Чип-тюнинг: как не угробить автомобиль?

Сколько стоит чип-тюнинг?

Все зависит от того, какой тип тюнинга будет производиться над автомобилем. Также на такое ценообразование играет множество и других факторов, таких, например как: марка машины, модель, тип двигателя, год выпуска, запросы клиента и многое чего другое. Но самым главным, что влияет на стоимость чиповки, непосредственно будет тот фактор, кто будет производить данную чиповку —  частный мастер, специалист из неофициального автосервиса или официальная дилерская автомастерская.

Разброс цен на рынке достаточно существенный. От нескольких тысяч рублей до сотни тысяч этих рублей. Самая распространённая цена простого чип-тюнинга в среднем по стране колеблется в районе где-то от 3000 до 7000 тыс. рублей (настройка несколько параметров смеси двигателя).

И что выбрать в конечном счете, это решать Вам. Помните только о том, что цена не может говорить о качестве выполняемых услуг. Все зависит конкретно от мастера, который будет проводить работы по модернизации программного обеспечения. Среди частников иногда встречаются высокопрофессиональные электронщики, которые дорожат своей репутацией и как правило, делают таковой чип-тюнинг автомобилю очень качественно. Но, к нашему глубокому сожалению, частные мастера не могут себе позволить иметь дорогостоящее оборудование для современного чип-тюнинга.

Поэтому надо помнить, если Вы хотите существенным образом изменить работу заводской программы работы двигателя, то в любом случае вам необходимо обращаться в крупную специализированую мастерскую или к официальному дилеру.

За последние годы в нашей стране многие официальные дилеры начали предоставлять услугу чип-тюнинга, которая заключается в простом перепрограммировании работы двигателя. Видов подобного тюнинга от официалов сегодня тоже не мало. Начиная например, от простого изменения нескольких настроек параметров смеси бензина и воздуха, до установки нового блока управления двигателем от другой более мощной модели автомобиля.

Также некоторые дилеры предлагают поставить на машину новый электронный блок управления двигателем, программа которого создана каким-нибудь известным в мире тюнинг-ателье. (стоимость работы- от 60 до 150 тыс. рублей).

К большому сожалению, модернизация работы программы управления двигателем у дилера не гарантирует Вам 100% качества выполненных услуг и сохранение заводской гарантии. Как правило, официальный представитель от производителя старается провести по документам оказание услуг по чиповке в качестве обычных диагностических работ.

Характеристики, изменяющиеся при чип-тюнинге

Мастера, осуществляющие чип-тюнинг, занимаются коррекцией таких параметров:

  • коэффициенты калибровки, которые определяют выбор наиболее подходящего момента зажигания;
  • фазы газового распределения;
  • функционирование перепускного клапана;
  • коэффициент воздушного избытка.

Процедура отличается сложностью и индивидуальностью, поскольку невозможна перенастройка двух разных моторов по одним и тем же параметрам. Специалисты по чип-тюнингу используют комплексный подход к такой задаче, корректируя показатели, поддающиеся перенастройке, которая не навредит двигателю.

Как избежать проблем, возникающих в процессе перепрошивки?

Во избежание сложных моментов важно чиповать двигатель при помощи специализированного оборудования и использовать только качественные и проверенные прошивки. Качественное ПО всегда предусматривает корректировку контрольной суммы и возможность перепрошить чип с сохранением базовых настроек

В некоторых случаях можно установить сразу несколько режимов управления, а в последующем переключаться между ними, но для этого требуется установка дополнительной программы под названием «Step Power».

Важно! Современные машины иностранного производства могут иметь очень много различных параметров, и чтобы не искать нужные таблицы, которые нужно заменить, как раз таки на помощь придёт «Стэп Пауэр»

Что влияет на увеличение параметров

Мощность отображает количество работы, которую двигатель способен выполнить за определенную единицу времени. Величина имеет прямую зависимость от количества оборотов. Чем быстрее раскручивается мотор, тем больше мощности он выдает.

Исходя из этого, производители автомобилей используют ограничения (отсечку) максимальных оборотов.

Такая отсечка устанавливается механиками в электронном блоке управления (ЭБУ). Во время проведения чип-тюнинга ее можно изменить в большую сторону или полностью убрать. Величина сдвига зависит от возможностей самого двигателя. При этом мощность обязательно повысится. Однако действительно ощутимую прибавку смогут почувствовать только те, кто сознательно готов раскручивать мотор до его максимального предела.

Для автомобиля, который эксплуатируется ежедневно, более значимым считается показатель крутящего момента. Он позволяет машине даже с самым слабым дизелем полноценно конкурировать на старте с аналогичными бензиновыми моделями, имеющими преимущество по мощности.

Управлять таким автомобилем действительно приятно. Для повышения крутящего момента в атмосферном двигателе прибегают к настройке впрыска и управления зажиганием

Следует принимать во внимание параметры количества оборотов и скорость сгорания топлива

График изменения работы после чип-тюнинга

Особенности конструкции турбированных двигателей позволяют изменять давление наддува и тем самым получать значительное увеличение КПД.

Что подразумевается под чип тюнингом

Чип тюнинг двигателя — это внесения конструктивных изменений в управление работой основного силового агрегата. Зародилось данное понятие в Японии в начале 2000 годов, когда гонщики при помощи улучшенного чипа управления увеличивали мощность. Конечно, в начале пути, это был опасный опыт, поскольку мотор просто не выдерживал и «взрывался» или сгорал.

Что дает чип тюнинг автомобилю? Современные двигатели спокойно относят к данному виду доработок, ведь они рассчитаны на возможно внедренный «чиптюнинг». Многие автолюбители стали применять «чиповки» своих двигателей не только для увеличения мощности, но и для улучшения других технических характеристик.

Некоторые автомобилисты зададутся вопросом: а стоит ли делать чип доработку? Ответ — однозначно стоит, поскольку этот вариант тюнинга подразумевает улучшения характеристик машины без нанесения вреда остальным системам. Также, данный вид доработки не влияет на ресурс двигателя.

Как прошить автомобиль своими руками?

Переходим, непосредственно, к этапам чиповки. Рассмотрим, как прошить автомобиль самому, через сканер ELM327 (тип процессора последнего, самый распространенный сегодня):

  • Подготовьте все необходимое оборудование, зарядите ноутбук, установите программу для осуществления тюнинга;
  • Убедитесь, что с двигателем все отлично, для этого желательно выполнить его диагностику с помощью специального сканера (можно воспользоваться бесплатными приложениями для IOS или Андроид);
  • Подключите к ноутбуку программатор. Во время процедуры устройства должны оставаться неподвижными, поэтому надежно их закрепите или устойчиво разместите;
  • Подсоедините адаптер к диагностическому разъему OBD 2 (обычно располагается где-то под рулем, имеет форму трапеции, с 16 контактами);
  • Теперь включите зажигание автомобиля;

  • В ноутбуке запустится Flasher, задача которого – выявление ошибок.
  • После устранения выявленных неполадок, можно запускать файл с прошивкой;
  • Сначала программа отобразит заводские настройки ЭБУ, затем выполнит замену данных параметров и «зальет» в память ЭБУ новые. В случае необходимости, вы всегда сможете «откатить» назад к заводским установкам.
  • По завершении чиповки, отключите зажигание и выждите минут 5;
  • Далее, двигатель опять запускается, Flasher осуществит новую проверку. Если будут обнаружены ошибки, процедуру нужно будет полностью повторить, до их полного отсутствия.
  • Готово, вы выполнили чип тюнинг своими руками.

Также, рассмотрим, как прошить машину самому через ноутбук, если требуется доработка ЭБУ (замена микросхемы своими руками):

Первым делом необходимо извлечь ЭБУ, для этого нужно своими руками снять панель под правой и левой консолью

Действуйте аккуратно и при выключенном питании;
Чтобы снять блок, следует осторожно отвести фиксаторы;
Не касаясь контактов, извлеките из гнезда разъем;
Теперь нужно открутить болты и демонтировать ЭБУ (вместе с кронштейном);
Следующий шаг – следует вскрыть блок питания, снять крышку;
Внутри вы обнаружите печатную плату. Работайте крайне аккуратно, так как электронные компоненты очень чувствительны и их легко повредить;
Выньте микросхему, осторожно отжав ее вверх

Если она запаяна, места соединения нужно перекусить бокорезом;
Вставьте новый чип (микросхему) также, как был установлен старый (если он был запаян, тоже используйте паяльник);
Закройте крышку ЭБУ и верните его на место, выполнив этапы демонтажа в обратном порядке;
Готово, вам удалось заменить чип в ЭБУ своими руками. Теперь переходите к электронной части процедуры. Ее этапы перечислены в инструкции выше.

Ну что же, теперь вы знаете, как самому, своими руками сделать прошивку автомобиля. Примерно представляете весь фронт задач, а потому, можете принять решение о целесообразности самостоятельного чип тюнинга. Если готовы и не боитесь трудностей – вперед, мы в вас верим! Перед тем, как самому прошить автомобиль, еще раз внимательно изучите инструкции и последовательность этапов. Когда все получится, вас можно будет поздравить с успешным освоением новой науки. Вы совершенно точно станете лучше разбираться в мозгах своего автомобиля, и, кто знает, возможно, в будущем превратитесь в профессионального чип тюнера? Между прочим, в наши дни – очень прибыльное ремесло!

Как производится чип тюнинг

Для перепрошивки ЭБУ требуется программатор для чип тюнинга

Перед тем как выполнить чип тюнинг двигателя, проводится диагностика его работы. То есть вносить какие-то изменения рекомендуется только на заведомо исправном автомобиле. Нет смысла модернизировать его, если он имеет неисправности. Проверяются такие показатели как компрессия в цилиндрах, стабильность оборотов, качество топливной смеси и чистота выхлопа. После этого подключается программатор ЭБУ для чип-тюнинга. Это специальное устройство, которое непосредственно перезаписывает прошивку. Данная операция выполняется при отключенном от питания ЭБУ. Старая прошивка сохраняется в качестве резервной копии. Если новая прошивка не подойдет, то всегда можно восстановить первоначальную версию. Если есть готовая нужная прошивка, она заливается на блок за несколько минут. Если же готовой прошивки нет, то старая копируется, и в нее вносят изменения. На это может уйти несколько дней, так как вносятся правки непосредственно в программный код. Такая процедура может понадобиться только в тех случаях, когда установлен ЭБУ редкой модели, или же нужно провести более тонкую настройку. Как правило, для большинства автомобилей хватает стандартных прошивок. После того как прошивка залита в ЭБУ, автомобиль проходит проверку. Если все в порядке, то его можно эксплуатировать с новыми настройками. Если же прошивка не подходит и двигатель работает некорректно, то заливается обратно старая прошивка.

Чип тюнинга двигателя имеет следующие плюсы:

Программатор ЭБУ для чип тюнинга двигателя

  1. Увеличение мощности. Прирост лошадиных сил составляет от 5% до 20% в зависимости от типа двигателя и настроек прошивки. То есть автомобиль будет быстрее ускоряться, будет иметь запас мощности.
  2. Увеличение крутящего момента. Также на 5-20% увеличивается крутящий момент двигателя. Это позволяет двигателю легче набирать обороты, стабильно работать на низких оборотах.
  3. Убираются ограничения по скорости и количеству оборотов. При чип-тюнинге можно полностью убрать все ограничения. В этом случае контроль этих параметров будет выполнять только водитель.
  4. Сбрасываются все ошибки. Чип тюнинг также может сбросить все ошибки, если они не критичны для работы мотора. Например, если из системы выхлопа был удален катализатор, то нужно не просто отключить лямбда-зонды, но и прописать новые настройки в блоке управления. Еще можно устранить ошибки, которые вызываются установкой какого-то дополнительного оборудования.

При этом чип тюнинга двигателя имеет такие минусы:

  1. Дополнительные затраты. Цена чип тюнинга двигателя составляет от 5 до 15 тысяч рублей в зависимости от модели блока управления. Более сложная настройка может обойтись и дороже. Такие затраты не всегда имеют смысл для бюджетных автомобилей, или если двигатель не имеет хорошего потенциала.
  2. Снижение ресурса двигателя. Чип тюнинг плохо влияет на ресурс двигателя, так как увеличивается нагрузка на все детали. Фактически происходит форсирование за счет изменения настроек. При увеличении мощности на 5-10% ресурс снижается незначительно, и в принципе почти не заметен. Если же двигатель форсируется на 20-30% за счет чип-тюнинга, то это может привести к снижению ресурса мотора в несколько раз.
  3. Возможный выход из строя ЭБУ. При неправильном чип тюнинге могут быть очень печальные последствия для двигателя, худший вариант – поломка блока управления. Фактически изменение настроек блока это нарушение правил эксплуатации, и производитель запрещает это делать. Поэтому данная операция проводится на собственный страх и риск.
  4. Возможность поломки двигателя. Чип тюнинг двигателя также опасен тем, что часто убирается ограничение по количеству оборотов. В результате неопытный водитель может раскручивать его до 8-9 тысяч оборотов. Такой режим работы допустим только на несколько секунд, если же удерживать его более минуты двигатель может перегреться.

Чип-тюнинг проводится по-разному на разных двигателях. В турбированных моторах изменяется режим работы турбины. Чип тюнинг атмосферного двигателя направлен на изменение в работе топливной системы. Что же касается типа топлива, то чип тюнинг дизельного двигателя выполняется точно так же, и имеет те же плюсы и минусы.

Как выполняется чип-тюнинг?

Сейчас, самым распространенным принято считать настройку контроллера при помощи обычного компьютера. Для этого, его подключают через специальный шнур и  с помощью специальной программы вносят определенные изменения в работу двигателя. Такой тюнинг отличается своей простотой и дешевизной, а потому, доступен среднестатистическому автовладельцу.

Существует и другой способ тюнинга, который используется не со стандартной программой. Ее цель – повысить производительность мотора при сохранении его ресурса. Кроме того, электронный блок управления можно просто заменить на более производительный, что существенно улучшает работу двигателя и позволяет внести более широкие изменения в его параметры. Несмотря на возможности такого способа «чипования», стоит это достаточно дорого.

Рекомендации по использованию

Основные рекомендации по применению чипованных силовых агрегатов:

  1. Не использовать постоянно все возможности и мощности двигателя после модернизации. Срок службы двигателя после проведения чип тюнинга снижается в любом случае, это признают как сторонники модернизации, так и ее противники. Поэтому вопрос сводится не к тому, снижается ли ресурс эксплуатации или нет, а насколько он снижается. Это зависит не только от прошивки и квалификации специалиста, который ей занимался, но и от водителя. Стандартные силовые агрегаты под высокими нагрузками быстрее выходят из строя, соответственно, чипованный мотор может сломаться еще раньше.
  2. Увеличенной мощностью необходимо пользоваться периодически, к примеру, для обгона либо резкого старта. Но это более актуально для турбодвигателей, поскольку чип-тюнинг в этом случае дает более серьезный прирост.

Полезно знать

Если двигатель износился и потерял свою мощность, не рекомендуется пытаться ее увеличить посредством изменения прошивки микропроцессорного модуля.

Технология чип-тюнинга

Для начала надо скачать существующую версию прошивки с авто, а затем модифицировать её нужным образом. И достаточно много времени нужно, чтобы записать её обратно.

Иногда чтобы довести работу до конца и произвести все необходимые манипуляции, приходится снимать блок управления. Поэтому необходимы специальные слесарные инструменты.

Объектом для модернизации, как вы уже могли понять, является ЭБУ, все основные действия производятся непосредственно с ним.

Последние ЭБУ производятся без внешнего блока флеш-памяти, саму программу внедряют непосредственно в память процессора. Но ранние версии всё-таки оснащены внешней памятью, естественно, собрать всю информацию о конкретном случае необходимо заранее.

Программа управления состоит из бутлоадера, он управляет процессом запуска и обновлением прошивки, основной программы управления мотором и калибровочных программ.

При использовании бутлоадера можно обновить все составные части блока управления. В случае возникновения ошибок после установки необходимо открыть новое ПО редактором калибровок, например, «CTPro», и сохранить, после чего ещё раз попытаться записать на блок управления.

Но существует и универсальная версия программатора, который сам занимается обновлением бортового компьютера без участия мастера, например, «CombiLoader». Эта программа позволяет производить редактирование ПО через «Chip Tuning Pro» при необходимости. Но к сожалению, она не под все ЭБУ подходит.

Следует отметить, что процесс чип-тюнинга достаточно сложный и трудоёмкий. Чаще всего у опытного тюнера процесс перечиповки занимает около 2–4 часов. Но если за дело берётся новичок, то процедура может затянуться надолго. Чтобы разобраться со всем процессом, если нет определённого опыта, понадобится несколько месяцев как минимум.

https://www.youtube.com/watch?v=ieQcWsbU2as

СКОЛЬКО СТОИТ ЧИП-ТЮНИНГ АВТО?

Цены на чиповку варьируются в достаточно широком диапазоне. Если вы доверите работу гаражному мастеру, то можете отделаться и сотней долларов. Специализированные сервисы, которые подходят к процессу более системно и продуманно, могут запросить не одну тысячу долларов. За эти деньги они проведут предварительную диагностику и последующие тесты авто, предупредив поломки и повышенный износ двигателя.

Стоит также отметить, что некоторые официальные дилеры также предлагают чиповку авто. Однако она слишком поверхностная, и заключается в корректировке лишь нескольких параметров ECU и не дает водителю ощутимых результатов. А вот стоимость такой услуги будет весьма высокой.

Отметим, что чиповать авто вы можете и самостоятельно, скачав соответствующее ПО из интернета. Хоть это будет и бесплатно, но очень опасно для двигателя, так как надежность такого софта под большим вопросом.

Чип-тюнинг двигателя: плюсы и минусы

Итак, перепрошить электронный блок управления сегодня можно практически везде, причем недорого. Сразу отметим, как правило, квалификация и профессионализм мастеров интересует водителей далеко не всегда. Главное, чтобы после доработки владелец ощутил обещанные улучшения и остался доволен конечным результатом.

Для заметной разницы нужно сделать так, чтобы изменилось ощущение разгона. Сразу отметим, разгон не является максимальной мощностью. Другими словами,  после чип-тюнинга водитель на старте ощущает не добавленные мотору «лошади». На самом деле вместе с мощностью меняется и крутящий момент ДВС на разных оборотах, который затем трансмиссия преобразовывает в силу тяги на колесах. Именно моментная характеристика определяет интенсивность ускорения машины.

Теперь давайте разберемся, посредством чего в процессе чип-тюнинга удается изменить крутящий момент и мощность мотора, а также наносит ли это вред двигателю автомобиля. Прежде всего, штатная заводская программа управления ДВС создается с учетом массы ТС, передаточных чисел трансмиссии, в зависимости от типа ДВС (бензин, дизель), а также с учетом целевого назначения автомашины.

Другими словами, над прошивкой для каждой модели авто с конкретным двигателем работает целая команда автоинженеров. В обязательном порядке учитывается огромное количество различных параметров. В совокупности результат позволяет добиться приемлемых характеристик работы мотора на различных режимах, нужной отдачи от ДВС с сохранением его ресурса, экономичности, экологичности и т.д.

Однако при создании прошивки инженеры закладывают, скажем так, несколько усредненные параметры. Именно по этой причине чип-тюнинг позволяет менять настройки. Например, можно менять углы опережения зажигания. В результате в конце такта сжатия происходит воспламенение смеси и создается увеличенное давление газов на поршень, крутящий момент также возрастает.

При этом не стоит забывать, что нарушается детонационная стойкость, которая была заложена производителем мотора. Если просто, повышаются риски разрушения двигателя детонацией. По этой причине после чип-тюнинга агрегат становится более требовательным к качеству топлива, необходимо использовать горючее с большим октановым числом.

Еще добавим, что разные двигатели имеют индивидуальный запас стойкости к детонации. Если на одних моторах изменение УОЗ проходит без явных последствий, на других такие манипуляции могут быстро вывести ДВС из строя

Также важно понимать и то, что изменение угла опережения зажиганием проявляет себя не во всем диапазоне оборотов

Обычно на высоких оборотах изменение УОЗ не дает результата, то есть мощность и момент не растут. Это значит, что максимальная скорость фактически остается прежней. При этом улучшение динамики можно наблюдать на низких и средних оборотах, чего обычно достаточно для большинства рядовых автолюбителей.

Также во время чип-тюнинга производятся доработки топливных карт, меняются и другие настройки. Затем машина дополнительно настраивается в режиме «онлайн», то есть настройщик корректирует прошивку прямо на ходу, подключив ноутбук к системе управления двигателем.

Добавим, что непрофессиональные настройщики часто идут самым простым путем, то есть фактически заходят в память ЭБУ и изменяют основные параметры заводской программы. Далее машину и работу ЭСУД никто не настраивает. В этом случае последствия могут быть катастрофическими.

Сколько стоит чип-тюнинг авто?

Как мы уже сказали, все зависит от вида чип-тюнинга и от места, где вы будете проводить модернизацию работы блока управления двигателем. Повторим, некоторые дилеры предлагают свою собственную перенастройку работы программы ECU.

Но обычно их чип-тюнинг заключается максимум в обычной настройке некоторых параметров блока управления двигателем. Однако, несмотря на простоту подобного псевдочип-тюнинга, будьте готовы выложить дилеру круглую сумму. Если же вы хотите сделать более глубокий чип-тюнинг, то вам придется обращаться в специализированный технический центр либо в другое место, где вам проведут полную перенастройку работы двигателя с помощью полной чиповки ECU. 

Также стоимость чиповки зависит от марки и модели автомобиля. В том числе на конечную стоимость подобных услуг влияют ваши предпочтения.

Например, если вы хотите добавить машине максимум мощности или максимальный крутящий момент и затем провести испытание на специальном стенде или же устроить реальные испытания машины на треке, то приготовьтесь расстаться с большой суммой, поскольку тесты после чипования стоят очень дорого. 

Так что цены на чип-тюнинг варьируются довольно таки в широком диапазоне, начиная от дешевого гаражного чипования которое может стоить всего несколько тысяч рублей и заканчивая комплексными работами по чип-тюнингу включая предварительную диагностику, чип-тюнинг и последующие тесты, что может вольется в не одну десятку тысяч рублей. 

Что такое чип тюнинг

При разработке двигателей на заводе не всегда их форсируют на полную мощность. При определении границ безопасной работы производители учитывают соответствие автомобиля экологическим нормам. Если соответствия не будет, авто не пройдет сертификацию и не выйдет в продажу либо производителю придется доплатить налоги.

Двигатель управляется с помощью электронного блока управления (ЭБУ). За счет такого компьютера происходит регулировка подачи воздуха, топлива, угла опережения зажигания и других характеристик.

На заметку! 

Сколько бы мощности ни было в двигателе, через определенное время к ней привыкают, и уже через полгода захочется ее увеличить.

Чип-тюнинг – это прошивка или микропрограмма, с помощью которой изменяется управление двигателем и увеличивается его мощность. Такая замена программы ЭБУ позволяет скорректировать заводские показатели ДВС. Прошивка двигателя позволяет сделать его мощнее и при этом оставить расход топлива прежним.

Максимальный скачок мощности характерен для бензиновых и дизельных тарированных моторов. На атмосферных двигателях изменения незначительны. Как правило, их чипуют, чтобы убрать незначительные задержки и катализатор.

Атмосферный чип-тюнинг

Чип-тюнинг атмосферного двигателя возможен не на всех автомобилях с этим двигателем, а только лишь со встроенным ЭБУ. При этом процедура сможет увеличить значение мощности и крутящего момента примерно на 8–10%. Проверить реальный прирост мощности атмосферного движка можно на специализированных стендах, но, к сожалению, они у нас пока недостаточно распространены, для этих целей подойдёт и обычная трасса.

В заключение скажем, что чип-тюнинг — дело сугубо личное, только вам решать: делать его самостоятельно или в специальном автосервисе.

Если вы дочитали нашу статью до конца — значит, вам действительно интересно знать, как сделать чипование двигателя, надеемся, что прочитанный материал вам пригодится.

Чип-тюнинг зависит от…

  фото: flickr.com

… того, КАК будут настраивать автомобиль .

Итак, мы уже отметили, что очень многое зависит от прошивки и автосервиса (в гараж к дяде Васе за чиповкой ехать точно не стоит), но есть еще один нюанс установки прошивки:

профессиональный тюнер (даже в профессиональном автосервисе), с другой стороны, также может по-разному подойти к настройке. В идеальном случае его подход будет индивидуальным. Профессионал, не гонящийся только за прибылью, но работающий на результат, вряд ли будет браться за работу, если результат будет малоэффективным или риски загубить мотор слишком высоки.

Как это узнать? Запишитесь на консультацию в несколько сервисов с наилучшим рейтингом и послушайте, что вам в них скажут. Выберите тот из них, где мастер внушает доверие своими рассуждениями. Ну, а чтобы хоть что-то понимать в этой сфере, перед консультацией почитайте форумы, так меньше будете «плавать» в терминологии.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FAQ по авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: