Какие диски лучше: кованые или литые?

Недостатки литых дисков

Большие отверстия охлаждают тормоза летом, но зимой у вас будут проблемы с очисткой колес от грязи, такой как соль и т. д.

Сам материал и производство алюминиевых колес стоят дороже стальных дисков, поэтому их цена несколько выше по сравнению с «жестяными». Если вы зимой ездите на алюминиевых дисках, существует риск того, что соль в сочетании с замерзшей водой и гравием поцарапает, протравит и повредит их.

Мы также не должны забывать тот факт, что высококачественные и дизайнерские алюминиевые диски привлекают воров (однако, этот пункт, также относится и к кованым дискам). Здесь, однако, решение довольно простое в форме предохранительных винтов (со специальной, оригинальной формой крепления), где достаточно одного винта на колесо для защиты от кражи. Вы можете закрепить все колеса с помощью набора из 4 предохранительных винтов.

В чем разница между кованными и литыми дисками

Но помимо большого сходства между ковкой и литьем есть и существенная разница. В первую очередь это процесс изготовления. В общих чертах изготовление литых колес выглядит следующим образом:

  • подготавливается сплав – необходимые по технологии металлы помещаются в одну емкость и под воздействием высокой температуры, а также путем постоянного перемешивания, получают однородную массу;
  • после приготовления материала подготавливается специальная пресс-форма;
  • затем идет заливка сплава в форму – весь процесс проходит под тщательным надзором, не допускается образование пустот в литом изделии;
  • после готовый диск извлекается – это происходит только после полного остывания металла (так он наберёт достаточную прочность);
  • удаляются шлаки – по краям готового изделия могут образоваться нежелательные отложения, удаляются путем механической обработки;
  • и наконец диск проходит внешнюю отделку – нанесение надписей, полировка, грунтовая и покраска.

Технология не очень сложная и не требует особого оборудования.

Кованые колесные диски производятся немного иначе. Сначала делается заготовки – горячий сплав заливают в специальные формы в виде колон. После остывания ее распиливают на несколько частей. Затем каждую часть нагревают в печи и сдавливают прессом несколько раз.

Весь процесс ковки делится на три этапа. Первый – заготовку расплющивают. Под прессом меняется штамп. Второй – будущий диск постепенно вытягивается и приобретает форму заготовки колеса. После третьего этапа изделие получает конечную форму – уже отчетливо видны борта и борозды.

После формирования изделие нагревают до больших температур и охлаждают в воде. После этого идет механическая обработка. На станках при помощи резцов будущему диску придают конечный вид и протачивают необходимые отверстия и детали рельефа. В обязательном порядке оставляются ребра жесткости. После всего этого диск полируют и наносят эмблемы.

Есть еще несколько отличий по которым можно определить кованый диск перед Вами или литой. Сюда входят различия по трем критериям:

  • Вес – кованый диск, хоть и немного, но легче (обычно его масса до 5 кг). Причиной отличия является разный метод изготовления.
  • Стоимость – также является явным отличительным признаком. Из-за более сложного длительного процесса обработки металла, ковка стоит дороже литья. Кованые колеса считаются элитными и имеют отличные эксплуатационные качества. Поэтому и стоимость их немного завышена.
  • Метод нанесения надписей и маркировок – на кованых изделиях информацию наносят методом штамповки и гравировки. На литых дисках все надписи выпуклые.

Это, пожалуй, и все признаки по которым можно отличить диски самостоятельно при покупке.

Свойства стальных штампованных дисков

Большинство транспортных средств, которые производятся на нашей планете, изначально оснащаются стальными дисками. Конструктивно «штамповка» состоит из двух деталей: обод и диск.

  • Каждая из этих частей изготавливается из листовой стали методом холодной штамповки;
  • Затем обод соединяется с диском в один элемент при помощи точечной сварки;
  • Заключительным этапом изготовления диска становится нанесение жидкой или порошковой краски.

Весь технологический процесс производства таких «железяк» достаточно простой и дешевый.

Преимущества штампованных стальных дисков

Металлические штампованные диски, как это ни странно, также имеют достаточно преимуществ.

  1. Среди основных плюсов штампованных железных дисков необходимо отметить их низкую стоимость. Цена вопроса обычно в 2-3 раза ниже, чем аналогичное по размеру «литье».
  2. Положительной технической характеристикой будет способность дисков к деформации при ударе. Благодаря этому сталь сминается, гася при этом силу удара, а на детали подвески и рулевой механизм передается смягченное воздействие.
  3. Следующим достоинством такого диска будет возможность восстановления в большинстве случаев. Только полностью смятые и растрескавшиеся диски не поддаются ремонту. В остальных случаях можно воспользоваться рихтовкой, раскаткой, сваркой и так далее.

Недостатки стальных штампованных дисков

Наряду с важными преимуществами у металлических штампованных дисков есть ряд серьезных недостатков.

  • Среди недостатков штампованных дисков на первое место многие автомобилисты ставят их малопривлекательный внешний вид. Хотя достаточно прикрыть железные диски симпатичными колпаками и этот минус можно устранить.
  • Гораздо хуже обстоит дело с большой массой стальных колес. Это в конечном итоге отражается на снижении долговечности подвески всего автомобиля.
  • Еще одна беда постоянно преследует металлический диск – это беспощадная коррозия, которая не только портит вид диска, но и медленно разъедает его. Особенно активно происходит реакция окисления после зимы, когда оставшаяся соль, влага и тепло приводят к образованию глубоких раковин на поверхности. Нельзя терять драгоценное время, диск обязательно нужно реанимировать, удалив окислы и нанеся защитное покрытие.

К сожалению, идеальных колесных дисков не существует. Поэтому выбирать, что лучше использовать, литые или штампованные диски, следует из условий их эксплуатации. Кроме того, следует не забывать своевременно обслуживать и ремонтировать колеса.

В идеале, желательно иметь два комплекта колёсных дисков и резины: зимой использовать стальные штампованные диски, а летом переходить на легкосплавные литые или кованые.

Как отличить кованые автодиски от стальных


Стальной вариант Незнанием покупателем характеристик и внешнего вида дисков пользуются не совсем честные продавцы, но определить подделку можно в основном по весу. Средняя масса стального диска не должна превышать 4-5 кг при диаметре 15 дюймов, а вот кованый при таком же диаметре будет иметь вес уже в 7-8 кг. Описанное отличие позволит правильно определить материал изготовления диска.

Обратите внимание!

При определении данного отличия стоит учесть, что некоторые фирмы при сборке дисков применяют устаревшие технологии, что приводит к тому, что стальные и кованые изделия идентичны друг другу по своей массе.

Второе отличие основывается на том, что каемка кованой детали может быть слегка неровной и шероховатой. Это происходит, потому что в процессе производства заготовки этой части колеса далее обрабатываются на токарном станке, в то время как стальные эту процедуру не проходят, и, соответственно, их поверхность будет ровной и гладкой

Стоит обращать внимание и на характер нанесения фирменных надписей. На стальных деталях они будут более объемные, а на кованых — выдавлены на поверхности

Вам это будет интересно О покраске и восстановлении литого диска в домашних условиях

Основные характеристики кованых ободов следующие:

  • долгий срок службы;
  • низкая масса;
  • привлекательный внешний вид;
  • не «травмирует» ходовую часть автомобиля;
  • позволяет восстанавливать любые повреждения.


Кованый вариант Для определения точных отличий перед покупкой не лишним будет изучить специфику товара.

Так, при приобретении кованых изделий стоит почитать документацию, как правило, там будет обозначен термин FORGED. Но с ним стоит быть внимательным, т. к. мелкие производители подделывают различные данные и маркировку. Чтобы не попасться на эту удочку, стоит знать особенности маркировки автомобильных деталей.

Обычно в маркировку входят следующие данные:

  • Ширина обода — первая цифра в строчке, обозначающая расстояние между внутренними частями обода в дюймах.
  • Тип кромки — показывает форму окраины обода, т. е. место стыка колеса и обода.
  • Разъемность — обозначается символами «х» и «-». Первый из них обозначает, что обод неразъемный, а второй показывает, что его легко можно собрать и разобрать.
  • Монтажный диаметр — размер посадочного обода под шину.
  • Кольцевые выступы или подкаты — расположены по двум сторонам металлической части колеса и применяются, чтобы перекрывать отток воздуха при внешнем давлении на крышку. Дополнительная функция этих подкатов в том, чтобы закреплять шину на диске.
  • Вылет диска — интервал между точкой прикосновения конструкции со ступицей и центром дискового поперечного сечения.
  • Диаметр посадочного отверстия — центральное отверстие, как правило, указывается в миллиметрах. Данный фактор у легковых автомобилей находится в интервале от 50 до 70 мм. Необходимо, чтобы диаметр точно совпадал с посадочным пояском автомобильной ступицы.

Дополнительная информация!

Параметр «вылет диска» должен быть выполнен по всем установленным нормам производства, в противном случае в аварийной ситуации диск не выдержит давления и расколется

Важно также иметь в виду, что все параметры должны строго соответствовать регламенту, иначе можно спровоцировать возникновение аварийной ситуации на дороге

Это важно в моменты высокоскоростной езды, резкой остановки или при заходе на крутой поворот, т. к

в ситуации, например, с проблемным двигателем, всегда можно вызвать эвакуатор и добраться домой на такси, а вот в случае с поломкой диска во время движения придется справляться незамедлительно, чтобы избежать многочисленных дорожных проблем.

Преимущества и недостатки штампованных дисков

Стальные диски из низколегированной стали имеют следующие преимущества:

  1. Стоимость на порядок ниже, чем у легкосплавных аналогов при достаточно высоких прочностных характеристиках.
  2. Пластичность материала, за счет которой достигается повышенная степень безопасности. Диск выдерживает серьезную нагрузку, сохраняя герметичность, геометрию и целостность.
  3. Возможность восстановления после повреждения. Ремонт диска после деформации несложный и экономически оправданный.

Слабые стороны стальных дисков:

  1. Относительно большой вес изделия, увеличивающий неподрессоренную массу, что способствует более раннему износу амортизаторов, сайлентблоков, ступиц, и ухудшает геометрические характеристики.
  2. Невысокая точность изготовления, так как изделие рассчитано на установку в недорогих автомобилях.
  3. Появление коррозии даже при незначительных нарушениях защитного покрытия, из-за чего такие диски требуют регулярной покраски.
  4. Однообразный, не слишком привлекательный дизайн.

Как отличить разновидности дисков

После определения того, какие диски лучше, вам стоит понять, как отличать модели, изготовленные методом ковки, от литых. Это можно сделать, исследуя следующие параметры:

  • Массу. Главное отличие двух моделей. Например, кованая, имеющая диаметр 15 дюймов, весит около 4—5 кг, а литая такого же диаметра — около 8 кг. Кстати, при выборе изделий от отечественных производителей этот параметр может быть неактуальным, так как на наших заводах не используются передовые технологии, способные методом ковки изготовить действительно легкие детали. В итоге, если сравнить ковку от российских производителей с литьем от зарубежных фирм, то по весу она будет разниться очень несущественно.
  • Форму. На поверхности литого диска можно даже невооруженным взглядом разглядеть несовершенства (неровную кромку). Это связано с тем, что он не проходит обработку на токарном и фрезеровочном станках. Ковка таких недостатков лишняя, так как после штамповки диски проходят дополнительную обработку, за счет чего и характеризуются правильной геометрией. Исключением является лишь ультрасовременное литье. Такая продукция, хоть и стоит дороже, но уже имеет идеально ровные края.

Методику нанесения надписи. Надписи на комплектующих, которые производятся способом ковки, наносятся штампованием и являются вдавленными. Это и отличает их от выпуклых обозначений на моделях, произведенных при помощи литья. Однако исключения имеются и здесь — в модели, которая делалась на заказ методом ковки, могут сделать выпуклую маркировку и наоборот.

Спецификацию изделия

Если при покупке вы ознакомитесь с документацией продукции, обратите внимание на ее спецификацию. Там ковка будет обозначена словом FORGED, но присутствовать это слово будет на тех моделях, которые изготавливаются известными компаниями

Если вы будете иметь дело с китайским или турецким изделием, там может быть указана любая неправдивая информация.

Цену. Она не может являться определяющим фактором. Однако обычно стоимость литой модели значительно ниже кованой. Некоторые продавцы, зная это, сознательно повышают цену.

Таким образом,  если вы хотите выбрать, какие комплектующие лучше ставить на авто как с обыкновенной, так и усиленной подвеской, и ваш бюджет не слишком ограничен, выбирайте изделия, сделанные методом ковки. Они более качественно произведены, прочны. Но при ударах изделий не лишним будет съездить на СТО и убедиться в отсутствии повреждений в подвеске.

Ковка или литье: что лучше?

Всё зависит от задач.

Литые объекты являются более прочными и твёрдыми, но хрупкими. А кованые – более пластичными и менее жесткими.  Поэтому, например,  оконные решетки лучше сделать методом ручной ковки. А крупную цельную деталь, которая должна выдерживать серьезные нагрузки, лучше создать методом литья. Например, лестничные ступени или плитку лучше отлить из сплава.

Кованые изделия легче поддаются ремонту – элемент можно приварить или скрепить методом обжима (холодной ковки). Литые изделия при появлении трещин не поддаются ремонту. Причина в том, что чаще всего причиной раскола являются внутренние полости, образованные при застывании металла.

Литые предметы могут служить несколько веков, они более устойчивы к коррозии и не требуют постоянной обработки. Кованые изделия требуют ежегодной обработки краской.

Как отличить ковку от литья?

Кованые предметы будут иметь больше фактуры – сделанные руками мастера, будут иметь и неровности, и шероховатости, которые придадут шарма. Даже отшлифованные, будут  иметь следы окалины. Литые всегда более гладкие и блестящие, чаще более тяжелые.

Где больше творчества и уникальности?

Считается, что  получить эксклюзив проще с помощью ручной ковки.  Действительно, ковка — это менее трудозатратный процесс,  а значит, более доступный. Создание шедевра сосредоточено в руках одного мастера. Даже если он захочет повторить  творение, оно будет все равно другим – ведь многое зависит от исходного материала, настроения, от того, «как рука ляжет».

Однако и ковка и литьё позволяют получать как серийные изделия, так и уникальные. При литье однотипные товары создают  с помощью многоразовых (обычно чугунных) форм, в которые многократно наливают расплавленный металл.  Для получения единичных изделий (например, статуи)  литейные формы делают из недорогого металла.  При ручной ковке можно также автоматизировать процесс и получать повторяемые изделия за счет применения станков и различных обжимов.

Итак… Литьё или ковка? Решение принимать вам!  Мы же поможем в реализации любых задумок в металле путем ручной ковки.

Кованые диски: технология производства

Как же делают кованый диск? Заготовка разогревается до состояния, когда сплав становится очень пластичным (около 400-470 С). Потом податливую чушку специальным прессом вминают в подготовленную форму. На этом промежуточном этапе получается поковка — болванка, похожая на колесо. В зависимости от составляющих сплава заготовка может обрабатываться термически или двигаться дальше. Если присутствует термическая обработка, значит, диск закаляют и делают старение. После этого поковке нужна механическая обработка и декоративное покрытие.

Описанная технология производства позволяет получить кованый диск из материала, который имеет прочность сопоставимую с прочностью стали. При этом пластичность понижается не более чем на двадцать-тридцать процентов. При изготовлении кованых дисков чаще всего применяют сплавы, имеющие в своей основе алюминий и магний.

Итог

Алюминиевые диски изначально были предназначены для гонок. Они обеспечивают много преимуществ, например, каждая часть обода может быть оптимально согласована с нагрузками. Это означает, что весь обод не должен быть толстостенным, и вы сэкономите много веса. Любители тюнинга также с энтузиазмом относятся к возможности комбинирования различных материалов. Еще одним преимуществом литых дисков является их вариативность. Ширина и смещение могут быть изменены с помощью различных фланцев обода. Многокомпонентная конструкция также является преимуществом, если литые диски повреждены. В этом случае достаточно заменить только поврежденную часть, а не покупать совершенно новый обод.

Как уже упоминалось, кованые колеса имеют ряд преимуществ перед литыми. С одной стороны, они более стабильны. Это связано с использованием особенно высококачественных материалов и высокой степенью сжатия в процессе ковки, их качество поверхности намного выше, чем у литого обода. Помимо устойчивости, наиболее решающим преимуществом кованых колес является их небольшой вес. Сильное сжатие делает кованое колесо на 40% легче, чем литое колесо. Кованые диски — идеальный компаньон для спортивных водителей. Кроме того, они впечатляют своим малым весом и лучшими тормозными свойствами.

Полированная поверхность кованого обода особенно яркая и блестящая. Этот глянец сохраняется в течение особенно долгого времени при окрашивании акриловым лаковым уплотнением, поэтому отпадает необходимость в длительной полировке. Уплотнение также защищает от царапин и воздействия окружающей среды. Если вы знаете все эти преимущества кованых колес, то также понятно, почему они имеют более высокую цену, чем литые. Благодаря высокой прочности и, как следствие, малому весу, эти легкосплавные диски, безусловно, лучшие.

Какой диск лучше литой или кованый? На этот вопрос каждый автовладелец должен ответить сам, так как оба варианта дисков хороши, однако, мы бы рекомендовали приобрести кованые диски. Мы считаем их лучшими, за счет их низкого веса и прочности.

Рейтинг
( Пока оценок нет )
Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
FAQ по авто
Добавить комментарий

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: