Чтобы понять, что такое гидрокрекинг – рассмотрим технологию производства
На иллюстрации представлен типичный процесс первичной переработки нефти.
Для получения смазочных материалов, применяются такие продукты нефтеперегонки, как газойль и мазут. Основу для моторного масла, полученную с помощью гидрокрекинга, производят из газойля. Для этого на нефтеперегонном заводе строится установка гидрокрекинга.
Это масштабное сооружение, затраты на его строительство сопоставимы с ценой небольшого НПЗ полного цикла. Однако продукт, полученный с его помощью настолько популярен, что все издержки окупаются в короткий срок.
К сведению
Реакторы гидрокрекинга очищают полученный из сырой нефти газойль с помощью воска. Удаляются вредные примеси: азот, сера, фосфор. После чего, длинные 8-12 атомные цепочки разбиваются (эта процедура и называется крекингом).
Короткие, имеющие однородную структуру соединения молекул, соединяют обратно. Но уже не хаотично, а с помощью молекул водорода (процесс называется гидрирование). Отсюда слово «гидро».
В чем преимущество коротких молекул углеводородов?
- Такие соединения мало зависят от окружающей температуры, то есть вязкость меняется плавно, без вреда для конечного продукта (масла);
- Производство и дальнейшее применения продуктов гидрокрекинга экологично, поскольку не используются токсичные реактивы: только природный водород;
- Большинство вредных примесей не удаляются, а преобразовываются в полезные.
Как отличить гидрокрекинговое масло от синтетического
Как отмечалось выше, поскольку стоимость синтетических масел дороже, чем цена изготовления гидрокрекингового масла, маркетологам выгодно вводить людей в заблуждение, выдавая “доработанное” минеральное масло за синтетическое, при этом делая его дешевле, чем стоимость реального синтетического масла. Отличить по внешнему виду гидрокрекинговое масло от синтетического невозможно. Чтобы однозначно сказать, какое перед вами масло, требуется проведение химического анализа. Зачастую почерпнуть информацию о том, гидрокрекинговое масло перед вами или синтетическое, можно из подробной информации на сайте производителя или на упаковке масла.
Обратите внимание: Помимо синтетического масла, в продаже можно встретить гидросинтетическое масло (HC Synthese). Данные масла также разрабатываются при помощи технологии гидрокрекинга, и они являются не чисто синтетическими, а “полусинтетическими”, либо гидросинтетическими, как пишут производители
Полезные рекомендации
Выбирая масло для своего двигателя, и рассматривая вариант с покупкой ГК-состава, вам стоит обратить внимание на несколько главных моментов
- Производитель автомобиля и двигателей. В руководстве по эксплуатации приведены конкретные рекомендации о выборе моторного масла. Не у всех автокомпаний в число рекомендуемых входят ГК-смазки, поскольку они не способны в полной мере удовлетворить потребности силового агрегата. Рисковать и экспериментировать, заменяя синтетику гидрокрекингом, в таких ситуациях не стоит.
- Финансовая сторона. Да, синтетика заметно дороже ГК, но иногда это оправданные затраты. Если у вас есть возможность выбора между двумя технологиями, что подтверждается автопроизводителем, тогда нет смысла тратить больше денег.
- Производители масел. Как уже упоминалось ранее, не всегда ГК или HC-масла обладают достойными характеристиками. Это зависит от применяемой технологии, оборудования и технической базы компании. Потому внимательно изучайте производителя, читайте об используемых в ГК присадках и сопоставляйте их с требованиями своего автопроизводителя.
Технология хоть и не совсем новая, но только сейчас она начинает развиваться в полной мере. Не исключено, что в дальнейшем гидрокрекинг будут активно развивать, совершенствовать и модернизировать. В настоящее время благодаря ГК мы получаем отличную возможность экономить на расходном материале, не действуя в ущерб качеству, надёжности и долговечности двигателя. Вопрос только в том, допускает ли автопроизводитель использовать на своих моторах такие масла.
Почему гидрокрекинговое масло часто называют синтетическим
Как правило, сами изготовители моторных масел не стремятся отдельно акцентировать внимание потребителя на базовой основе своих продуктов. Более того, API (Американский Институт Нефти) прировнял гидрокрекинговые масла к синтетическим
По этой причине одни изготовители указывают, что масло получено при помощи HC-синтеза (Hydro Craking Synthese Technology), тогда как другие могут просто выделить, что масло синтетическое или изготовлено на основе синтетических технологий.
Некоторые производители и вовсе не указывают, какая основа использована в том или ином продукте. Получается, топ лучших моторных гидрокрекинговых масел или смазочных материалов на полностью синтетической основе в каталогах многих компаний может не иметь никаких дополнительных обозначений.
Исходя из особенностей производства становится понятно, что минеральная основа будет самой дешевой, в то время как полностью синтетическое масло окажется самым дорогим. Обычно полусинтетические масла оказываются дороже минеральных, при этом гидрокрекинговое масло стоит дороже полусинтетики.
Также на происхождение основы масла указывает такой показатель, как вязкость. На практике самые «жидкие» масла обычно синтетические (например, 0W10 и 0W20), популярные 5W30 и 5W40 часто гидрокрекинговые, 10W40 оказывается полусинтетикой или же минералкой, 15W50 обычно представляет собой минеральное масло.
Проблема правильного названия
Выяснив, что же такое это гидрокрекинговое моторное масло для двигателей и как оно делается, возникают другие вопросы. В частности автомобилисты часто путаются в названиях, поскольку ГК смазки не редко называют синтетическими. Учитывая тот факт, что о чистой синтетике в случае с ГК речи не идёт, возникает соответствующая путаница
Сами производители моторных масел для двигателей не стремятся акцентировать внимание автолюбителей на том, какая именно базовая основа используется в их продуктах. А если ещё учесть тот факт, что API приравнивает гидрокрекинг к синтетике, фактически ставя между ними знак равенства, вопросов появляется ещё больше
Технологии производства разные, и это факт. А вот по свойствам они действительно очень близки, как и по характеристикам. Можно считать, что речь идёт о сравнении высококачественной синтетики и синтетики более низкого уровня. Опираясь на выводы API, изготовителей никто не обязывает маркировать свои масла как гидрокрекинговые. Из-за этого некоторые только дописывают, что при производстве использовался метод гидрокрекинга. Обычно он обозначается как HC синтез. Другие же вообще не используют даже и маркировки, просто указывая, что масло изготовлено на синтетических технологиях.
Порой сам автомобилист даже не подозревает, что использует именно ГК масло, поскольку с полной уверенностью покупал синтетику. Отсутствие обозначений и наличие разницы только в технологии создания основы фактически приравнивает гидрокрекинг к синтетическим маслам. Нет никакой проблемы в том, если автовладелец возьмёт для своей машины ГК масло вместо чистой синтетики. Тут вопрос только в соответствии допусков и характеристик, которые требует конкретный двигатель. Основа уже играет второстепенную роль. Вполне допускается использование понятие синтетики применительно к гидрокрекинговым маслам. При этом на синтетическом продукте, изготовленном по дорогостоящей технологии, никогда не будут указывать HC-синтез. И это вполне закономерно.
Гидрокрекинг — вакуумный газойль
Относительно неглубокий гидрокрекинг вакуумного газойля с получением целевого продукта дизельной фракции может быть осуществлен в одну ступень даже при давлении 4 — 6 МПа, температуре 420 — 425 С, объемной скорости подачи сырья 1 1 ч и кратности циркуляции водорода 550 — 700 м3 на 1 м3 сырья. При получении в качестве целевых продуктов реактивного топлива и бензина необходимо повышенное давление и двухступенчатая схема процесса.
Для гидрокрекинга вакуумного газойля ВНИИ НП созданы цеолитсодержащие катализаторы ГК-9, ГК-38, ГК-87 и ГК-4. Первые три катализатора предназначаются для одноступенчатого процесса с целью получения в основном средних топливных дистиллятов, таких как реактивное топливо для современной авиации или низкозастывающие сорта дизельного топлива. Бензин в подобном процессе является нежелательным побочным продуктом. Между собой названные катализаторы различаются нюансами в показателях селективности процесса и качества целевого продукта. Катализатор ГК-8 обеспечивает несколько большую конверсию сырья и при этом обладает большими возможностями для повышения качества продуктов ( за счет выхода), катализатор ГК-87 более селективен для достижения высокого выхода средних фракций. Конкурирующий с ним нецеолитный катализатор Д-48 разработан Средаз-НИИ НП. Катализатор ГК-38 занимает промежуточное положение.
Материальный баланс двухступенчатого. |
Например, гидрокрекинг вакуумного газойля, содержащего 1 4 % — серы и 0 08 % азота, проводили по одноступенчатой схеме при 3 5 — 3 7 МПа, температуре в реакторе 420 — 425 С, объемной скорости подачи сырья 1 1 ч 1 и кратности циркуляции водородсодержащего газа 550 — 700 м3 на 1 м3 сырья. При этом было получено до 45 % ( масс.) дизельного топлива. Расход водорода равен 0 81 % ( масс.) на сырье.
Выход продуктов гидрокрекинга вакуумного газойля при получении полного ассортимента без рециркуляции тяжелых фракций ( % объемн.
Разработан процесс даухстадийного гидрокрекинга вакуумного газойля при давлении 10 0 Ша с целью получения зимнего дизтошшва с применением нового магнийсиликатного катализатора.
Кажущаяся энергия активации гидрокрекинга вакуумного газойля, крекинг-остатков и мазута в температурном интервале 380 — 460 С составляет 125 — 210 кДж / моль.
Схема превращения углеводородов в условиях процесса гидрокрекинга. |
Кажущаяся энергия активации гидрокрекинга вакуумного газойля в температурном интервале 380 — 420 С составляет 140 — 250 кДж / моль.
Основными промышленными катализаторами гидрокрекинга вакуумного газойля среднедистиллятного направления являются никель — ( кобальт) — молибденовые ( вольфрамовые) композиции. При выборе состава и способа синтеза катализаторов гидрокрекинга этого типа исходят из базовых катализаторов гидроочистки тяжелого нефтяного сырья, увеличивая их расщепляющие свойства по отношению к парафиновым и нафтеновым углеводородам и сохраняя их эффективность в реакциях гидроочистки и гидрирования.
При гидроочистке и гидрокрекинге вакуумного газойля полнота удаления ванадия превышает 9Ъ %, полнота удаления натрия в два раза ниже. С этой точки зрения очень большое значение приобретает обессоливание нефти, от которого зависит содержание в ней натрия.
Подсчитать тепловой эффект процесса гидрокрекинга вакуумного газойля 360 — 500 С, если известен выход продуктов ( вес.
Подсчитать тепловой эффект процесса гидрокрекинга вакуумного газойля 360 — 500 С, если известен выход продуктов ( вес.
Нике приведены выходы продуктов гидрокрекинга утяжеленного вакуумного газойля, осуществляемого в присутствии обычного и цеолитного катализаторов.
Во ВНИИ НП разработан процесс гидрокрекинга вакуумного газойля при давлении 15 МПа. Промышленная установка запроектирована институтом ВНИПИнефть; основной вариант — переработка вакуумного газойля сернистых нефтей с преимущественным получерием зимнего дизельного топлива. Предусмотрена также возможность переработки газойлей вторичного происхождения. Разработаны варианты с преимущественным получением реактивного топлива, арктического и летнего дизельных топлив. Процессы различаются температурным режимом в реакторах и числом ступеней. При варианте с максимальным выходом дизельного топлива процесс проводят в одну ступень, в реактивно-топливном варианте и при получении арктического дизельного топлива предпочтителен двухступенчатнй вариант. В проекте этот вариант разработан как резервный.
Гидрокрекинг
Двумя словами это полусинтетика, но непростая. Масло, добытое из нефти путем проведения целого комплекса сложнейших реакций, в следствии которых жидкость теряет все сходства с минеральным. Гидрокрекинговая жидкость – это масляная платформа с уже не минеральными, но и не синтетическими характеристиками. Суть заключается в том, что и то и другое полусинтетическое масло имеют одинаковые физические и химические особенности, оба защищают движок, смазывают внутренние части, снижают трение. Вопрос в цене, а именно: себестоимость гидрокрекингового на порядок ниже его «брата», вот и все. При тех же показателях, изготавливать продукт намного выгоднее.
Почему же не сделать подобие синтетике?!
А вот синтетика обойдется очень и очень дорого. Поэтому только полусинтетика на сегодня. Если честно, то гидрокрекинг был знаком инженерам еще в 80-х годах, просто должного внимания никто не уделял и не разрабатывал толком. Сейчас же молекулярные основы подобного типа есть у каждого завода-изготовителя. {banner_content}
Гидрокрекинговое масло – что это?
Разработчикам удалось создать нечто среднее, и получился состав лучше минерального масла, но немного уступающий синтетическому
Нельзя обойти вниманием и такой факт, как стоимость. Из-за дешевизны технологии, гидрокрекинговые масла стоят дешевле, чем синтетические
Что такое гидрокрекинг? Производство, состав автомасла
Гидрокрекингом называется современная технология, позволяющая очистить и существенно улучшить свойства минеральной основы до характеристик синтетического масла. Для изготовления применяется нефть, как это происходит и с «минералкой», после чего производится ряд химических процессов, полностью меняющих молекулярную структуру состава. В результате от стартовых характеристик, присущих минеральному маслу, практически ничего не остается.
Тщательная очистка нужна, чтобы уменьшить количество примесей, которые содержатся в первоначальном составе нефти. На выходе получается масляный компонент, не подходящий ни под одну привычную категорию моторных масел – в его основе меньше посторонних «ингридиентов», чем в минералке, но и до синтетики по качеству оно не дотягивает.
На практике это выглядит так: минеральное проходит несколько этапов очистки лишних примесей:
- Депарафинизация – чистка, позволяющая минимизировать количество парафинов – именно они повышают температуру застывания автомасел. Конечно, все ненужные примеси удалить таким методом невозможно, и свойства минералки из-за этого ухудшаются.
- Гидроочистка – насыщаясь водородом, углеводороды меняют свою структуру (гидрирование), и в результате этот процесс помогает повысить устойчивость автомасла к окислению.
- Гидрокрекинг – во время обработки возникает несколько реакций, вследствие чего удаляются соединения серы и азота, расщепляются кольца, насыщаются связи, разрываются парафиновые цепи (крекинг).
По сравнению с синтезом (методом получения синтетического масла) производство гидрокрекинговых автомасел менее затратно, что положительно влияет на исходную цену продукта.
Свойства гидрокрекингового масла
Как бы привлекательно все ни звучало по поводу глубокой очистки, но после нее нефтяной состав теряет некоторые защитные свойства, которые так необходимы двигателю. Несомненно, гидрокрекинг очищает все и вся, а все необходимые вещества впоследствии создаются с помощью присадок.
Но те же вычищаемые смолы, разного рода кислоты усиливают свойства липкости масляной пленки, улучшая его смазывающие качества. А «изъятые» из состава в процессе гидрокрекинга серные/азотные соединения обладают противоокислительными свойствами. Соответственно, часть положительных характеристик благополучно сводится к нулю.
Впоследствии при использовании чистого гидрокрекингового масла можно обнаружить высокий уровень нагара и меньшую устойчивость к коррозии (если сравнивать с синтетическим). Разумеется, все это восполняется присадками, и в итоге, если сравнивать с той же синтетикой, гидрокрекинговые масла выигрывают за счет повышенной вязкости и стойкостью к окислению.
Преимущества и недостатки
Процесс производства и сами компоненты гидрокрекингового масла нельзя отнести к дорогостоящим, соответственно, первый и существенный плюс – доступная цена при очень неплохом качестве. Кроме этого можно выделить и ряд других достоинств:
- Минимизация уровня трения;
- Даже при длительном использовании наблюдается устойчивость к появлению отложений и окислению;
- Отличная вязкость;
- Отличное взаимодействие с присадками;
- Минимальное воздействие на эластомеры.
Из минусов стоит отметить, что моторное гидрокрекинговое масло:
- Предрасположено к быстрому испарению;
- Быстрее теряет полезные качества и раньше требует замены по сравнению с синтетикой;
- Не рассчитано на условия жесткой эксплуатации.
Но при том, что стоит оно значительно дешевле синтетического, с недостатками можно и смириться.
что это и как его выбрать
На полках отечественных магазинов товаров для автовладельцев все чаще появляются новинки в области смазочных материалов
Одной из них стало гидрокрегинговое масло, сразу привлекшее внимание автомобильного сообщества. Между профессионалами и любителями разгорелось немало жарких споров в попытках ответить на вопрос: что такое гидрокрекинг и гидрокрекинговое моторное масло?
Немного о нефтепереработке
Для улучшения качественных показателей смазок, получаемых из нефтепродуктов, производится их очистка от отдельных элементов, например, серы. В зависимости от глубины обработки выделяют три химических процесса: депарафинизацию, гидроочистку и гидрокрекинг. В каждом из них масло подвергается воздействию высоких температур и давления и приобретает определенные свойства (температуру застывания, стойкость к окислительным процессам), изменяет окраску и очищается.
Под замысловатым химическим термином «гидрокрекинг» специалисты нефтеперерабатывающей промышленности понимают технологический процесс, направленный на преобразование структуры нефтепродуктов с целью получения более высоких качественных характеристик масел при их сравнительно низкой стоимости. Проще говоря, гидрокрекинговое масло — своеобразный симбиоз минерального и синтетического масел.
Их основой является нефть, прошедшая особую обработку под высоким давлением и температурой. В зависимости от интенсивности процесса и глубины обработки различают мягкий или жесткий крекинг. Сущность химического процесса заключается в разделении тяжелых углеводородных цепочек на более короткие и легкие (крекинг) с одновременным преобразованием их структуры за счет насыщения водородом (гидрирования).
В результате этого от минеральной основы практически ничего не остается, а свойства полученного масла становятся близки характеристикам синтетических собратьев. Гидрокрекинговые масла обладают превосходными вязкостными показателями, менее агрессивны (уплотнения прослужат намного дольше), а добавляемые присадки позволяют им превзойти отдельных представителей полусинтетических масел. Благодаря характеристикам и ценовому диапазону они могут стать достойной заменой «синтетики».
Качественные масла: выбор
Разобравшись с тем, что такое гидрокрекинговые смазочные материалы, стоит обратить внимание на их эксплуатационную пригодность. Эти масла, как и все прочие, имеют ряд недостатков, проявляющихся в процессе работы двигателя. Во-первых, это высокий коэффициент испарения, который приводит к значительным потерям масла в повседневной эксплуатации
Во-первых, это высокий коэффициент испарения, который приводит к значительным потерям масла в повседневной эксплуатации.
Во-вторых, низкая устойчивость к окислительным реакциям и быстрое устаревание, что требует более частой замены по сравнению с синтетическим аналогом. И наконец, в-третьих, более низкий вязкостно-температурный показатель, не позволяющий поставить гидрокрекинговые смазки в один ряд с «синтетикой». Хотя номинально, по классификации, они принадлежат к разряду синтетических.
Следует выбирать проверенную временем смазку для мотора
Что такое хорошее масло? Какие смазки выбрать: синтетические, минеральные или гидрокрекинговые? Многие автолюбители зачастую подолгу ломают голову над сложным выбором. Но ответ довольно прост: применять стоит лишь спецификации, рекомендованные производителем вашего авто для постоянного использования.
При этом ведущие производители автомобильных смазочных материалов не всегда обращают внимание покупателя на то, что в процессе производства используется гидрокрекинг. А потому отличить продукт без дополнительных исследований не представляется возможным. Стоит помнить, что гидрокрекинговое масло дешевле «синтетики»
Это и может стать отличительным признаком
Стоит помнить, что гидрокрекинговое масло дешевле «синтетики». Это и может стать отличительным признаком.