не измениться =).

Тосол относиться к традиционным антифризам.

Преимущества – низкая цена, распространенность, низкий риск подделки при покупке у проверенных производителей.

Недостатки – после 105 градусов плохо защищает алюминий от электрохимической коррозии.

Срок службы жидкости 3 года.

Антифриз G11.

Наш тосол относиться именно к этому классу жидкостей. В составе антифриза G11 используется этиленгликоль, с небольшим пакетом антикоррозийных и антикавитационных присадок. За этим классом зафиксировали зеленый цвет. Антикоррозийная пленка создается на всех внутренних поверхностях системы охлаждения.

Срок службы жидкости 3 года.

Антифриз G12.

В составе антифриза G12 используются этиленгликоль и карбоксилатные соединения. Антикоррозийная пленка создается только в местах очагов, а не покрывает все внутренние поверхности, теплоотвод при использовании этого антифриза значительно лучше, чем у G11. Этот антифриз подходит для высокооборотистых и температурнонагруженных двигателей. За счет более совершенного пакета присадок, антифризы этого класса дороже. За этим классом зафиксировали красный цвет.

Срок службы жидкости 5 лет.

Антифриз G13.

В его составе используется полипропиленгликоль. Это куда более экологичный продукт (не ядовитый, значительно быстрее разлагается). По характеристикам это полный аналог G12, но для повернутых на голову на экологии Европейцев.

Самые дорогие ОЖ. За этим классом зафиксирован желтый или оранжевый цвет. В России ни один производитель не делает жидкости класса G13. Это самый подделываемый класс охлаждающих жидкостей!

Срок службы жидкости 5 лет.

Внимание! Цвет не всегда соответствует типу антифриза, особенно у Российских производителей. Кроме цвета, обязательно, смотрите маркировку (G11, G12, G13)

Выводы:

  • Тосол это классический антифриз
  • Антифризы различаются по классам и смешивать их нежелательно
  • Если производитель не экономил на компонентах антифриз безопасен для двигателя
  • Срок службы антифриза 3-5 лет.
  • В Условиях РФ лучше использовать то, что реже подделывают и что лучше распространено.

На этом у меня сегодня все. Я надеюсь, что статья полностью ответила на вопрос – «антифриз или тосол, что лучше использовать?», но если у вас есть вопросы или дополнения, пожалуйста, пишите их в комментарии….

В чем различие между этими веществами?

Чтобы знать, как отличить антифриз от тосола в машине, нужно знать их основные различия.

  • По месту и времени изготовления. Тосол является охладителем, который имеет сугубо отечественное производство, которое в основном выпускалось на территории СССР. В те времена у автомобилистов не было такого выбора как сейчас и на прилавках автомагазинов можно было найти только одна модель, имеющая синий цвет.
    Антифриз попал на прилавки магазинов с распадом Советского Союза и первоначально полностью производился за рубежом. Только с 1995 года на авторынке появились отечественные производители этой жидкости. В последующие годы процент отечественного антифриза постепенно увеличивался.
  • Различия по химическим основам. Тосол отечественного производства изготавливался на основе этиленгликоля с добавлением дистиллированной воды. Кроме этого добавлялись различные присадки, изготовленные на основе солей, таких как фосфаты, силикаты или нитраты.
    Антифриз состоит из таких веществ как этиленгликоль, дистиллят, пропиленгликоль и спирт. Особую роль здесь играют органические присадки, которые обеспечивают данной жидкости антипенные и антикоррозийные свойства.
  • По рабочим параметрам. Тосол в процессе своей работы образует на поверхности металлических изделий защитный слой толщиной 0,3-0,5 мм. В связи с этим возможно увеличение уровня расхода автомобилем и значительное снижение эксплуатационного потенциала силового агрегата. В виду наличия в составе фосфатов и силикатов возможно образование на поверхности охладительной системы осадков и гелей различной плотности. Такой процесс может закончиться засорением радиатора и последующим его выходом из строя. Согласно отзывов отечественных автомобилистов тосол теряет свои химические свойства через 30-40 тыс. км. пробега.

Антифриз формирует защитный слой только на тех частях системы, которые в наибольшей степени подвержены коррозийным процессам. Поэтому процесс теплоотдачи практически не нарушается, что положительно сказывается на работе всего автомотора в целом.

Как определить, что залито?

Проверить и распознать с помощью цвета, что залито в авто, не получится. Тосол всегда окрашен в синий оттенок. Но современные антифризы выпускаются и в синем цвете.

Если не знаешь, что залито в машине, то определить тип расходного материала можно по нескольким факторам:

  1. Понюхать и попробовать на ощупь. Антифризы обычно не имеют запаха, а если потрогать жидкость на ощупь, то она будет более маслянистой, в отличие от традиционного Тосола.
  2. Определение типа жидкости можно выполнить по диагностике совместимости хладагента с обычной водой. Надо взять из расширительного бачка немного вещества и смешать ее с водопроводной водой в пропорции 1:1. После емкость с хладагентом ставится в морозильную камеру примерно на один час. Если в результате произошло расслоение жидкостей, смешанное вещество стало мутным и на дне образовался осадок, то вы используете Тосол. Если в систему охлаждения вашего авто залит качественный антифриз, то таких проблем не возникнет.
  3. Еще один фактор — устойчивость к отрицательным низким температурам. Налейте небольшое количество хладагента в отдельную бутылку и поставьте ее в морозильную камеру. При использовании Тосола жидкость быстро замерзнет, если же залит хороший хладагент, этого не произойдет.
  4. С помощью ареометра можно выполнить диагностику показателя плотности вещества. Проверка должна производиться при температуре воздуха 20 градусов. С таким условием параметр плотности хладагента должен составить около 1,073-1,079 г/см3. Если это так, то вы используете антифриз.

Для диагностики можно прибегнуть к старому «дедовскому» способу:

  1. Вам понадобится пластина или другое приспособление из металла. Потребуется и резиновое изделие, к примеру, кусок шланга из системы охлаждения.
  2. Из резервуара под капотом автомобиля возьмите немного жидкости. Надо разливать ее в банку или бутылку, куда также следует поместить пластину и кусок шланга.
  3. Спустя 20 минут посмотрите на результат. Расходный материал российского производства создает защитный слой на всех компонентах охладительной системы. Соответственно, и на пластине, и на куске шланга вы увидите едва заметную пленку. Если же металл с коррозией, а пленка образовалась только там, где присутствует ржавчина, то вы используете антифриз. Извлеките изделия из емкости и проверьте их на ощупь.

Как понять, какой антифриз в автомобиле с завода?

Чтобы понять, хладагент какой марки доливать в охладительную систему, нужно знать, что изначально заливается с завода. Самостоятельно определить это не получится. Точное заключение могут дать только результаты лабораторных исследований. Как вариант, можно обратиться к дилеру или прочитать сервисную книжку по эксплуатации. В ней указывается, хладагент какого стандарта надо использовать.

О смешивании хладагентов и результатах можете узнать из видео, снятого каналом Avto-Blogger.ru.

Можно ли что-то залить, если не знаешь?

Если ситуация экстренная, к примеру, во время движения вам пришлось остановиться из-за перегрева двигателя, то в систему охлаждения можно залить и воду. Если это происходит в холодное время года, то рекомендуем долго не ездить на воде, а доехать до ближайшего СТО или гаража, чтобы решить проблему. Даже при заливе жидкости в теплое время года после эксплуатации авто выполняется промывка охладительной системы. В мороз вода быстро замерзнет, а она имеет свойство расширения, поэтому замерзание приведет к повреждению расширительного бачка и патрубков.

Возможно смешивание только тех хладагентов, которые соответствуют друг другу составом и стандартом. Смешивание Тосола и антифриза не допускается. Это приведет к химической реакции, в результате чего жидкость потеряет свои свойства и не сможет выполнять возложенные на нее обязанности. В системе охлаждения образуются осадки, которые препятствуют нормальной циркуляции расходного материала по магистралям. Из-за потери свойств на внутренних частях радиаторного устройства появится коррозия, которая со временем приведет к серьезным повреждениям агрегата.

Если пришлось смешать Тосол с антифризом, то не оттягивайте процесс замены. Сливать расходный материал обязательно. При смене выполняется промывка мотора, причем процедура повторяется несколько раз. Она делается до того момента, пока из охладительной системы не начнет выходить чистая вода без отложений и следов накипи. Тогда можно считать, что прочистка выполнена успешно. Для промывки допускается применение специальных средств. При заливе учитывайте спецификацию двигателя и рекомендации производителя по использованию антифризов.

 Загрузка …

Можно ли смешивать разные жидкости?

Еще один «народный вопрос» состоит в следующем: что будет, если смешать тосол с антифризом? Родился он не на пустом месте. Более того, у многих автовладельцев имеется несколько канистр с жидкостями разного состава. Вполне закономерный вопрос напрашивается сам собой: если и то и другое охлаждает радиатор, то почему бы все не совместить?

Разбираемся. Отличия антифриза от тосола не велики, но есть несколько факторов. Первый – ГОСТ. Согласно стандарту, ни одна жидкость не должна иметь в составе механических компонентов. Состав исключительно однородный и прозрачный. Разные классы антифризов вполне могут обладать одинаковой цветовой гаммой, но химический состав при этом отличается кардинально. Смешивание даже идентичных охладителей разных изготовителей чревато появлением взвесей и твердых частиц.

Второй – химический состав. Минеральная и синтетическая основа при смешивании гарантировано «производят» мутный осадок, оседающий на стенках радиатора. Накапливание приводит к тому, что последний забивается, помпа не может нормально работать, а двигатель попросту кипит.

Третий – производитель. Можно мешать антифризы одинаковой категории от разных брендов, но это чревато. Да, их характеристики температуры замерзания и кипения могут быть идентичны, но нагрев жидкости наверняка вызовет реакцию, при которой образуются мельчайшие твердые частицы, разрушающие радиатор и помпу через время. Гарантировать бесперебойную работу двигателя никто не возьмется, как и прогнозировать последствия.

Читайте подробней про смешивание антифризов между собой.

Зачем это нужно знать?

Узнать, что залито, Тосол или антифриз, полезно по нескольким причинам:

  1. Автомобиль был недавно приобретен с рук. Логично узнать у предыдущего автовладельца, что используется в охладительной системе и когда последний раз менялся расходный материал. Это позволит узнать чтобы понять, когда надо производить замену.
  2. В работе охладительной системы произошли неисправности. Отопительное устройство стало хуже работать, иногда происходит перегрев силового агрегата. Такие проблемы часто обусловлены использованием некачественного хладагента. Полезно узнать, что конкретно залито в систему, чтобы больше никогда не использовать такой продукт.
  3. Даже если все работает нормально и перегрева двигателя нет, то автовладельцу все равно надо знать, что используется в охладительной системе. Как минимум для того чтобы при нехватке объема хладагента понимать, какую жидкость покупать для добавления.

Что такое антифриз

Антифриз в буквальном смысле переводится как «против замерзания». Этим словом обозначаются любые охлаждающие жидкости любых производителей, в том числе и ТОСОЛ. Неприемлемость английских названий в советское время не позволяла внедриться этому наименованию в российский автомобильный сленг вплоть до распада Советского Союза. В начале 90-х как раз и началась путаница с этим словом, и все стали задумываться над вопросом о том, чем отличается тосол от антифриза.

Если тосол включает в себя строго определённый набор присадок, то антифризом можно назвать любую охлаждающую жидкость с любым набором присадок. Более современные марки охлаждающих жидкостей имеют ресурс до 200-300 тысяч километров, в отличие от устаревшего тосола, который необходимо заменять каждые 30-40 тыс. км.

Антифризы

Название пошло от английского слова antifreeze (против замерзания, незамерзающий). С появлением на рынке доступных по стоимости антифризов у советского обывателя возник резонный вопрос: можно ли смешивать антифриз с тосолом. Ведь рабочую жидкость из системы сливать было жалко, а доливать теплоноситель приходилось регулярно, особенно на отечественных двигателях того времени. И ответ на этот вопрос – категорическое «нет». Технология изготовления и состав жидкостей, как и говорилось выше, абсолютно разные, и их совместная работа будет приводить к повреждениям системы охлаждения и частым вскипаниям во время работы двигателя. Температура кипения тосола и антифриза различаются: 105 ºС против 115 ºС. Такой температурный глайд будет негативно сказываться на работе дисперсной смеси. Карбоксилаты не смешиваются с MEG, образуя коллоидный раствор с выпадением осадка. В критические моменты работы системы этот осадок может выпадать на стенки трубопроводов, сужая проходное сечение и приводить к закипанию жидкости.

Что лучше: тосол или антифриз

Однозначного ответа на этот вопрос не существует, но следует помнить, что семейство тосолов разрабатывали под наши, советские автомобили. Иномарки требуют к себе повышенного внимания, и именно для них в Европе были созданы антифризы. Однако в настоящее время отечественные автомобили производят из большого числа импортных деталей, да и страну постепенно заполняют корейские и китайские модели, двигатели которых оптимизированы под любой теплоноситель. И хотя в сервисе вам, скорее всего, ответят утвердительно на вопрос о том, можно ли смешивать антифриз с тосолом, профессионалы советуют этого не делать. Подумайте о ресурсе жидкости. Тосол меняют через 30-50 тысяч километров, а антифризы – через 240-250 тысяч. Смесь из двух жидкостей придется менять с интервалом тосола, иначе машина начнёт закипать. Да и на вопрос, чем отличается тосол от антифриза, любой продавец в магазине вам ответит, что в первую очередь ценой. Цена последнего в два-три раза выше.

Эволюция охлаждающих жидкостей

Изначально для охлаждения двигателя внутреннего сгорания применялась обычная вода. Ее применение было сопряжено с некоторыми сложностями, а именно: низкой температурой кипения и способностью замерзать при отрицательных температурах

Последнее особенно важно в зимнее время, ведь замерзшая вода в системе охлаждения способна вывести из строя силовой агрегат

Чтобы справиться с этими недостатками, требовались другие жидкости. Вместо воды начал применяться глицерин с добавлением некоторых присадок. Такая смесь обладает более высокими эксплуатационными характеристиками, хотя вскоре обнаружились и недостатки.

  • Во-первых, температура ее замерзания всё же довольно велика;
  • во-вторых, вязкость глицерина выше, чем у воды, и на то, чтобы обеспечить его циркуляцию, требуются дополнительные энергозатраты, т.е. падает КПД двигателя.

Попытки применять метиловый спирт также не увенчались успехом. Главная проблема заключается в том, что метанол активно реагирует с алюминием, в результате двигатель выходит из строя по причине обширной коррозии. Помимо этого, метиловый спирт ядовит, и, попав в организм человека, способен вызвать необратимые нарушения нервной и кровеносной системы. 5-10 мл достаточно для сильного отравления, а 30 мл приводят к летальному исходу. В настоящее время применение метанола в производстве охлаждающих жидкостей строго запрещено.

Довольно долго в состав антифризов и тосолов входил этиловый спирт. К его положительным качествам можно отнести относительную безвредность для человеческого организма, низкую вязкость и низкую температуру замерзания. Низкая температура кипения повышалась при добавлении присадок.

Многие современные охлаждающие жидкости изготавливаются на основе этиленгликоля. Этот спирт отличается интересными свойствами. В чистом виде он замерзает при -13 градусах по Цельсию, а его температура кипения составляет 197 градусов. Если разбавлять его водой, температура замерзания снижается и достигает своего минимума -70 градусов при соотношении этиленгликоля и воды 65 % и 35 % соответственно, далее, по мере добавления воды температура замерзания вновь поднимается. В состав антифризов, как правило, входит 60-процентный этиленгликоль, он начинает кристаллизоваться при – 49 градусах.

Для чего это нужно знать?

Как правило, основная часть автомобилистов имеют четкое представление, какая жидкость находится в расширительном бачке. Но на практике существует очень много ситуаций, когда автомобилисту нужно правильно определить какое вещество используется на данный момент в охладительной системе.

Например:

  1. Автомобиль был недавно куплен и прежний хозяин не удосужился рассказать, какое охлаждающее вещество применяется.
  2. При возникновении в системе охлаждения различных неполадок (закипание жидкости, плохо работает печка) которые требуют незамедлительного ремонта.
  3. Жидкость изменила цвет, и появились характерные сгустки.

Рассолы

Не те рассолы, которые остаются в стеклянной банке после солёных огурцов, а так называемые растворы соли (сокращённо: рассолы) входят в состав многих охлаждающих жидкостей. Моногликоли – основной и практически единственный подвид рассолов, которые используются в автомобильных системах охлаждения. Моноэтиленгликоль (или сокращенно MEG) в чистом виде представляет собой прозрачную жидкость, без запаха, немного сладковатую на вкус. Употребление внутрь чистого этиленгликоля, даже в небольших количествах, неминуемо приводит к летальному исходу. Да и в чистом виде его используют редко. Разведение его водой в пропорции 60 % (и 40 % воды) даёт максимально низкую температуру начала кристаллизации раствора (около -50 ºС). И здесь кроется основной ответ на вопрос, чем отличается тосол от антифриза. В состав тосола входит MEG, а в состав антифриза – нет. Антифриз – это карбоксилатная жидкость. А вот монопропиленгликоль практически не используется в таких системах, хоть он и менее ядовит. Сказывается его высокая стоимость на рынке.

Как отличить тосол от антифриза в бачке?

Существует несколько способов определения типа используемой жидкости, которые, согласно слов бывалых автомобилистов, дают с большой вероятностью правильный ответ.

  1. Провести анализ по запаху. Так стандартный антифриз не имеет запаха, тосол имеет специфический запах.
  2. Изучить жидкость на ощуп. Антифриз на ощуп имеет маслянистую структуру, а тосол не имеет такой особенности.
  3. Прибегнуть к экстренной заморозке. Для этого изучаемое вещество нужно налить в бутылку и поместить в морозильную камеру на 24 часа. В таких условиях отечественная жидкость должна замерзнуть, а антифриз не потеряется своей текучести.
  4. Возможность совместимости расходника с водопроводной водой. Для этого берут немного охлаждающего вещества и заливают в бутылку. Далее в эту бутылку доливают такое же количество проточной воды и ждут 1 час. Если после этого в растворе замечено расслоение и помутнение, то это присуще тосолу отечественного производства. Если жидкость не поменяла своей чистоты и однородности, то это скорое всего качественная антифризная жидкость.
  5. Используя ареометр. Это прибор показывает уровень плотности изучаемого вещества. Применение данного прибора дает достоверные результаты при температуре воздухе не менее +20 градусов. Так если плотность составляет 1,073 – 1,079 г/см3, то это вещество является антифризом.
  6. Использование гаражного способа определения. Для этого способа необходимо выполнить следующие действия:
    • заранее приготавливается металлическая пластина и кусок резинового изделия;
    • из расширительного бачка берется 100 мл. жидкости и выливается в емкость, в которую ложат металлическую пластину и резиновое изделие;
    • через 25 минут резиновые и металлические детали достают из резервуара и тщательно изучают;
    • если защитная пленка образовалась на обеих деталях, то в системе охлаждения залит тосол;
    • если защитная пленка сформировалась только на металлических поверхностях, то это говорит о том, что в системе находится антифриз.
Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FAQ по авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: