Инструкция по регулировке клапанов ВАЗ 2114
- В первую очередь разберите воздушный фильтр до самого корпуса.
- Отсоедините патрубки, находящиеся между клапанной крышкой и фильтром, и патрубок отвода картерных газов.
Снимите клапанную крышку головки блока цилиндров.
Демонтируйте переднюю крышку ремня ГРМ, за которой находится шестерня распредвала, а на ней зубчатый ремень.
5. Демонтируйте свечи зажигания.
- После за крепежный болт шкива генератора поверните коленвал в направлении хода часовой стрелки — так, чтобы произошло совпадение меток на задней крышке зубчатого ремня и шкиве. А потом еще чуть-чуть, приблизительно на 3 зуба шестерни распредвала.
- С помощью набора щупов проверьте зазоры между толкателем первого впускного и третьего выпускного клапанов (отсчет начинайте от приводного шкива) и их торцами. Первый должен быть порядка 0,2 мм (+/- 0,05 мм, не более), второй — 0,35 (погрешность та же).
В случае, когда фактический размер зазора не совпадает с названными значениями, его нужно отрегулировать. Для этого утопите толкатель, закрепите его в нижнем положении, а затем выньте оттуда регулировочную шайбу и замените ее на подходящую.
Далее последовательно прокручивая коленчатый вал на полоборота, поочередно замеряйте и, при необходимости, регулируйте зазоры пятого выпускного и второго выпускного, восьмого выпускного и шестого выпускного, четвертого выпускного и седьмого выпускного клапанов.
По окончанию регулировки клапанов ВАЗ 2114, установите снятые детали в нужные места в обратной последовательности.
О том, что нарушились так называемые тепловые зазоры между клапанами и их толкателями (а именно так это правильно называется, а не «регулировка клапанов»), говорит специфический стук. Мотористы так и говорят: «стучат клапана» и «нужна регулировка клапанов», хотя на самом деле, конечно же, регулируются эти самые тепловые зазоры. И рекомендации, которые я тут приведу, достаточно просты и помогут вам отрегулировать клапана автомобиля ВАЗ 2114 своими руками.
Стучат клапана по разным причинам:
- Вы заправились на «левой» заправке какой-то «мачмалой», а не нормальным качественным бензином. Такое «внутреннее расстройство» мотора, которое не потребует от вас регулировки клапанов, лечится очень просто – качественным топливом. Для моторов ВАЗ 2114, о которых мы говорим – «правильным» бензином являются бензины с октановым числом не меньше 93. И их сегодня производится и продается: А76; А-80; а также АИ-91; АИ-92; АИ-93; А95; АИ95; А-96; АИ-98. Существуют даже бензины с октановым числом более 100, их используют в спортивных автомобилях и только на соревнованиях. Почему я упоминаю их все? А потому что, если на вашем автомобиле застучали клапана от некачественного топлива, то попробуйте долить до полного бака «гораздо более высокооктановый» бензин. Вполне возможно, что болезнь вашего ВАЗ-2114 уйдет сама по себе.
- Нарушился угол опережения зажигания в двигателе вашего ВАЗ-2114, а такое в моторе бывает даже без очевидного внешнего вмешательства. Если угол слишком поздний, то мотор «не тянет», греется, и расход «что у КамАЗа». А если слишком ранний, то – как раз прослушивается тот самый «стук», особенно на холодную или при резких нагрузках. Вот тогда и потребуется регулировка клапанов.
Существует еще целая масса причин, менее существенных, и об этом вам может рассказать любой моторист или автоэлектрик на СТО, и такая процедура (диагностика) сегодня зачастую предоставляется бесплатно (при условии, что какие-то работы вы все-таки проведете именно здесь, и каких-то денег оставите в ЭТОЙ кассе).
Если вы нашли причину, и она заключается в нарушении тепловых зазоров, то операцию по регулировке клапанов можно провести собственными руками – и почти бесплатно.
Посторонние звуки в механизме газораспределения
Стук клапана является самым неприятным явлением, услышать которое может любой автовладелец. Посторонние металлические звуки могут проявляться в силовых агрегатах различной конструкции, например с гидрокомпенсаторами в комплекте или с механическими клапанами. Для моторов с гидрокомпенсаторами причиной может их износ. В результате механизм перестает выдерживать давление масла. В первую очередь следует демонтировать и промыть гидрокомпенсатор. Если это не поможет, лучше всего заменить гидравлические толкатели на аналогичные устройства.
В силовых агрегатах с клапанным приводом механического типа появление стука также возможно. Для устранения постороннего шума производится регулировка клапанов. Для автомобилей, изготовленных АвтоВАЗом, для регулировки используется набор специальных шайб. Для других марок и моделей техники настройка механизма выполняется другими способами.
Неверный зазор в клапанных механизмах является не единственной причиной стука. Посторонние звуки могут проявлять себя в следующих случаях:
- при высокой степени износа кулачка распределительного вала;
- если между посадочным местом толкателя и самим механизмом образовался большой зазор;
- износ одного или нескольких клапанов является распространённой причиной появления стука;
- аналогичные последствия фиксируются при выходе из строя регулировочной шайбы;
- стуки в газораспределительном механизме вызывают износ ремня ГРМ и натяжных роликов.
В любых ситуациях при появлении посторонних звуков проверяется состояние моторного масла. Если смазки недостаточно, падает давление, стук проявит себя практически в 100% случаев. При штатном объеме и давлении масла производится локализация проблемы. Поочередно исключаются сбор в топливной аппаратуре, приводных механизмах, навесном оборудовании. После локализации проблемы определяются особенности стука, проверяется его интенсивность при увеличении и снижении нагрузки. Если посторонний звук усиливается при росте нагрузки, скорее всего необходимо диагностировать ЦПГ и КШМ.
Одной из причин ярко выраженного стука является проблема с ГРМ. В штатном режиме коленчатый и распределительный вал имеют скорость вращения, отличающуюся в 2 раза. При частоте стука, идентичной вращению коленвала, причина именно в ГРМ. После запуска силового агрегата посторонний шум может быть практически незаметен, с увеличение температуры громкость возрастает. Причина – увеличение зазоров в клапанах из-за температурного расширения. При росте нагрузки стук может оставаться неизменным, так как не зависит от режима эксплуатации агрегата.
Полную диагностику мотора необходимо выполнять при первых симптомах неполадки силового агрегата. Обращение к профессионалам – это возможность безошибочно выявить проблему и определить пути ее устранения. В сложных случаях потребуется демонтаж силового агрегата, его разборка, дефектовка и замена поврежденных элементов. В лучшем случае потребуется частичная разборка мотора.
Для продления срока эксплуатации силового агрегата без дефектов и поломок необходимо регулярно выполнять его диагностику и техобслуживание. Для бензиновых автомобилей периодичность замены расходных материалов составляет 10-15 тысяч километров. Дизельные моторы необходимо обслуживать через каждые 7,5-10 тысяч. При эксплуатации техники в жестких условиях периодичность ТО оговаривается индивидуально.
Что делать если стучат клапана
Посторонний шум в двигателе появляется чаще всего на машинах за которыми владельцы не следят, а если и занимаются ими, то от случая к случаю и перерывы у этих случаев, как правило, очень большие. Иллюстрацией к этому может быть анализ причин почему стучат клапана.
Самая распространенная причина — увеличенный зазор между рычагами и кулачками распредвала. И устраняется эта причина элементарно просто — регулировкой клапанов. А, опять же элементарная вещь, которую должен знать каждый водитель — клапана должны регулироваться через каждые пятнадцать тысяч километров пробега. Это обязательное правило.
У нерадивых водителей бывали случаи, когда они вспоминали о клапанах через 70 тысяч пробега, а автослесарь потом не мог ничего с ними сделать, не поддавались регулировке.
Часто беспокоит автовладельцев стук клапанов на холодном двигателе. То есть на холодную в двигателе явный стук, а с прогревом двигателя эти звуки исчезают. Опытные автомобильные слесари объясняют это тем, что на машине имеющей достаточно большой пробег детали изнашиваются и особенно это происходит с деталями силовой установки. Между ними появляются небольшие зазоры, которые в целом не влияют на работу систем в худшую сторону, но проявляют себя в холодном состоянии. Именно из-за этих образующихся зазоров и появляются такие раздражающие водителей звуки. При нагревании металл расширяется, зазоры исчезают, а вместе с этим исчезает и неприятный звук.
Тем не менее это не значит, что к посторонним шумам в движке на холодную надо относиться равнодушно, тем более, если владелец следит за своевременностью всех регулировок. Ведь на холодном двигателе, на холостом ходу могут шуметь коренные или шатунные подшипники коленвала, а это уже очень серьезно. Надо обязательно обратиться к специалистам за диагностикой.
Каждый водитель слышал как стучат клапана на горячую. Особенно при резком увеличении оборотов. Наиболее частой причиной этого является некачественный бензин. Но могут быть и другие причины, например отказал датчик детонации. Или упало давление масла.
Помимо увеличения зазора причинами шума, производимого клапанами могут быть:
- износ кулачков распредвала — в этом случае требуется заменить весь распределительный вал;
- поломка клапанной пружины — если это обнаружено, надо поставить новую пружину;
- возможно необходима регулировка или замена направляющей втулки;
- к стуку клапанов могут приводить совершенно другие причины, например плохо натянутый ремень ГРМ или плохое поступление масла через распредвал на пальцы из-за забитых каналов на РВ.
Определить на слух неопытному человеку, что на ВАЗ 2114 стучат клапана очень сложно. Тем не менее специалисты рекомендуют некоторые народные средства, напоминая, что распредвал крутится в два раза медленнее коленчатого вала и соответственно звук клапанов не должен частить. Для лучшего звуковосприятия предлагают приложить к уху пустую металлическую кружку, а ее поставить на капот. В этом случае звук становится четким и хорошо прослушивается.
Внимательный и опытный водитель всегда прислушивается к звукам своего автомобиля. Если появится незнакомый стук, шум, лязганье в двигателе, он без промедления постарается определить причину и природу этого явления. Если под капотом что-то стучит — это сигнал о той или иной неисправности автомобиля, которая может вылезти — в прямом смысле этого слова — наружу.
Способы крепления на валу каретки
Применяется достаточно большое количество различных способов крепления на валу каретки.
Наибольшее распространение получили:
- Штифт клиновидной формы применялся на протяжении длительного периода, встречается исключительно на детских велосипедах.
- Вал с торцом квадратной формы. Этот вариант встречается крайне часто, клин изготавливается с квадратным сечением. Затяжка проводится при применении винта или гайки. Повысить надежность соединения можно за счет специального пыльника, который изготавливается из пластмассы.
- Торец с шестигранной формой также изготавливается со специальным скосом. Обеспечить заклинивание можно за счет шатуна.
- Шлицевой метод соединения. Этот стандарт получил название OctaLink. Вал каретки делают со сквозным отверстием, затягивание проводится за счет большого полого болта. Стоит учитывать, что в подобном случае применить традиционный съемник не получится.
От способа крепления зависит длительность службы конструкции. Кроме этого, от этого зависит то, какой съемный инструмент требуется при монтаже.
Причины стука клапанов автомобилей ВАЗ
Владельцев автомобилей ВАЗ часто беспокоит, почему в двигателе возникают различные стуки. В частности, почему стучат клапана на холодном двигателе? Этот вопрос не такой простой, как кажется на первый взгляд. Попробуем в нем разобраться.
8 клапанов
СТУКИ ДВИГАТЕЛЯ ПЕРЕДНЕПРИВОДНЫХ АВТОМОБИЛЕЙ ВАЗ
У переднеприводных автомобилей ВАЗ двигатели могут иметь различные цифровые индексы, так как устанавливаются моторы на разные модели автомобилей. Но в основном все силовые агрегаты имеют одну и ту же принципиальную схему, а отличаться могут:
- 8-клапанной или 16-клапанной головкой блока цилиндров;
- Диаметром поршней;
- Карбюраторной или инжекторной топливной системой;
- Незначительными конструктивными особенностями (разными датчиками, конфигурацией коллекторов и проч.).
В частности, на автомобиле ВАЗ 2114 установлен 8 клапанный 4-х цилиндровый двигатель объемом 1,5 литра модели ВАЗ 2111, с системой подачи топлива – типа «инжектор» (распределенный впрыск). Точно таким же двигателем внутреннего сгорания (ДВС) комплектуется ВАЗ 2115 и ВАЗ 2113.
В ДВС могут возникать разные стуки, и не обязательно это стучат клапана. Стуки могут происходить:
- В поршневой группе,
- В кривошипно-шатунном механизме;
- В системе газораспределения;
- В навесном оборудовании (в водяном насосе, генераторе и т. д.).
Почему стучит двигатель, что может быть причиной стука:
- недостаточное количество масла в картере масляной системы;
- износ деталей вследствие длительной эксплуатации;
- заводские дефекты;
- перегрев двигателя;
- эксплуатация мотора на постоянных максимальных нагрузках.
Стук в двигателе ВАЗ 2114 имеет разный характер, определить причину порой непросто даже мастерам, имеющим некоторый опыт в ремонте. Но есть характерные звуки, которые определяются довольно легко:
- резкий «сухой» металлический звук, хорошо слышный при резком нажатии на педаль газа. Так стучат шатунные шейки (вкладыши) коленчатого вала. Это серьезный стук, как минимум, здесь требуется шлифовка коленчатого вала;
- звук среднего тона, при увеличении оборотов создается впечатление, что внутри ДВС что-то перекатывается. Обычно так стучать поршни;
- одиночный щелкающий звук. С увеличение числа оборотов он как бы сливается, и похож на звук работающей швейной машинки. Так обычно стучат детали газораспределительного механизма (распределительный вал, толкатель).ГРМ ( на ремне)
Как стучат клапана, как его определить? Стук клапанов обычно довольно резкий, щелкающий, высокого тона. Стучать может он не один, а сразу несколько. Чтобы понять причину возникновения различных шумов в газораспределительном механизме (ГРМ), необходимо хотя бы немного иметь представление об его устройстве. ГРМ ВАЗ 2114 состоит из следующих элементов:
- распределительный вал.
- распределительная шестерня.
- Ремень ГРМ.
- Толкатели.
- Регулировочные шайбы.
- Впускные и выпускные клапаны.
Принципиально схема работает следующим образом:
- От вращающегося коленчатого вала через ремень ГРМ движение передается на шестерню распределительного вала;
- Шестерня жестко закреплена на распределительном валу (фиксируется шпонкой и крепится болтом) поэтому вал также приводится в движение;
- Кулачки распределительного вала нажимают на регулировочную шайбу, находящуюся в наружной части днища толкателя.
- Толкатель нажимает клапан, клапан при движении коленчатого вала открывается и закрывается, происходит заполнение рабочей смесью в цилиндрах ДВС, совершается рабочий цикл.
Причиной стука может быть любое звено в газораспределительном механизме. Но есть наиболее часто встречающиеся причины:
- Большой зазор между кулачком распределительного вала и толкателем;
- Износ опор распределительного вала;
- Износ посадочного места в головке блока цилиндров (ГБЦ) под распределительный вал;
- Сработанная неровная поверхность регулировочной шайбы;
- Разбивание посадочного места под толкатель в ГБЦ.
Стук подшипников скольжения
Тревожный саундтрек издают как коренные, так и шатунные подшипники скольжения коленвала (вкладыши). У первых проблема характеризуется глухим “металлическим” стуком на малых оборотах двигателя, когда давление в системе смазки низкое, а также при сбросе газа. Если оно находится на критически низком уровне, стук будет звонким и слышным постоянно. В случае с коренными вкладышами он возникает при падении давления в масляной системе, а также при попадании в мотор “левого” некачественного масла, либо не соответствующего по допускам производителя. Кроме того, он может происходить из-за общего износа коренных шеек, когда между ними и опорами блока цилиндров появляется увеличенный зазор.
Звук, возникающий из-за износа шатунных подшипников коленчатого вала, условно говоря, более громкий, резкий и выраженный, особенно, когда водитель “педалирует”, меняя частоту вращения коленчатого вала
В случае со стуком шатунных вкладышей важно не пропустить момент начала проблемы и заглушить двигатель – дальнейшая эксплуатация может привести к заклиниванию двигателя и тогда результат окажется куда дороже. Ездить на автомобиле со стучащими коренными вкладышами тоже не следует, но последствия не будут столь тяжелыми как с шатунными
Определяем источник стука
Бывает так, что из подкапотного пространства доносится стук. Только водитель не сразу может понять, в чем именно причина и кто является источником этого шума. Не стоит сразу же винить клапана, поскольку не одни они способны издавать стуки.
Начинающему автомобилисту довольно сложно при отсутствии опыта эксплуатации и ремонта авто тут же определить, какая именно поломка или неисправность спровоцировала возникновение шумов и стуков. Нехарактерные для исправного двигателя звуки могут издавать подшипники, ремень, коленвал и непосредственно сами клапана. Причем в последнем случае мы слышим достаточно четкий и легко уловимый на слух звук, сопровождающийся металлическим стуком. И доносится он со стороны газораспределительного механизма.
Еще одной характерной особенностью клапанного стука является то, что он не прекращается, в зависимости от оборотов. То есть стук сохранятся, когда двигатель работает на малых оборотах, а также когда водитель, путем нажатия на педаль газа, увеличивает обороты ДВС.
Обычный водитель вряд ли сумеет просто на слух определить, что вышел из строя клапан.
Но все же самостоятельная диагностика является вполне возможной. Для этого нужно сделать следующее:
- открыть капот;
- открутить заглушку, через которую заливается моторное масла;
- оставить двигатель в рабочем состоянии;
- прислушаться;
- если шум нарастает, вина в клапанах;
- либо взять стетоскоп;
- приложить инструмент к зоне, откуда исходит шум;
- прислушаться;
- сделать соответствующие выводы.
Это лишь примерная схема, как определить поломку и поставить диагноз практически в полевых условиях. Разумеется, зачастую правильнее всего будет обратиться в автосервис и пройти комплексную диагностику. Шутить с неисправными клапанами нельзя.
В качестве последствий вы можете столкнуться с поломкой самих клапанов, нарушением работы ГРМ, повышенным расходом топлива и масла, потерей мощности и даже выходом из строя самого двигателя.
Чем дольше вы игнорируете проблему, тем тяжелее и дороже могут в итоге оказаться последствия. Если при прогреве или при разгоне авто услышали металлический стук, отправляйтесь в гараж или СТО. Не затягивайте с диагностикой.
Почему стучит двигатель «на горячую»?
В нашей статье мы расскажем, почему стучит двигатель «на горячую» и появляются непонятные шумы.
Зачастую двигатель начинает стучать при увеличении зазоров между деталями до критической величины. При нормальной смазке и при условии хорошего охлаждения деталей повышенная шумность появляется между деталями, которые имеют между собой зазор в два раза больший от максимально допустимой величины номинального зазора. Отметим, что чем больше зазор, тем сильнее стучит мотор.
Итак, мы разобрались, что мотор стучит из-за ударов одной металлической детали о другую. Это говорит о том, что в этих местах возникают очень высокие нагрузки. Ударные нагрузки быстро разрушают сопрягаемые поверхности, причем скорость разрушения напрямую зависит от силы ударов. А сама сила уже зависит от размера зазора, то есть чем больше зазор, тем быстрее разрушаются сопрягаемые детали. Другими словами можно сказать, что стук в двигателе будет постоянно прогрессировать (становиться сильнее).
Скорость разрушения зависит от многих факторов:
— конструкции двигателя;
— прикладываемых нагрузок к деталям агрегата;
— условий охлаждения мотора;
— наличие полноценной смазки.
Однако, стоит сказать, что некоторые детали двигателя могут работать в таком состоянии (со стуком) на протяжении многих тысяч километров пробега и, напротив, при возникновении ударных нагрузок определенные детали мотора выходят из строя уже через десяток километров.
Двигатель может «застучать» и при допустимом зазоре между сопрягаемыми деталями. Причинами такого стука являются высокие нагрузки на агрегат или же заедание и перекос сопрягаемой детали. После устранения такой проблемы стук обычно пропадает (если детали за время неисправной эксплуатации не успели получить дефекты).
Стук деталей в «горячем» двигателе
Проблема застучавшего двигателя «на горячую» является очень серьезной, так как ее практически невозможно устранить в пути. Максимум что можно сделать – это проверить щупом уровень моторного масла. Недостаток смазки вызывает повреждение сопрягаемых деталей, что и приводит к появлению неприятного стука. Если вам повезет, то после доливки масла до требуемого уровня, мотор стучать перестанет.
Далее следует определить, какие детали двигателя вызывают этот стук. Сначала советуем выяснить, что происходит с двигателем под нагрузкой:
— проявляется ли этот стук с большей силой;
— прогрессирует ли он по времени.
Если же ответы на эти вопросы положительные, то, вероятнее всего, проблема заключается в подшипниках коленвала. Передвигаться с такой неисправностью опасно – в скором времени агрегат выйдет из строя.
Кроме того, стук в двигателе «на горячую» может проявиться в клапанах при увеличении количества оборотов коленчатого вала и одновременном уменьшении давления в системе смазки.
Как правильно определить неисправность и устранить ее — рассмотрим далее.
В тех случаях, когда мотор стучит, нужно проверять не только впускной клапан, но и выпускной. Нужно обеспечить давление в системе, требуемое для нормального функционирования всего агрегата. Отметим, что для удовлетворения этого условия, нужно использовать масло, которое будет соответствовать по своей вязкости к конкретным климатическим условиям вашего региона и сезонности.
Стук клапанов «на холодную», вероятнее всего, вызван изношенностью толкателя. Протекающие толкатели плохо пропускают масло в клапанный механизм, из-за чего и образуется неприятный стук. Устраняется эта проблема регулировкой клапанов.
Если же давление моторного масла находится в норме, то нужно снять клапанную крышку и проверить размер зазоров. Как правило, именно увеличенный зазор и становится причиной возникновения стука, ведущего к износу сопрягаемых деталей. Регулировка зазоров выполняется с помощью специальных щупов, вставляемых в промежуток между верхней частью штока и коромыслом.
В заключение хотелось бы отметить, что появившийся стук в двигателе, тем более, если это произошло «на горячую» — это повод для безотлагательного проведения диагностических и ремонтных работ. Возможно, что для выяснения причин вам придется разобрать весь двигатель, а может и обойдетесь лишь частичной разборкой. Как бы то ни было, но оставлять эту проблему нерешенной нельзя.
Помните, что от правильного диагноза и быстрого решения проблемы зависит, будет ли служить вам двигатель вашего автомобиля или нет.