Как замерить размер цилиндр двигателя

Устройство и принцип функционирования

Нутромеры – это инструменты для нахождения внутренних размеров (диаметров отверстий, пазов и т. д.). Они рассчитаны на случаи, когда недоступно применение других инструментов в виде рулетки либо линейки или они недостаточно точны. Рассматриваемые приборы применяют в автосервисах, механосборочных цехах, слесарных мастерских, например, для замера цилиндров двигателя.

Общепринятой классификации данных устройств не создано, однако нутромеры дифференцируют на основе различных параметров. Так, по конструкции их подразделяют на шариковые, цанговые и др., по варианту отсчетного устройства – на индикаторные и др., по контакту с определяемой поверхностью – на кромочные и др. Наиболее известна и обширно распространена классификация, основанная на совокупности конструктивных особенностей нутромеров и их назначении:

  • Конструкция микрометрических моделей, включает соединенные колпачком микрометрический винт и барабан, стебель со сферическим наконечником, предохранительный колпачок, стопор. К тому же их комплектуют несколькими удлинителями и мерой. Головку вариантов с верхним значением измерений более 1250 мм оснащают индикатором часовой конструкции с интервалами делений в 0,01 мм. Рассматриваемые приборы производят на основе ГОСТ 17215. Встречается пять типоразмеров таких моделей с различными рабочими диапазонами: от 50 до 2500 мм. Варианты с часовым индикатором представлены еще в трех типоразмерах с диапазоном от 1250 до 10000 мм. Устройства данного типа ввиду хороших метрологических параметров (точность и погрешность равны около 0,01 и 0,006 мм соответственно) обычно применяют для точной проверки размеров.
  • Индикаторные нутромеры включают два основных узла: индикатор с часовым циферблатом и измерительную часть, представленную двумя стержнями (подвижным, служащим для монтажа сменных вставок, и находящимся в корпусе неподвижным). Кроме того, в корпусе размещена система подвижных рычагов. Индикаторные приборы подходят для отверстий диаметром от 6 мм и имеют погрешность в 0,025-0,15 мм. Движение стержня и цена деления составляют 1-10 и 0,001-0,01 мм соответственно.

Первые простейшие модели нутромеров появились около XVII в. Данные инструменты были выполнены в виде циркулей с отогнутыми наружу концами ножек. Современные начальные модели, называемые штихмассами, представлены трубками либо стержнями с наконечниками сферической формы. Они рассчитаны на крупные отверстия диаметром 100-2500 мм.

Принцип их функционирования состоит в передаче величины перемещения подвижного стержня на отсчетное устройство посредством передаточного механизма. Нутромеры оснащают передаточными механизмами различного типа, что также определяет сферу применения. Так, варианты с рычажными, конусными и клиновыми передачами рассчитаны на небольшие отверстия. Конусные модели (кромочные со стрелочной головкой либо шкалой с нониусом, цанговые, шариковые в трех типоразмерах) применяют для малых отверстий (от 0,2, от 0,95, 3-18 мм соответственно). Большинство индикаторных нутромеров оснащают передаточными устройствами рычажного либо клинового типа. Рабочий диапазон для них составляет от 3 до 1000 и от 18 до 50 мм соответственно.

Еще одним классификационным признаком для нутромеров является количество точек соприкосновения с поверхностью.

Только пассиметры имеют три наконечника, один из которых подвижен. Такие устройства имеют рабочий диапазон от 19 до 120 мм. Кроме того, для дифференциации нутромеров используют форму контактной поверхности (плоская, кромочная и др.).

Отдельно следует отметить электронные модели. Они представлены модификациями микрометрических нутромеров, оснащенными электронной головкой с цифровым отсчетом. Как и для механических аналогов, принцип измерения такими приборами основан на сравнении с мерой, в качестве которой в данном случае применяется высокоточное кольцо.

Уход за инструментом

Чтобы нутромер служил долго, важно не покупать самую дорогую зарубежную модель, а обеспечить за инструментом правильный уход. Все измерительные приборы требуют особого внимания к условиям хранения и эксплуатации

Нутромер не является исключением, поэтому чтобы инструмент долго служил, необходимо:

  1. Хранить его в отапливаемых помещениях, и не допускать значительных перепадов температуры.
  2. При работе не ронять инструмент (особенно стрелочные модели), а также исключить вероятность его контакта с агрессивными средами или водой.
  3. Если прибор поставляется в упаковке, то именно в ней его необходимо хранить.

Из строя прибор может выйти при неправильной его эксплуатации, поэтому рекомендуется предварительно изучить инструкцию по применению инструмента. Рассмотрев конструкцию, разновидности, типы, а также особенности настройки и применения нутромеров, не составит большого труда воспользоваться инструментами при возникновении такой необходимости.

Публикации по теме

Учимся правильно пользоваться пузырьковыми строительными уровнями

Индикаторная отвертка и ее применение

Виды резьбомеров и особенности определения шага резьбы на болтах и гайках

Учимся делать измерения разными видами микрометров

Объём двигателя

Формула расчета цилиндра известна еще со школьной программы – объем равен произведению площади основания на высоту. И для того чтобы вычислить объем двигателя автомобиля либо мотоцикла также нужно воспользоваться этими множителями. Рабочий объём любого цилиндра двигателя рассчитывается так:V=πr²h где,

h — длина хода поршня мм в цилиндре от ВМТ до НМТ (Верхняя и Нижняя мёртвая точки)

r — радиус поршня мм

п — 3,14 не именное число.

Как узнать объем двигателя.

Для расчета рабочего объема двигателя вам будет нужно посчитать объем одного цилиндра и затем умножить на их количество у ДВС. И того получается:

Vдвиг = число Пи умножено на квадрат радиуса (диаметр поршня) умноженное на высоту хода и умноженное на кол-во цилиндров.

Поскольку, как правило, параметры поршня везде указываются в миллиметрах, а объем двигателя измеряется в см. куб., то для перевода единиц измерения, результат придется разделить еще на 1000.

Заметьте, что полный объем и рабочий, отличаются, так как поршень имеет выпуклости и выточки под клапана и в него также входить объем камеры сгорания. Поэтому не стоит путать эти два понятия. И чтобы рассчитать реальный (полный) объем цилиндра, нужно суммировать объем камеры и рабочий объем.

Определить объем двигателя можно обычным калькулятором, зная параметры цилиндра и поршня, но посчитать рабочий объем в см³ нашим, в режиме онлайн, будет намного проще и быстрее, тем более, если вам расчеты нужны, дабы узнать мощность двигателя, поскольку эти показатели напрямую зависят друг от друга.

Расчет объема ДВС калькулятором

Чтобы посчитать объем интересующего вас двигателя нужно внести 3 цифры в соответствующие поля, — результат появится автоматически. Все три значения можно посмотреть в паспортных данных автомобиля или тех. характеристиках конкретной детали либо же определить, какой объем поршневой поможет штангенциркуль.

Таким образом, если к примеру у вас получилось что объем равен 1598 см³, то в литрах он будет обозначен как 1,6 л, а если вышло число 2429 см³, то 2,4 литра.Также замете, что при одинаковом количестве цилиндров и рабочем объеме двигатели могут иметь разный диаметр цилиндров, ход поршней и мощность таких моторов так же будет разной. Движок с короткоходными поршнями очень прожорлив и имеет малый КПД, но достигает большой мощности на высоких оборотах. А длинноходные стоят там, где нужна тяга и экономичность.

Следовательно, на вопрос «как узнать объем двигателя по лошадиным силам» можно дать твердый ответ – никак. Ведь лошадиные силы хоть и имеют связь с объемом двигателя, но вычислить его по ним не получится, поскольку формула их взаимоотношения еще включает много разных показателей. Так что определить кубические сантиметры двигателя можно исключительно по параметрам поршневой.

Зачем нужно проверять объем двигателя

Чаще всего узнают объем двигателя когда хотят увеличить степень сжатия, то есть если хотят расточить цилиндры с целью тюнинга. Поскольку чем больше степень сжатия, тем больше будет давление на поршень при сгорании смеси, а следовательно, двигатель будет более мощным. Технология изменения объема в большую сторону, дабы нарастить степень сжатия, очень выгодна — ведь порция топливной смеси такая же, а полезной работы больше. Но всему есть свой предел и чрезмерное её увеличение грозит самовоспламенением, вследствие чего происходит детонация, которая не только уменьшает мощность, но и грозит разрушением мотора.

Источник

нутромер для измерения диаметра цилиндра

В разделе Сервис, Обслуживание, Тюнинг на вопрос как измерять внутренний диаметр цилиндра двигателя ВАЗ2101для подбора ремонтных колец ? заданный автором Олег Кошмак лучший ответ это Какие такие «ремонтные кольца»? Цилиндр замеряется нутромером в трёх поясах попеременно под углами 0 и 90 градусов (всего 9 измерений). После измерений делается вывод о геометрии цилиндра (износы бывают эллипс — по окружности, бочка, седло, конус, обратный конус по высоте). Все отклонения от формы нормированы. Только потом принимается решение оставить ли цилиндр без расточки и просто установить в него кольца того же размера, что и был (только новые) , или растачивать цилиндр. Кто вам сказал про «ремонтные кольца».

Ответ от 2 ответа

Привет! Вот подборка тем с ответами на Ваш вопрос: как измерять внутренний диаметр цилиндра двигателя ВАЗ2101для подбора ремонтных колец ?

Ответ от Николай РоговскийДвигатель разобран помыт берем блок цилиндров и геометрию цилиндров замеряет спец лучше расточник нутромером если износ большой ремонтные кольца не помогут только расточка и лучше ее сделать еа координатке.

Ответ от Denver DenverНутромер вам в помощь.

Ответ от сергей соколовштангелем, там всё равно допуск есть

Ответ от Михаил МасловЕсли у Вас нет возможности расточить все цилиндры под ремонтный размер, то сразу ремонтные кольца устанавливать не следует. Вставьте нормальное кольцо в цилиндр и продвигая его внутрь с помощью старого поршня смотрите на зазор. Практика показывает, что вверху и внизу зазор минимальный. А в середине наибольший. Если зазоры очень большие (до 2,5мм) , то вероятно цилиндр уже был в расточке. В этом случае в него надо установить кольца «первого» или «второго» ремонта. Но при этом в верхней и нижней части цилиндра зазор не должен исчезнуть, иначе сорвёт головку поршня. Если на краях цилиндра зазора нет, а в середине он есть, то торец замка кольца можно слегка подточить. После замены колец потребуется поездить для их притирки.

Ответ от Ёергей Григорьевес-сно нутромером, но делать это должны компетентные специалисты-токари

Ответ от ГригорийНутромером или самими кольцами.

Ответ от 2 ответа

Привет! Вот еще темы с нужными ответами:

Как читать показания штихмаса?

Когда вращение барабана прекращается и микрометрический винт перестает двигаться, стопором закрепляют его и начинают смотреть на показания прибора. Он состоит из двух шкал, расположенных перпендикулярно друг к другу. Одна, основная, находится на стебле прибора. Цена одного деления на ней 1 мм. Когда пятка прикасается к микрометрическому винту, ноль на шкале барабана совпадает с нолём шкалы на стебле. Шкала барабана разделена 50 делениями. Цифры стоят через каждые 5 делений. Цена каждого 0,01 мм. Поэтому при полном повороте барабана винт сдвигается на 0,5 мм.

Но на стебле есть своя шкала. Ее длина 13 мм. Цена деления на ней 0,5 мм и 1 мм. Поэтому сначала оценивают показания на стебле. Затем смотрят на показания на фаске барабана. Складывают эти цифры. Но это еще не все. В большинстве случаев при измерении используется удлинитель. Его длину тоже нужно прибавить к полученному значению.

Максимальная длина без удлинителя 63 мм. Чтобы прикрепить удлинитель к прибору, снимают гайку со стебля. Устанавливают нужное количество удлинителей и закручивают гайку на конец последнего.

Самый короткий удлинитель 13 мм, самый длинный – 600 мм. Кроме них есть размером 25, 50, 100, 150 и 200 мм.

Что такое рабочий объем двигателя

Рабочим объемом двс считается сумма объема всех цилиндров мотора. От этого показателя отталкиваются автомобилисты, планируя покупку авто. Благодаря данной цифре можно определить, на сколько километров хватит очередной заправки. Во многих странах на этот параметр ориентируются, определяя, какой налог должен заплатить хозяин транспортного средства. Что же такое рабочий объем, и как он вычисляется?

В двигателях внутреннего сгорания тепловая энергия преобразуется во вращательную. Данный процесс происходит следующим образом.

В камеру сгорания через впускной клапан поступает смесь воздуха и топлива. Искра от свечи зажигания воспламеняет горючее. В результате образуется небольшой взрыв, который толкает поршень в низ, благодаря чему происходит вращение коленчатого вала .

От литража мотора зависит, насколько сильным будет этот взрыв. В автомобилях с атмосферными двигателями объем цилиндра – ключевой фактор, определяющий мощность силового агрегата. Современные автомобили оснащаются дополнительными нагнетателями и системами повышения КПД мотора. Благодаря этому мощность увеличивается не от количества поступающей топливной смеси, а за счет повышения производительности процесса горения, и использования всей высвободившейся энергии.

Вот почему малый объем турбированного двигателя не обязательно означает, что он маломощный. Примером тому служит разработка фордовских инженеров – система EcoBoost. Вот сравнительная таблица мощностей некоторых типов двигателей:

Тип двигателя:Объем, литрыМощность, лошадиные силыКарбюраторный1,675Инжекторный1,5140Duratec, многоточечный впрыск1,6125EcoBoost1,0125

Как видно, не всегда увеличенный литраж означает большую мощность. Конечно, чем сложнее система впрыска топлива, тем дороже двигатель в обслуживании, но такие моторы будут более экономичными и будут соответствовать экологическим нормам.

Особенности расчета

Как высчитывается рабочий объем двс? Для этого существует простая формула: h(ход поршня) умножается на площадь сечения цилиндра (площадь круга – 3,14*r2). Ходом поршня считается высота от его нижней мертвой точки до верхней.

Большинство двигателей внутреннего сгорания, которые устанавливаются в автомобили, имеют несколько цилиндров, и все они одинакового размера, поэтому полученную цифру нужно умножить на количество цилиндров. Результатом будет рабочий объем мотора.

Полный объем цилиндра – это сумма его рабочего объема и объема камеры сгорания. Вот почему в описании характеристик автомобиля может стоять показатель: объем двигателя – 1,6 литра, а рабочий объем – 1594 см3.

О том, как данный показатель и степень сжатия влияют на показатель мощности двс, можно прочитать здесь .

Коробление и износ блока цилиндров. Зазор между поршнем и стенкой цилиндра

Коробление и износ блока цилиндров

1. Протрите верхнюю поверхность блока цилиндров. С помощью линейки и щупа измерьте ее коробление в шести точках, показанных на рисунке.

Предельное коробление: 0,04 мм

2. Если результат измерений превышает указанный предел, обработайте поверхность блока. Степень обработки поверхности блока цилиндров определяется состоянием поверхности головки цилиндров.

Неровность поверхности головки цилиндров «А».

Неровность поверхности блока цилиндров «В».

Максимальный предел обработки следующий: А + В = 0,7 мм Номинальная высота блока цилиндров от центра коленвала: 252,95 — 253,05 мм

3. Если необходимо, замените блок цилиндров.

1. Используя измеритель диаметров отверстий, определите внутренний диаметр цилиндра.

Измерения проводятся в 6 положениях: сверху, в центре, внизу (А, В, С) и по 2 осям (ХиУ), что позволит оценить степень износа, овальность и конусность цилиндров.

Стандартный внутренний диаметр:

86,000 — 86,030 мм Предельный износ: 0,20 мм Если зазор оказался больше нормы, сделайте расточку всех цилиндров. При необходимости замените блок цилиндров.

Предельная овальность (X — Y):

0,015 мм Предельная конусность (А-В-С):

2. Проверьте наличие задиров и заклинивание. Если имеется заклинивание, сделайте хонингование.

3. Измерьте диаметр юбки поршня.

Диаметр поршня «А»:

Стандарт: 85,920 — 85,950 мм Точка измерения «а» (расстояние от верха): 58,0 мм

4. Убедитесь, что зазор между поршнем и стенкой цилиндра в допустимых пределах.

• Выполните вычисление на основе значений наружного диаметра юбки поршня и внутреннего диаметра цилиндра (ось X, положение В):

Зазор между поршнем и стенкой = диаметр отверстия — диаметр поршня «А»: 0,070 — 0,090 мм (при температуре +20°С).

• Если зазор превышает норму, замените поршень в сборе с пальцем.

• Если блок цилиндров или поршни меняются на новые, подберите поршни следующим образом:

Если устанавливается новый блок цилиндров:

• Определите класс диаметра цилиндра (1, 2 или 3, номер расположен на левой стороне задней поверхности блока цилиндров) и подберите поршень такого же класса.

• Номер детали присваивается поршню и поршневому пальцу в сборе.

При повторном использовании старого блока цилиндров:

• Измерьте внутренний диаметр цилиндров.

• Опеределите класс цилиндра по проведенным измерениям и подберите для него поршень того же класса, см. таблицу.

Таблица подбора поршня:

5. Определите увеличенный размер поршня в зависимости от степени износа цилиндра.

Поршни увеличенного размера (на 0,25 и на 0,5 мм) имеются в ремонтном комплекте, см. раздел «Ремонтные данные и спецификации». При использовании поршня ремонтного размера отхонингуйте поверхность цилиндров, чтобы зазор был в пределах нормы. Не забудьте, что в этом случае также необходимо использовать поршневые кольца увеличенного размера.

6. Размер диаметра расточки цилиндра двигателя определяется сложением зазора поршень-стенка цилиндра и диаметра «А» поршня.

Вычисление диаметра расточки цилиндра: D = А + В — С, где D: Диаметр расточки А: Диаметр поршня В: Зазор

С: Припуск на хонингование 0,02 мм

7. Сделайте расточку цилиндров.

• Если необходимо расточить какой — либо из цилиндров, все другие цилиндры также следует расточить.

• Не растачивайте слишком сильно за один проход. Максимум — на 0,05 мм или близко к этому.

8. Отхонингуйте поверхность цилиндров, чтобы получить указанный зазор.

9. Измерьте овальность и конусность обработанных цилиндров.

• Измерение должно выполняться после того, как цилиндр двигателя остынет после хонингования.

— Коробление верхней поверхности… Коробление верхней поверхности блока цилиндров • Удалите с контактной поверхности блока цилиндров следы герметика,’ старой прокладки, масла, нагара и т.д..… — Проверка. Осевой люфт коленвала.… Осевой люфт коленвала • При помощи индикатора измерьте осевой люфт коленвала, перемещая его вперед и назад. Осевой люфт коленвала: Стандартный:… — Коленвал. Внутренний диаметр… 1. Проверьте коренные и шатунные шейки коленвала на наличие задиров, износа или расколов. 2.0 помощью микрометра измерьте овальность и конусность… — Порядок подбора поршней Когда используется новый блок цилиндров • Проверьте класс цилиндров сзади блока цилиндров (1,2 или 3) и подберите поршни того же… — Ремонтные данные и спецификации… Подшипники шатунов Стандартный размер Номер сорта Толщина «Т», мм Ширина «W», мм Цвет маркировки 0 1,492 — 1,496 22,9 -…

Устройство и обслуживание автомобилей Тойота

  • Home
  • Проверка состояния поршня и шатуна

Особенности технология гильзования

Компания «Точная работа» применяет профессиональные нутромеры, которые позволяют измерить внутренние линейные размеры цилиндрических отверстий с точностью до 0,01 мм. В процессе проведения диагностики наши опытные мастера делают заключение о состоянии поверхностей и необходимости гильзовки цельнолитого блока цилиндров или ремонте (замене) заводских гильз.

Стоимость и сложность ремонта гильз цилиндров поршневой группы зависят от конструктивных особенностей двигателя и типа используемых гильз:

  • замена «мокрых» гильз (соприкасаются с охлаждающей жидкостью) – технологически несложный процесс, который может выполняться вручную;
  • установка «сухих» гильз (не соприкасаются с охлаждающей жидкостью) более трудоемка, насыщена различными вспомогательными работами и должна выполняться силами опытных мастеров с применением спецоборудования и химических составов.

Большинство современных двигателей внутреннего сгорания обустроены именно «сухими» гильзами и должны ремонтироваться профильными специалистами.

Независимо от типа гильзы они должны быть прочными, устойчивыми к высоким температурам и не бояться коррозии.

Как читать показания штихмаса?

Когда вращение барабана прекращается и микрометрический винт перестает двигаться, стопором закрепляют его и начинают смотреть на показания прибора. Он состоит из двух шкал, расположенных перпендикулярно друг к другу. Одна, основная, находится на стебле прибора. Цена одного деления на ней 1 мм. Когда пятка прикасается к микрометрическому винту, ноль на шкале барабана совпадает с нолём шкалы на стебле. Шкала барабана разделена 50 делениями. Цифры стоят через каждые 5 делений. Цена каждого 0,01 мм. Поэтому при полном повороте барабана винт сдвигается на 0,5 мм.

Но на стебле есть своя шкала. Ее длина 13 мм. Цена деления на ней 0,5 мм и 1 мм. Поэтому сначала оценивают показания на стебле. Затем смотрят на показания на фаске барабана. Складывают эти цифры. Но это еще не все. В большинстве случаев при измерении используется удлинитель. Его длину тоже нужно прибавить к полученному значению.

Максимальная длина без удлинителя 63 мм. Чтобы прикрепить удлинитель к прибору, снимают гайку со стебля. Устанавливают нужное количество удлинителей и закручивают гайку на конец последнего.

Самый короткий удлинитель 13 мм, самый длинный – 600 мм. Кроме них есть размером 25, 50, 100, 150 и 200 мм.

Принцип действия микрометрического штихмаса

Инструмент помещают внутрь измеряемого отверстия. Начинают вращать барабан. Он соединён с измерительным наконечником, который под воздействием барабана выдвигается, пока не упрётся в стенку измеряемого отверстия. Если же сразу размер штихмаса был больше измеряемого расстояния, то наконечник ввинчивается внутрь, пока прибор не поместится в нём.

Но размеры стебля прибора ограничены. Чтобы измерить отверстие, длина которого превышает длину нутромера, используют удлинители. Они имеют постоянный размер. Он обозначен на внешней поверхности прибора. В каждом комплекте для измерения штихмасом есть несколько удлинителей разной длины.

Индикаторный штихмас

Это может быть устройство, по внешнему виду напоминающее циркуль. Его подпружиненные ножки на концах загнуты наружу. Это измерительные поверхности. Ножки такого кронциркуля-штихмаса сдвигаются и раздвигаются винтом.

Другие модели выполнены в форме стержня (направляющая втулка), с одного конца которого находится круглая шкала со стрелкой.

Внутри направляющей втулки есть два стержня разной длины. Тот, что покороче, прикасается к головке. В нем находится движок и стержень для измерения.

Вначале прибор устанавливают на нужный размер. Движок с пружиной передаёт движение на индикатор. Стрелка двигается и указывает отклонение размера.

Индикаторный штихмас

Это может быть устройство, по внешнему виду напоминающее циркуль. Его подпружиненные ножки на концах загнуты наружу. Это измерительные поверхности. Ножки такого кронциркуля-штихмаса сдвигаются и раздвигаются винтом.

Другие модели выполнены в форме стержня (направляющая втулка), с одного конца которого находится круглая шкала со стрелкой.

Внутри направляющей втулки есть два стержня разной длины. Тот, что покороче, прикасается к головке. В нем находится движок и стержень для измерения.

Вначале прибор устанавливают на нужный размер. Движок с пружиной передаёт движение на индикатор. Стрелка двигается и указывает отклонение размера.

Калькулятор расчета объёма двигателя

Объем двигателя автомобиля – величина постоянная, не изменяющаяся с годами эксплуатации. От этого значения силового агрегата главным образом зависит количество выдаваемых им лошадиных сил.

Мощность имеет ключевое значение при оформлении ежегодного страхования авто, вдобавок влияя на динамику скорости транспортного средства. Чтобы узнать искомое значение, опираются на крутящий момент, расход воздуха, скорость разгона до ста километров в час и др.

Калькулятор расчета мощности двигателя автомобиля — эффективное средство для тех, кто стремится узнать, сколько сил у мотора.

Настройка микрометрического нутромера — пошаговое описание

Для получения точных значений, измеряемых нутромером, понадобится предварительно настроить или отрегулировать прибор. Настройка проводится в следующих случаях:

  • когда прибор вводится в эксплуатацию;
  • при его применении;
  • после продолжительного хранения.

Предварительно нужно оценить состояние прибора. Отсутствие внешних дефектов — это еще не повод говорить об исправности инструмента

Особое внимание уделяется микрометрической шкале и наконечникам. Убедившись в исправности изделия, следует переходить к непосредственному процессу его настройки

Первоначально следует подготовить необходимые материалы — винтовая пара (микрометрическая головка), удлинители, установочная мера и ключ. Удлинители подбираются в зависимости от номинальной длины, указанной в маркировке. Проверяется первоначально установка прибора на ноль (другими словами выясняем, откалиброван он или нет). Для установки микрометрического нутромера на ноль выполняются следующие действия:

Убеждаемся в том, что температура окружающей среды составляет в среднем 20 градусов. Отклонения в большую или меньшую сторону на 5 градусов и более недопустимы, так как это повлияет на величину погрешности

Важно также учесть влажность, которая не должна быть выше 80%

Соединяем винтовую пару с наконечником.

Далее берем установочную меру, и прикладываем к ней прибор.

Вращаем барабан до момента, пока прибор не будет слегка фиксироваться в установочной мере. Плотность соприкосновения фиксируется на ощупь. Измерительные стержни должны касаться рабочей поверхности с небольшим трением. Фиксируется зажимной винт, и проверяем соотношение основной шкалы с нониусной. Прибор считается выставленным на ноль, когда видна следующая картина, как показано на фото ниже (риска с нулевым значением совпадает с отметкой основной шкалы).

Если значение 0 не совпадают с основной риской, тогда прибор нуждается в регулировке. Для этого извлекаем его из установочной меры, и ослабляем верхнюю гайку, которая показана на фото ниже стрелкой.

Вместо гайки может быть винт под шестигранник, что зависит от производителя инструмента.

Барабан с нониусной шкалой вращается до момента совпадения с продольным штрихом стебля. После того, как нулевое значения нониусной шкалы будет совпадать с продольной риской, нужно затянуть винт, который был предварительно ослаблен.
Повторно выполняются действия, описанные в пункте 3 и 4 с установочной мерой.

Приступать к измерению микрометрическим нутромером можно исключительно после того, как прибор будет отрегулирован, то есть, выставлен на ноль. Эта процедура еще называется калиброванием, которая выполняется обязательно перед каждым измерением.

Это интересно! Правильно настроен инструмент тогда, когда нулевой штрих продольной шкалы слегка виден, и совпадает с нулевой отметкой барабана. На фото показано правильно отрегулированный штихмас.

После настройки можно переходить к измерительным манипуляциям. Как правильно измерять диаметры внутренних отверстий заготовок при помощи микрометрического нутромера, рассмотрим подробно.

Какие бывают нутромеры

Их классификация довольно условна, но все же, по способу проведения замеров их разделяют на:

Микрометрические – позволяют определить реальную длину, абсолютным методом.

Индикаторные – получают все значения относительным путем, то есть сравнивая их с уже настроенным шаблоном.

По форме головки они могут быть:

  • сферические – все поверхности расположены на одной окружности;
  • цанговые – со своеобразным цилиндром в завершающей части;
  • кромочные – с пересекающимися осями, образующими острие в форме стрелы.

По виду передачи:

  • рычажные;
  • клиновые;
  • конусные.

По числу точек соприкосновения:

  • двухконтактные – наиболее распространены;
  • трехконтактные (пассиметры) – с одним подвижным наконечником.

По рабочему диапазону:

  • узкого – 18-50 мм;
  • широкого – 3-1000 мм.

Также существует разделение, есть ли нониус или же его нет, электронная ли головка или же механическая, и поменее важным параметрам.

Нутромер микрометрический — как пользоваться с фото и подробным описанием

Пользоваться микрометрическим нутромером не сложно, но есть некоторые трудности, с которыми сталкиваются новички, что в итоге приводит к получению неправильных значений. Рассмотрим, технологию работы штрихмасом для измерения широких или больших отверстий.

Для начала нужно правильно подготовить инструмент к работе. Имеется в виду не его настройка, выполненная в предыдущем пункте, а использование соответствующих удлинителей, размер которых зависит напрямую от диаметра измеряемой детали. Для этого следует воспользоваться штангенциркулем, которым измеряется внутренний диаметр детали.
Измеренное штангенциркулем приблизительное значение поможет подобрать необходимый удлинитель для прибора. Теперь разберемся, как подобрать необходимый удлинитель. На головке прибора указывается его общая длина, например, 75-88 мм или 50-63 мм (зависит от модели прибора). Первое значение говорит о длине без наконечника, а второе — с наконечником

Важно не путать с ГОСТом, так как на головке также указывается номер ГОСТа, например, в виде ГОСТ 10-75, как показано на фото ниже.
Ниже на фото показано, как выглядит маркировка длины прибора, которая указывается на головке инструмента.
Когда известна общая длина инструмента, а также ориентировочный размер отверстия, которое предстоит измерить нутромером для получения точных значений, не составит подобрать подходящий удлинитель. Удлинители также имеют маркировку, поэтому, если длина измеряемого отверстия составляет 104 мм, тогда к инструменту прикручиваем удлинитель размером 40 мм (для прибора размером 50 мм)

Если подходящего удлинителя в наборе нет, тогда собираем его из нескольких составляющих, например, 25 мм и 15 мм.
Самая сложная часть работ выполнена, и теперь остается произвести измерения. Располагаем прибор внутри отверстия и, вращая барабан, добиваемся соприкосновения наконечников с внутренними стенками детали.
Прибор должен располагаться в центре детали. Наконечники не должны слишком плотно прижиматься к стенкам, а с незначительным (очень легким) усилием. После этого следует зафиксировать стопорный винт.
Извлекаем прибор из детали, и проверяем качество фиксации съемного наконечника. Если его крепление ослабло, нужно подтянуть, и произвести повторные измерения.
После извлечения прибора приступаем к снятию показаний. Если , то трудностей с определений показаний нутромера не возникнет.  
Если же впервые слышите о микрометре, тогда показания снимаются следующим образом — сначала считаем общую длину прибора вместе с наконечником. Если используем инструмент длиной 75 мм и головку 25 мм, тогда сразу получаем 100 мм. Далее смотрим на шкалу, и считаем количество рисок. На какую шкалу нужно смотреть? Здесь многие очень часто путаются, но все очень просто
Обратите внимание на расположение ноля. Если он расположен сверху, значит, отсчитываем верхние риски, деление которых равно 1 мм.
По примеру на фото видим 4 риски, то есть 4 мм
Последняя риска точно совпадает с барабаном, и снизу после нее нет больше рисок, поэтому на нижнюю шкалу не смотрим. Теперь считаем сотые доли мм по нониусной шкале. Смотрим на отметку нониуса, которая совпадает с продольной шкалой. Цена деления нониуса равна 0,01 мм, поэтому по примеру видим, что значение составляет 0,01 мм. Складываем полученные данные, и получаем: 100 + 4 + 0,01 = 104, 01 мм. Это точный диаметр отверстия измеренной детали.

Это интересно! Чтобы убедиться в правильности проведенных измерений, рекомендуется повторить процесс, но уже измеряя расстояние (диаметр) внутренней поверхности заготовки в другой плоскости.

Справедливости ради нужно отметить, что нижняя шкала на нутромере имеет деление 0,5 мм. Как видно из описания, пользоваться микрометрическим нутромером совсем не трудно, и с этой задачей справится каждый, если предварительно прочитает инструкцию. На видео ниже показано, как пользоваться микрометрическим нутромером, особенности его настройки и считывания показаний.

https://youtube.com/watch?v=hyqEwtqDxNY

Не забывайте учитывать погрешность прибора. Ее величина обязательно указывается в паспортных данных к каждой модели.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FAQ по авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: