Отличия в маркировке автопокрышек
Маркировка авторезины дюймовой системой
Занимаясь расшифровкой размеров шин, обратите внимание на букву, стоящую перед габаритами покрышки:
- «Р» — указывает на систему «P-metric», применяемую для , минивэнов, легких пикапов ( с грузоподъемностью до 0,5 тонны). Указанная система очень удобна, ее часто используют производители авторезины.
- «Т» — указанной буквой маркируют «запасные» шины: резину можно применять пока основную автопокрышку не отремонтируют либо заменят.
- «LT» — означает систему «Light Truck-metric», разработанную для грузовиков и транспорта способного транспортировать большие грузы. В эту категорию попадают автомобили с грузоподъемностью до 1 тонны.
- «ST» — указывает на «Special Trailer Service», изделия предназначены для автоприцепов также на них можно осуществлять транспортировку лодок либо авто.
Буквенные значения могут стоять в конце маркировки автошин в таком случае они означают:
- «LT» — шина относится к изделиям, с ранней маркировкой:
- «Numeric» — числовая, автопокрышки предназначены для автомобилей, транспортирующих тяжелые грузы, прицепных трейлеров
- «Wide Base» — покрышки, имеющее широкое основание, производителями изготавливаются такие изделия с диаметром обода от 16,5 дюйма;
- «Flotation» — флотационные, авторезина большого размера, позволяющая машине перемещаться по песчаной поверхности либо грязи.
Авторезина с такой маркировкой подходит для легких, средних, тяжелых автомобилей-пикапов, имеющих грузоподъемность до 1 тонны.
- «С» — авторезина коммерческого назначения, применимая для фургонов и развозных автомобилей, способных транспортировать большие грузы.
Если вначале маркировки отсутствует буквенное обозначение и трехзначная цифра, к примеру, 45R15, то это авторезина с метрическим размером системы Euro-metric, применимой на шинах европейских производителей. Указанная размерность соответствует расшифровке по системе «P-metric», но отличается меньшими нагрузками.
Есть производители, указывающие размеры авторезины и дисков в миллиметрах, к примеру, маркировка Michelin 235/710R460A означает:
- 235 — ширина изделия (235 мм=23,5 см);
- 710 — цифра, обозначающая наружный диаметр авторезины (710 мм =71,0 см);
- 460 — диаметр обода покрышки (460 мм=46 см.);
- А — обозначение асимметричных бортов резины, например, 460А значит, что внешний борт имеет диаметр 45 см, а внутренний 47 см.
Такая нестандартная маркировка разработана для автомобилей с колесами специфического размера, отличающихся бортовыми профилями от стандартных метрических либо дюймовых изделий. Столкнувшись с нестандартными маркировками, их расшифровку лучше узнать у производителя автопокрышек.
Как высота профиля влияет на эксплуатационные качества
Высота профиля влияет на целый ряд параметров. В первую очередь на комфорт. Шины имеющие высокий профиль лучше скрадывают неровности дороги, ямки просто не замечаются. Это плюс, особенно для людей, часто ездящих по грунтовке. Если протектор позволяет, при увеличении внешнего диаметра автошины, можно эффективнее преодолевать бездорожье.
Увеличенный профиль имеет недостатки.
- автомобиль раскачивает на скорости;
- есть риск задеть шиной за элементы подвески или арку;
- могут «врать» показания спидометра.
Чем ниже резина, тем проще управлять автомобилем, он не раскачивается в поворотах и на скорости. Эффективность торможения в большей части случаев будет выше. Недостатки низкопрофильной резины:
- снижение уровня комфорта, покрышки практически не амортизируют удары;
- при наезде на препятствия есть риск повредить покрышку о диск;
- может увеличиваться расход топлива.
Высота профиля покрышки, один из важных параметров. Отвечает за уровень комфорта и управляемость. Выбирать шины по этому параметру стоит, опираясь на рекомендации производителя автомобиля, учитывать особенности эксплуатации.
Системы исчисления
Маркировка покрышки метрической системой
Основные габариты шин прописываются маркировкой, к ним относят:
- Ширина профиля авторезины — расстояние, выраженное в миллиметрах либо дюймах, между наружными сторонами боковин накачанной автопокрышки, без учета возвышений, отделки или поясов. Указанная величина не должна быть больше ширины обода изделия более чем на 30%.
- Серия авторезины. Указывает соотношение ширины и высоты профиля изделия. Позволяет различать резину таким образом:
- низкопрофильная — серия меньше 70%;
- высокопрофильная — в диапазоне 70-82%;
- полнопрофильная — более 85%.
- Конструкция покрышки. Различают радиальные и диагональные автошины. В первом случае волокна кордового слоя размещены перпендикулярно окружности колеса. Во втором варианте нитки корда расположены внахлест. Радиальная конструкция шин больше распространена, такие покрышки обеспечивают лучшее сцепление колес с дорожным покрытием, они более надежны при эксплуатации.
- Радиус колеса.
Как понять, что значит маркировка покрышек? Обозначения на боковой части автомобильной резины наносятся производителями шин. Заводская маркировка бывает в метрической либо дюймовой системе исчисления. К примеру, типоразмер покрышек, маркированных метрической системой 265/75 R15, соответствует обозначение дюймовой системы 31×10.5 R15. Расшифровка указанных обозначений в сантиметрах означает:
- Обозначение 265/75 R15 указывает размеры авторезины:
- 265 — цифра, определяющая ширину автошины (один сантиметр равен десяти миллиметрам, 265 мм= 26,5 см);
- 75 — это процент (75%), определяющий зависимость между высотой профиля автопокрышки и шириной резины (265*0,75=198,8 мм либо 19,9 см), найденное число указывает высоту профиля автошины;
- R — обозначает радиальный тип шин;
- 15 — диаметр колеса, размер указывается в дюймах, перевести указанный параметр в сантиметры можно умножив интересующее цифровое значение на 2,54, так как 1 дюйм равен 2,54 см в итоге получим 15*2,54=38,1.
- Обозначение 31×10.5 R15 расшифровывается:
- 31 — высота колеса (31 дюйм либо 31*2,54=78,7 см);
- 10,5 — ширина автопокрышки (10,5 дюйма или 10,5*2,54=26,7 см);
- R — указывает на радиальный тип автошин;
- 15 — определяет диаметр колеса (15 дюймов либо 15*2,54=38,1 см).
Указанная размерность позволяет высчитать высоту профиля покрышки для этого нужно:
- вычесть из общей высоты автошины ее радиус (78,7-38,1=40,6 см);
- разделить полученное значение на 2 (40,6/2=20,3 см).
Из расчетов видно, что высота профиля авторезины, рассчитанная в метрической системе и дюймовой несколько отличается, в первом варианте 19,9 см, а во втором 20,3 такая погрешность может быть вызвана погрешностью при округлении.
Рекомендуем посмотреть видео о расшифровке размеров шин:
https://youtube.com/watch?v=W4ek51Y_zro
Назначение
Определение глубины протектора с помощью монетки
Эксплуатационные свойства покрышки зависят от таких факторов:
- рисунок и высота протектора;
- состав резины, из которой изготовлено изделие.
Протектор — это канавки, имеющие различную глубину и направление, расположенные на внешней поверхности шины в местах контакта колеса с дорожным покрытием. Основные его назначение заключается в отведении жидкости с области контакта колеса с дорогой, обеспечении «прилипания» резины к дорожному покрытию.
Глубина протектора летней шины указывается производителем изделия, дилер оптимизирует параметры покрышки, состав смеси из которой изготавливается резина под конкретный тип автомобиля. Расчеты выполняются с применением специальных компьютерных программ, которые просчитывают оптимальную глубину рисунка, обеспечивающую наилучшее водоотведение из области контакта колеса с дорожным покрытием.
Шину, если ее протекторный слой истерт, нельзя использовать — это может привести к аварии, затрудненному управлению автомобилем. Определить непригодность покрышки можно по специальным индикаторам износа, или замерив глубину протектора, если высота меньше допустимых размеров, шину стоит заменить.
Как выбрать верное сочетание дисков и покрышек
С требованиями, которым должны отвечать диски, мы разобрались. Поговорим о том, какие шины оптимально подойдут для того, чтобы сделать езду комфортной и безопасной. От того, какие протекторы установлены на автомобиле, во многом зависит его управляемость, маневренность, возможность преодолевать различные препятствия.
Самым простым решением будет выбрать колесо в сборе. Для малоопытных автовладельцев это послужит гарантией того, что шина полностью соответствует характеристикам диска. Еще одним плюсом является пройденная колесом балансировка и полная готовность к эксплуатации.
Если решено выбрать покрышки самостоятельно, важно учитывать несколько моментов.
Внутренний (посадочный) диаметр шины должен совпадать с диаметром диска: если на нем стоит маркировка R14, покупается 14-дюймовая резина.
Обращаем внимание на индекс разрешенной нагрузки и индекс допустимой скорости. Их рекомендованные значения указаны в руководстве по эксплуатации автомобиля, отклонение от установленных параметров может негативно отразиться на ходовых качествах машины.
Обязательно учитываем соотношение ширины обода диска и профиля покрышки
Чтобы добиться идеальной посадки покрышек, первый показатель должен быть равен 70–75 % от второго. Особое внимание обращаем на то, что производители диска указывают ширину обода в дюймах, а на шинах этот же размер обозначен в миллиметрах. Для приведения к единому варианту измерения воспользуемся специальной формулой. Предположим, вы решили выбрать покрышки 195/70 R15. Делим 195 мм на коэффициент 25,4, получаем ширину в дюймах –7,68, которую уменьшаем на 30 %. Итоговый результат 5,38 округляем до стандартного значения, которое находится к нему ближе всего, – 5,5. Это значит, что следует выбирать диск с шириной обода 5,5 дюйма.
Не обходим стороной соответствие диаметра диска ширине шины и высоте профиля. Полная информация, которая поможет правильно выбрать элементы колеса, приведена в таблице:
Как видите, допустимых вариантов сочетания дисков и шин немало. Если придерживаться этих рекомендаций и поэкспериментировать с размерами колес, можно получить хорошие результаты с точки зрения повышения устойчивости, управляемости и проходимости. Однако всегда имейте в виду, что заводской вариант, как правило, является оптимальным для воплощения конструкторских идей в конкретной модели автомобиля. Выбор завода-изготовителя основывается на инженерных расчетах, результатах испытаний и гарантирует стабильные показатели эксплуатации транспортного средства в различных условиях.
Преобразование размера шин
Проверьте маркировку на колесе – вы обязательно найдете размер шины там.
Как узнать размер шин? Хотите знать, что означают размеры автомобильных шин? Вы не знаете, как расшифровать эти цифры и буквы?
Чтобы объяснить это, например, мы разбиваем обозначение 195/50 R15 82T:
- 195 ширина шины, выраженная в миллиметрах
- 50 высота профиля шины. Значение, выраженное в процентах, означает отношение высоты шины к ее ширине. В этом случае значение «50» означает 50 процентов от 195 мм – или 97,5 мм.
- R радиальная конструкция – тип конструкции шины
- 15 диаметр автомобильного колеса (седла), который также является диаметром обода – дан в дюймах. В этом случае это 15 дюймов
- 82 Индекс нагрузки со значением 82
- T рейтинг скорости класса T
Размеры сельскохозяйственных и индустриальных шин выглядят одинаково, но они могут быть более конкретными. Например, обозначение шин XL указывает на так называемые усиленные изделия
Как пользоваться онлайн калькулятором шин?
Пользоваться виртуальным шинным калькулятором очень просто. В левом верхнем углу приложения находятся выпадающие поля. В верхнем ряду вам необходимо выбрать типоразмер вашей оригинальной заводской шины (или просто тех шин, которые стоят на вашей машине в данный момент). Эти показатели вы можете просто посмотреть на профиле шины (боковой поверхности). Первое поле — это ширина шины в милиметрах. Второе поле — это отношение высоты профиля к ширине шины в процентах. Третье поле — это диаметр диска в дюймах.
Во втором ряду вам необходимо указать типоразмер новых шин, т.е. тех шины, которые вы собираетесь купить или уже купили. После этого нажмите на зеленую кнопку «Рассчитать». Шинный калькулятор моментально вычислит различия между шинами и отобразит их в таблице. А именно: диаметр, ширина, длина окружности и высота профиля шины, количество оборотов на километр и изменения клиренса. В первых двух колонках таблицы будут отбражаться параметры старых и новых шин, а в третьей колонке номинальная и процентная разница между ними. В самом низу таблицы будет отображаться наша рекомендация. Если разница в диаметрах превышает 3%, то мы крайне не рекомендуем ставить такие шины, поскольку это может быть опасно.
В самом низу, вы можете видеть два спидометра, которые показывают различия между отображаемой и реальной скоростью в случае смены шин. Вы можете вводить другие значения в левый спидометр с помощью стрелочек или прямо с клавиатуры. Изменения моментально будут отображаться на правом. По умолчанию, рассчитывается разница при скорости 60 километров в час.
Если вам требуется вычислить в дюймах, то просто нажмите на надпись «Дюймы» в переключателе, который находится под зеленой кнопкой.
Источник
Ширина покрышек
Нередко автовладельцы устанавливают на свои машины более широкие покрышки, желая тем самым увеличить сцепление шин с дорогой, и как следствие — улучшить управляемость автомобиля.
Такие шины на самом деле способны улучшить управляемость машины, однако подобная установка будет иметь два побочных эффекта.
Первый — увеличенная ширина покрышек гарантирует повышенный расход топлива.
Второй — более широкие шины могут разительно изменить поведение автомобиля на дороге. Особенно это заметно при движении по колее, которая часто образовывается летом в жару на магистралях.
Владельцу нужно быть готовым к постоянному «выбрасыванию» машины вправо или влево при движении на большой скорости.
Ширина обода
То, как ведет себя шина на дороге, во многом зависит от ее ширины. Широкая покрышка лучше держится на сухом асфальте и меньше подвержена износу. Более узкую резину часто рекомендуют для зимнего сезона. Она лучше выводит из пятна контакта с дорогой воду и снег, более устойчива на рыхлом снегу. Одинаковую по ширине шину можно установить на разные по размерам ободья, что скажется на ее свойствах при эксплуатации.
Производители автомобилей часто указывают в инструкции к ним несколько размеров обода, оптимальных для конкретной марки авто. Лучший баланс свойств и характеристик достигается, если отклонения ширины обода не более + 1″ от рекомендованных размеров. Чем больше значение ширины обода, тем ниже профиль шины.
На практике автолюбители часто поступают, исходя из собственных представлений о комфорте вождения, эстетике и управляемости автомобиля. Руководствуясь данными о диаметре колеса от завода-изготовителя автомобиля, они самостоятельно подбирают к нему диаметр обода. В этом случае размер покрышек подбирается в соответствии с высотой профиля шины.
На что влияют параметры профиля покрышки
На что влияет высота рисунка протектора? Как правило, производители автомобильных покрышек категорически настаивают для каждой модели машины использовать рекомендуемую высоту профиля шины с возможными минимальными отклонениями. Однако, если автомобилист решил увеличить высоту на своем автомобиле, тогда следует готовиться к следующим положительным характеристикам:
- плавность хода;
- увеличение ресурса ходовой части;
- возрастание проходимости авто.
Однако наряду с преимуществами, выполнение этой процедуры повлечет за собой ряд недостатков:
- понижение управляемости автомобиля;
- возможность зацепления. При неправильном выборе профиля, во время езды колесо может цепляться за элементы кузова.
Напротив, при снижении высоты профиля автомобиль получить плюсы и минусы. К числу плюсам можно отнести следующее:
- увеличение управляемости;
- повышение тормозных способностей.
- эффектный внешний вид.
Теперь стоит сказать про минусы, которые могут возникнуть при уменьшении высоты шинного профиля:
- увеличится расход топлива;
- уменьшится ресурс деталей подвески;
- увеличится возможность прокола;
- снизится уровень комфорта.
Маркировка грузовых шин
Радиальные:10.00R20 146/14310 — ширина профиля шины (в дюймах); .00 — обозначение полно профильной шины для грузовых автомобилей.R — радиальная.20 — монтажный диаметр шины (в дюймах).146/143 — индекс нагрузки. 146- для одинарного колеса, 143- для сдвоенных (нагрузка на каждое колесо).
Диагональные:6.15-13/155-136.15 — ширина профиля шины в дюймах.
— — диагональная13 — посадочный диаметр шины в дюймах, а также может обозначаться и в миллиметрах (330).155 — ширина профиля шины в миллиметрах.
Дополнительные обозначения, применяемые производителями шин:
Steel RadialTubelessTube TypeRotationOutsideInsidePSIназначение шинM+SM&Sсимволы-рисункиAll SeasonLeftRightTWI (Tread Wear Indication)Max PressureRainWaterAquaReinforcedSidewallTreadwearTractionTemperatureMax LoadMax PressureMade in Japanдата производстваФирма-производительМодель шиныRadialДата изготовленияна шинах указываются стандарты качества (буква «Е» в кружочке — европейский стандарт, «DOT» — американский)Цифра в кругеDOT
Влияние износа резины на управление автомобилем
С течением времени протектор автопокрышек изнашивается, что неизменно ухудшает управление автомобилем и существенно снижает его устойчивость. Известно, что на мокром асфальте либо грунте увеличивается длина тормозного пути, если шины существенно изношены. В этой связи многие производители делают такой рисунок и глубину протектора, чтобы существенно сократить путь торможения.
Также на мокром дорожном покрытии изношенные автомобильные шины могут послужить причиной возникновения аварийной ситуации. Если величина глубины протектора ниже допустимого значения, может образоваться эффект аквапланирования. Он возникает вследствие того, что задние и передние колеса начинают вращаться с неодинаковой скоростью. Одно из передних колес оказывается на поверхности воды, теряя тем самым сцепление с дорожным покрытием, в результате чего легковой автомобиль подвергается заносу во время движения. Это может привести к тому, что водитель лишится управления машиной и возникнет авария. Изношенные автопокрышки могут стать причиной:
- затрудненного управления при плохой погоде;
- увеличения тормозного пути на льду, снежной или мокрой дороге;
- ухудшения качества торможения за счет уменьшения веса колеса.
Не стоит полагать, что изношенные автопокрышки ухудшают поведение автомобилей лишь в дождливую погоду и снегопад. При езде по сухой трассе существенно уменьшается устойчивость транспортного средства (в первую очередь это касается транспортных средств, лишенных систем EPS, отвечающих за курсовую устойчивость).
Особое внимание производители шин уделяют качеству зимних автопокрышек. При этом в зависимости от типа транспортного средства тщательно продумываются рисунок и толщина протектора, подбирается состав резины, что в совокупности обеспечивает эффективное выведение грязи и снежной каши из места контакта резины с дорожным покрытием, что, в свою очередь, влияет на качество управления
Качественные зимние покрышки даже без специальных шипов способны обеспечить необходимое сцепление с поверхностью асфальта или грунта.
Шины с высоким профилем
Обычно к шинам с высоким профилем относят резину, второе число маркировки которой ровняется или больше 80. Такие колеса часто применяются на пикапах, внедорожниках, грузовиках и прочем коммерческом транспорте. В нижепредставленных таблицах приведен обзор основных достоинств и недостатков шин с высоким профилем.
Таблица — Основные преимущества резины с высоким профилем
Преимущества | Примечание |
Комфорт при движении по плохому дорожному покрытию | Резина более мягко преодолевает ямы, ухабы и прочие элементы бездорожья |
Хорошее поглощение ударов | Снижение нагрузки на подвеску и предохранение дисков от повреждений |
Таблица — Обзор основных недостатков шин с высоким профилем
Недостаток | Примечание |
Плохая управляемость при движении по качественному бетонному или асфальтному покрытию | Шины с высоким профилем сильно деформируются при боковой нагрузке. Транспортное средство с запозданием реагирует на повороты рулевого колеса. При движении на достаточно высокой скорости автомобиль начинает плохо держать дорогу. |
Необходимость уменьшения размеров колесного диска | В одинаковые колесные арки вмещаются большие диски с низкопрофильными шинами или маленькие, но с резиной с высоким профилем. Из-за этого приходится уменьшать размер тормозных механизмов, что значительно ухудшает интенсивность остановки транспортного средства. |
Неправильные показания спидометра и одометра | Риск получения штрафа за превышение скорости из-за неправильной информации на спидометре. Ложное мнение об ухудшении динамики и увеличении расхода топлива. |
Размер ширины шины в дюймах
Европейские автопроизводители – приверженцы метрической системы мер. Азиатские страны в своём большинстве также используют именно эту систему. А вот в США и Великобритании используется английская система мер, в которой расстояния измеряются в дюймах, футах, ярдах, милях и т.д.
Тем не менее, для легковых автомобилей в Америке используют стандартную маркировку, известную как P-metric. Однако на шинах, предназначенных для грузовиков, автомобилей внедорожного класса (включая кроссоверы), а также для спортивных авто, используется несколько иная маркировка типа 31×10.5R15LT.
Здесь первая цифра указывает на внешний диаметр покрышки, ширина резины обозначается цифрой, идущей после символа «х», а после буквы «R» указывается посадочный диаметр. Последние две буквы – обозначение целевого сегмента, в нашем случае это лёгкие грузовики (Light Truck).
Все размеры здесь указаны исключительно в дюймах. Таким образом, при переводе в миллиметры мы получим 10.5х2.54=26.67, что примерно соответствует стандартной ширине 265 для шин с метрическим обозначением размеров.
Как видим, здесь ширина резины, измеряемая в дюймах, никак не коррелирует с профилем, зато указывается внешний диаметр покрышки, что интуитивно более значимый показатель.
Методы определения диаметра колеса велосипеда
Чтобы узнать диаметр, воспользуйтесь одним из пяти приведенных методов.
1.Обозначение на покрышке.
Наиболее легкий способ. Чтобы определить размер и диаметр колеса велосипеда по покрышке, изучите маркировку, содержащую два числа, разделенных чертой.
В классическом варианте два числа выглядят следующим образом:
- диаметр велосипедного колеса, дюймы;
- ширина профиля покрышки, дюймы.
К примеру: 44.4/406.
По ISO:
- высота профиля, мм;
- посадочный диаметр обода, мм.
К примеру, 20/1.75.
Исходя из универсальной маркировки ISO, можно вычислить диаметр обода:
- 20/1.5 – 2.125. Обод – 406 мм.
- 24/1.5 – 2.125. Обод – 507 мм.
- 26/1 – 2.35. Обод – 559 мм.
- 27/1 – 1.75. Обод – 622 мм.
- 28/1 – 175. Обод – 622 мм.
- 29/1.75 – 2.35. Обод – 622 мм.
2.Обозначение на ободе.
Также один из простых способов, где нет необходимости проводить измерения самостоятельно. Маркировка используется на обод (мм), где два числа через «x» обозначают:
- посадочный диаметр;
- ширина колеса.
К примеру, ETRTO 622×19 или ETRTO 622×14.
Исходя из посадочной величины, определяется размер самой покрышки.
3.Измерить радиус
Чтобы узнать, какой диаметр колес на велосипеде, вычислите радиус с помощью обычной сантиметровой ленты.
Порядок действий:
- Расположите велосипед прямо и перпендикулярно к поверхности.
- Замерьте промежуток от втулки до земной поверхности, то есть от центра до наружного края покрышки. Эта величина и есть радиус колеса.
- Умножьте значение на два, чтобы узнать диаметр.
Для измерений лучше воспользоваться деревянной или металлической линейкой – так вы получите наиболее точные значения.
Таким способом можно узнать, какой диаметр колеса велосипеда в сантиметрах. Чтобы перевести величину в дюймы, поделите на 2,54.
Например, радиус равен 35,5 см. Значит, диаметр равен 35,5*2, то есть 71 см. Делим на 2,54 и получаем величину в дюймах – 27,9. Округляем до целого числа, получаем 28 дюймов.
4.Система ISO
Международная организация стандартизации (ISO) ввела общий способ определения величины колеса. Данный метод используют все производители.
Его принципиальное отличие в том, что радиус измеряется от втулки до внутренней границы покрышки. Такой способ исключает погрешности, связанные с различием в ширине протектора. Потому что протектор иногда может не соответствовать ободу. Например, широкие шины могут использоваться на неровной местности, а узкие – на шоссе или магистралях.
Измерения по ISO, содержат величины (мм):
- ширина покрышки;
- диаметр обода.
При обозначении сначала прописывается ширина. К примеру, 53,3 х700 или 56×550. Чтобы определить размер колеса велосипеда и его диаметр в дюймах, поделите полученную величину (мм) на 25,4.
Метод по ISO – наиболее точный способ для определения размера велосипедного колеса.
5.Используя длину окружности
Вычислить размер колеса можно через длину окружности. Это значение также может пригодиться при точной настройке следующих деталей велосипеда:
- компьютерное устройство;
- одометр;
- спидометр.
Для определения диаметра нужно разделить длину окружности на число Пи, то есть на 3,14. Чтобы узнать размер колеса на велосипеде в дюймах, поделите полученное значение (см) на 2,54 и округлите до целого.